Разорванный на куски: как погиб британский линкор "Бархэм"
Корабли входят в историю либо благодаря своим славным деяниям, либо как главные морские катастрофы. Британский линкор «Бархэм» попал во вторую категорию. 25 ноября 1941 года он был потоплен немецкой субмариной. Эта трагедия унесла жизни 862 моряков, сделав «Бархэм» первым в списке по человеческим жертвам среди кораблей британского флота Второй мировой, погибших от ударов вражеских подлодок.
Рожденный для нефти
«Бархэм» появился на свет благодаря гонке морских вооружений, развязанной Великобританией перед Первой мировой войной. Постройка англичанами «Дредноута» – линкора нового типа – сразу обесценила броненосцы, бывшие до того главной силой на море. В результате прочие державы, чтобы не отстать от британцев, бросились строить линкоры-дредноуты, оснащенные мощной броней, вооружением и высокой скоростью.
Отличительной чертой этих кораблей стало используемое ими топливо. Великобритания стремительно переводила их с угля на нефть. Первыми ее дредноутами-нефтяниками стали четыре линкора типа «Куин Элизабет». Высокая скорость и отличный баланс вооружения, защиты и мореходности сделали их в то время одними из лучших кораблей этого класса. К их числу относился и «Бархэм».
Этот корабль был спущен на воду в 1915 году. Во время Первой мировой он служил в 5-й эскадре линкоров, состоявшей из однотипных ему кораблей. Во время Ютландского сражения эта эскадра входила в передовой отряд Гранд Флита (Grand Fleet) адмирала Д. Битти, первым вступивший в бой с кайзеровским флотом. В перестрелке с линейными крейсерами адмирала Ф. Хиппера «Бархэм» получил шесть попаданий тяжелыми снарядами, ставших причиной гибели двадцати шести моряков из его экипажа. Впрочем, английский линкор не остался в долгу, отплатив немцам тем же.
После Ютланда «Бархэм» отправился на ремонт, но вскоре вернулся в Гранд Флит. С окончанием войны Великобритания пустила на слом многие дредноуты, но не корабли 5-й эскадры. В межвоенный период «Бархэм» входил в состав атлантических и средиземноморских эскадр. В 1930–1933 годах линкор прошел модернизацию на верфи Портсмута, где ему усилили защиту от попаданий снарядов, бомб и торпед, установили зенитки и убрали одну из дымовых труб. В таком виде корабль-ветеран встретил Вторую мировую войну.
Несчастливый линкор Его Величества
Началась она для «Бархэма» скверно. Сначала он находился на Средиземном море, но вскоре получил приказ присоединиться к флоту Метрополии. 6 декабря 1939 года линкор покинул Мальту в сопровождении двух эсминцев для перехода в Великобританию. Спустя неделю, когда корабли уже подходили к шотландской базе ВМС Клайд, произошла катастрофа: «Бархэм» протаранил и потопил эсминец «Дачесс», став причиной гибели 124 британских моряков. Но на этом его злоключения не закончились.
15 декабря линкор вышел в море в составе главных сил флота Метрополии, чтобы встретить конвой с войсковыми транспортами из Канады, везший солдат в Великобританию. Эта операция прошла успешно – конвой пришел в порт. Но командующий флотом адмирал Ч. Форбс решил оставить в море отряд кораблей: «Бархэм», линейный крейсер «Рипалс» и пять эсминцев для патрулирования северного побережья Шотландии. Форбс опасался нового прорыва немецких линкоров в Атлантику, подобного тому, что имел место месяцем ранее.
Почему накануне Второй мировой Британия была не готова к борьбе с немецкими субмаринами
Увы, решение Форбса привело «Бархэм» к новой беде. Место патрулирования его отряда совпало с маршрутом немецкой подлодки U-30 Фрица-Юлиуса Лемпа, ведшего субмарину устанавливать мины у Ливерпуля. 28 декабря Лемп заметил английскую эскадру и погрузился для атаки. Задача перед ним стояла непростая, поскольку корабли шли противолодочным зигзагом. Но субмарине все-таки удалось выйти на позицию для залпа и выпустить четыре торпеды. Одна из них поразила «Бархэм».
Хотя линкор и получил пробоину, он смог «дохромать» в сопровождении эсминцев до Ливерпуля. Но атака U-30 стала вторым сигналом британскому флоту, что его линкоры уязвимы для торпед подлодок. А первым таким сигналом было потопление «Ройал Оука» двумя месяцами ранее, когда U-47 Гюнтера Прина уничтожила стального гиганта прямо на флотской базе Скапа Флоу.
Средиземноморское ристалище
После полугодового ремонта «Бархэм» вновь был в строю. В сентябре 1940-го он принял участие в неудачном нападении британской эскадры на французский порт Дакар, а затем отправился сражаться на Средиземном море под началом адмирала Каннигхема. Это был очень важный для Великобритании театр военных действий. После того как в войну вступила Италия с ее мощными ВМС, британское доминирование в Средиземном море оказалось под угрозой.
На первых порах для англичан ситуация там все же складывалась неплохо, поскольку итальянцы вели себя пассивно. Однако появление в Средиземноморье люфтваффе и высадка корпуса Роммеля в Северной Африке изменили баланс сил. Британская армия начала терпеть поражение за поражением. Но флот Каннингхема оставался по-прежнему грозен. Поскольку итальянцы не могли справиться с ним даже при поддержке немецкой авиации, Гитлер послал на помощь Муссолини свои субмарины.
"Волчья стая" против конвоя: первый успех "серых волков" в Атлантике
Первые немецкие подлодки пришли на Средиземное море в сентябре 1941-го. Подводникам адмирала Деница приходилось прорываться туда через Гибралтар, что было нелегким делом. После этого они начинали действовать с итальянских и греческих баз. И первые плоды их действий не заставили себя долго ждать – 13 ноября на дно пошел прославленный британский авианосец «Арк Ройал», торпедированный U-81 Фридриха Гуггенбергера. Его гибель стала болезненным ударом для британского флота, которому судьба уже готовила еще один неприятный сюрприз.
Разорванный взрывом
В составе Средиземноморского флота «Бархэм» не стоял без дела. Он сопровождал конвои к Мальте и Александрии, обстреливал вражеские порты и принял участие в сражении у мыса Матапан, где были потоплены три итальянских крейсера. Во время битвы за Крит линкор повредила немецкая авиация, вынудив уйти на ремонт в Дурбан. Но уже в августе 1941-го он вернулся в Александрию. Любопытно, что Каннингхем считал его кораблем второй линии, так как «Бархэм» так и не прошел полную модернизацию. Поэтому адмирал старался привлекать его к операциям лишь в составе эскадры. Но это не уберегло ветерана Ютланда от беды.
Вечером 12 ноября из греческого порта Саламис вышла подлодка U-331 с группой диверсантов на борту. Ее командир Ганс-Дитрих фон Тизенгаузен должен был доставить их в Египет, где им предстояло взорвать прибрежную железную дорогу. Высадка прошла по плану, и лодка осталась ждать группу, чтобы забрать ее после выполнения задания. Диверсанты действительно успешно установили мины, но вернуться на U-331 им помешал разыгравшийся шторм. В итоге англичане взяли их в плен прямо на берегу.
Тизенгаузен прождал диверсионную группу сутки. Из бездействия его вывела радиограмма с приказом срочно следовать к заливу Соллум, где британские корабли обстреливали побережье, поддерживая наступление своей армии из Египта. Уведя субмарину на восток, командир U-331 почти неделю патрулировал тот район в поисках целей для атаки. Фортуна улыбнулась ему 25 ноября, когда прямо по курсу лодки показалась британская эскадра адмирала Канингхэма: линкоры «Куин Элизабет», «Вэлиант» и «Бархэм» в сопровождении эсминцев шли к побережью Ливии, чтобы начать там охоту на вражеские конвои.
Находившийся в рубке Тизенгаузен видел перед собой три линкора, от которых его отделяли эсминцы, шедшие впереди строем фронта. Объявив боевую тревогу, он начал маневрировать, чтобы выйти в атаку на одного из стальных гигантов. Тизенгаузену удалось проскользнуть сквозь «экран» эсминцев и выбрать цель. Ей стал «Бархэм».
Найден немецкий крейсер, чей капитан нанес Британии унизительное поражение
В 16:19 подлодка выпустила четыре торпеды. Она стреляла почти в упор – расстояние до линкора не превышало 400 метров. Через полминуты немцы услышали три взрыва, а затем еще один. Но Тизенгаузен мог лишь гадать, попал ли он, так как сразу после залпа лодка показала на поверхности рубку. Заметивший это «Вэлиант» пошел на таран! Но U-331 успела уйти на глубину, счастливо избежав как его форштевня, так и глубинных бомб с эсминцев.
Тем временем на поверхности разыгрывалась трагедия. Получивший разом три торпеды, «Бархэм» медленно ложился раненым бортом на воду. Когда его труба достигла моря, раздался мощный взрыв, разнесший линкор на куски. Вероятно, произошла детонация боезапаса орудий главного калибра (но это лишь версия – точная причина взрыва так и не была установлена). Моряки других кораблей видели, как «Бархэм» буквально исчез в облаке дыма. Наблюдавший за этим Каннигхэм впоследствии писал, что это было «ужасное и пугающее зрелище».
Гибель линкора была столь стремительной, что большинству экипажа не удалось покинуть корабль. Часть моряков не смогла выбраться на палубу из-за того, что линкор сильно накренился. А из тех, кто все-таки сумел это сделать, многие погибли во время взрыва. В итоге с жизнью в тот день расстались 862 человека, включая и командира линкора Джеффри Кука, не покинувшего мостик своего корабля. Спастись удалось 445 счастливцам. Среди них был и герой сражения у Матапана – адмирал Придхэм-Виппелл.
Поразительно, но эпичное зрелище гибели «Бархэма» было запечатлено на кинопленку. Волею судьбы на борту одного из кораблей эскадры оказался кинооператор из отдела новостей министерства пропаганды, снимавший ролик о действиях линкоров в море. Он успел заснять трагическую картину конца линкора. Сделанные им кадры до сих пор остаются наиболее ярким образом Второй мировой войны на море.
Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".