Наверх
31 июля 2021

Гюнтер Прин и пропаганда: как в Третьем рейхе создали культ личности подводного аса

Подводная лодка U-47

©waralbum.ru

7 марта исполняется 80 лет со дня гибели Гюнтера Прина – немецкого подводника и одного из самых ярких героев Второй мировой войны. Он прославился благодаря проникновению на британскую базу в Скапа-Флоу, где его субмарина потопила линкор. Это событие не только сделало имя Прина всемирно известным, но и оказало влияние на дальнейший ход как битвы за Атлантику, так и войны в целом.

Рейд в Скапа-Флоу

Атака якорной стоянки английского флота в гавани Скапа-Флоу на Оркнейских островах была заветной мечтой еще кайзеровских подводников. Во время Первой мировой немецкие субмарины совершили две неудачных попытки проникнуть на ее рейд. В межвоенный период эта база не использовалась по назначению, что сказалось на состоянии ее обороны.  Поэтому, когда к началу нового мирового конфликта английский флот вернулся в Скапа-Флоу, его безопасность там уже не была абсолютной.

Это сыграло на руку командующему немецкими подлодками Карлу Деницу. Обнаружив плохо защищенный проход в гавань, Дениц послал туда подлодку U-47 Гюнтера Прина, которая блестяще осуществила его замысел. В ночь с 13 на 14 октября 1939-го Прин проник в Скапа-Флоу, уничтожил там линкор «Ройал Оук» и вернулся домой невредимым.

Английский линкор «Ройал Оук», уничтоженный Прином в Скапа-Флоу 14 октября 1939 года

en.wikipedia.org

Для англичан случившееся стало настоящим шоком. В своих мемуарах Уинстон Черчилль признал, что командир U-47 совершил подвиг, потрясший общественное мнение Великобритании.

Кто на самом деле обеспечил успех одной из самых дерзких операций Кригсмарине во время Второй мировой войны

Берлин же ликовал. Гитлер объявил Гюнтера Прина национальным героем и пригласил в рейхсканцелярию, где лично наградил подводника и весь его экипаж. С этого момента немецкая пропаганда стала боготворить Прина, сделав его настоящей звездой и лицом ВМС Германии.

Верхушка Рейха не преминула воспользоваться этим. Для министра пропаганды Йозефа Геббельса успех Прина был важен, поскольку затмил скандал, возникший после того, как немецкая субмарина потопила английский лайнер «Атения».

А Дениц ссылался на рейд в Скапа-Флоу, чтобы поднять престиж подводников в глазах фюрера и Германии.

«Провокация» Черчилля

Перед нападением на Польшу Германия предусмотрительно разместила свои подлодки в Атлантике для противодействия судоходству Великобритании и Франции, если те захотят вмешаться в конфликт. В случае войны с ними субмаринам предписывалось атаковать вражеские боевые корабли, а против торговых судов действовать в строгом соответствии с нормами международного права.

Это означало, что подводники должны были вести войну согласно «призовому праву», регламентирующему порядок задержания, досмотра и уничтожения торговых судов военными кораблями. Торговое или пассажирское судно могло быть уничтожено, только если оно не останавливалось после предупреждения, сопротивлялось досмотру или же его груз был признан контрабандой. Атаковать без предупреждения разрешалось лишь военные транспорты и торговые суда, следующие в составе конвоев или участвовавшие в боевых действиях.

Почему накануне Второй мировой Британия была не готова к борьбе с немецкими субмаринами

Великобритания объявила Германии войну 3 сентября 1939 года, спустя два дня после вторжения вермахта в Польшу. И в тот же день командир U-30 Фриц-Юлиус Лемп грубо нарушил предписания, касавшиеся гражданских судов, торпедировав английский лайнер «Атения».

На борту судна, следовавшего из Ливерпуля в Монреаль, находилось более тысячи пассажиров, треть из которых были гражданами США. К счастью, «Атения» продержалась на плаву свыше 12 часов, что позволило избежать больших человеческих жертв. Но все же 128 человек погибли, среди них 69 женщин и 16 детей.

Атака пассажирского судна вызвала большой скандал. Лондон обвинял Берлин в сознательном нарушении правил ведения войны на море. Германия отрицала причастность своих подводников к потоплению лайнера. Опасаясь, что гибель американских граждан вызовет жесткую реакцию Вашингтона, Гитлер распорядился развернуть кампанию по убеждению общественности США в том, что уничтожение лайнера было английской провокацией.

Пропагандистская дуэль Лондона и Берлина длилась больше месяца. Геббельсу удалось в ней победить, в том числе благодаря Прину. Во-первых, громкий успех рейда в Скапа-Флоу отвлек мировое сообщество от скандала с «Атенией». Во-вторых, потопление «Ройал Оука» позволило Геббельсу сделать оригинальный ход. Рейхсминистр заявил, что если даже линкор быстро затонул после попадания торпед, то как тогда мог продержаться на плаву так долго торпедированный лайнер? В итоге он обвинил Черчилля в том, что тот сам потопил «Атению», подложив на борт бомбу.

Английский лайнер «Атения» – первое судно, потопленное немецкими подводниками во Второй мировой войне

wikimedia commons

Эта уловка сработала. Опрос общественного мнения показал, что 40% американцев поверили Геббельсу. В результате, когда президент Рузвельт проталкивал в Конгрессе поправку к Закону о нейтралитете, позволяющую Англии и Франции покупать у Америки сырье для военной промышленности, она была принята лишь 63 голосами против 31. Таким образом, с помощью успеха Прина немецкой пропаганде удалось удержать США от вмешательства в войну в самом ее начале.

Имидж Деница

Планируя операцию по проникновению подводной лодки на рейд Скапа-Флоу, Карл Дениц рассчитывал убить одним выстрелом двух зайцев. Во-первых, он надеялся, что в гавани исполнителю удастся застать весь флот Метрополии. В этом случае у субмарины был шанс поразить сразу несколько тяжелых английских кораблей. Во-вторых, успешность операции гарантировала невероятный взлет престижа подводных сил.

При этом Дениц допускал, что для субмарины эта операция может закончиться гибелью. Но выбранная им U-47 смогла не только выполнить задание, но и вернуться без потерь. Правда, в Скапа-Флоу ей пришлось довольствоваться уничтожением одного линкора, так как в тот момент главные силы английского флота были в море. Но и этого Деницу было более чем достаточно.

Прин стал подводным асом №1, первым получив в кригсмарине высшую награду Третьего рейха – Рыцарский крест. Слава и популярность его были столь велики, что служили отличной рекламой всему подплаву. В результате тысячи добровольцев стремились стать частью элиты кригсмарине. Тем более, что и снабжение подплаву было обеспечено наилучшее.

Почему гросс-адмирал Дениц стал преемником Гитлера

Одновременно с этим Дениц набирал служебный авторитет и политический вес как командующий подлодками. Успех Прина позволил ему выдвинуться из общего ряда старших офицеров флота и начать сближение с военным и политическим руководством рейха. В конце концов именно Деница Гитлер назначил своим преемником. Можно сказать, что свой первый шаг к этому Дениц сделал благодаря результату спланированной им операции в Скапа-Флоу в октябре 1939-го.

Кроме того, Карл Денц смог влиять на политику развития подводных сил, которые к середине войны стали ядром кригсмарине. В итоге Германия построила свыше тысячи субмарин, фактически превратив морскую войну в подводную. И хотя военная ситуация сама вела к этому, Дениц смог ускорить этот процесс, в том числе благодаря имиджу подводников, созданному с помощью Прина.

«Где Прин?»

К 1941 году Гюнтер Прин был одним из самых известных людей в Германии, так как пропаганда Геббельса работала на создание культа его личности. Благодаря открыткам с портретом подводного аса, его участию в различных официальных мероприятиях, выступлениям по радио и интервью в газетах каждый немец знал, кто такой Прин.

Немецкий подводный ас Гюнтер Прин

Bundesarchiv/ en.wikipedia.org

Апофеозом в этом деле стали выход его мемуаров и создание детской игры по мотивам атаки U-47 английского линкора. Впрочем, огромная слава подводного аса №1 в итоге сыграла дурную шутку с теми, кто ее раздувал.

Чем известнее становился этот подводник, тем большей потерей для пропаганды стала бы его смерть. Но сберечь Прина так и не удалось. Подводный ас противился переводу на берег и продолжал выходить в море.  Всего за свою карьеру он совершил десять походов, включая участие U-47 в Норвежской кампании, обернувшейся для немецких подводников фиаско из-за массового отказа торпед. На счету у Прина, помимо потопления «Ройал Оука», были еще 30 судов общим тоннажем в 162 769 брт.

Удача отвернулась от Прина 7 марта 1941-го, когда U-47 пропала без вести в Атлантике, перестав выходить на связь после атаки очередного конвоя. Власти Германии оказались в сложной ситуации. В течение нескольких месяцев они замалчивали его гибель, чем и воспользовался Черчилль. Узнав, что U-47 не вернулась на базу, английская пропаганда отплатила Геббельсу сторицей. Британские самолеты разбрасывали над немецкой территорией листовки с вопросом «Где Прин?». Это стало причиной появления фантастических слухов о судьбе подводника. Немцы не верили в гибель Прина, поговаривая, что он и его команда отправлены в концлагерь за антинацистские настроения.

Могли ли немцы победить во Второй мировой с помощью 300 подлодок?

Загадка гибели подводного аса не раскрыта до сих пор. Долгое время считалось, что U-47 была потоплена 8 марта 1941 года глубинными бомбами английского эсминца «Вульверин». Эта версия просуществовала полвека. Лишь в июне 1991-го исторический отдел министерства обороны Великобритании провел повторное исследование данного случая и пришел к выводу, что на самом деле «Вульверин» атаковал другую немецкую субмарину. Вероятно, к этому времени U-47 уже погибла, так как последняя радиограмма с нее пришла рано утром 7 марта.

Что стало с лодкой Прина, неизвестно. Выдвигались версии, что она погибла из-за аварии или стала жертвой своей же неисправной торпеды. Море до сих пор хранит тайну гибели подводного аса, вошедшего в историю войны как человек, совершивший подвиг, признанный противником и ставший предметом для пропагандистских манипуляций верхушки Третьего рейха.

Читать полностью (время чтения 6 минут )
Избранные статьи в telegram-канале ProfileJournal
Больше интересного на канале Дзен-Профиль
Самое читаемое
31.07.2021