- Главная страница
- Статьи
- «Серые волки» против «Оверлорда»: подводники Третьего рейха не смогли помешать высадке в Нормандии
«Серые волки» против «Оверлорда»: подводники Третьего рейха не смогли помешать высадке в Нормандии
6 июня исполняется 75 лет открытию Второго фронта союзниками СССР по антигитлеровской коалиции. Оно ознаменовалось высадкой англо-американских войск в Нормандии, вошедшей в историю как операция «Оверлорд». В тот день они пересекли Ла-Манш и вторглись на территорию оккупированной вермахтом Северной Франции. Подробности «Оверлорда» хорошо известны. Казалось бы, в этой истории нет белых пятен. Но немногие знают, что первой линией немецкой обороны от вторжения были не минные поля и не береговые укрепления. Эта сомнительная честь досталась «серым волкам» (подлодкам), которые должны были атаковать десант союзников еще в Ла-Манше.
Первая линия обороны
В конце декабря 1941-го по Берлину гуляли слухи о подготовке союзниками вторжения в Норвегию. Запущены они были стараниями британской разведки, причем сделано это было так ловко, что в реальность угрозы поверил сам Гитлер. В итоге гросс-адмирал Эрих Редер получил приказ привлечь все имевшиеся в составе флота корабли для обороны этой оккупированной немцами весной 1940-го скандинавской страны. Командующий Кригсмарине счел это решение ошибочным, но спорить с Гитлером, объявившим Норвегию «судьбоносной зоной», было бесполезно. Редер был вынужден отправить туда линейный корабль «Тирпиц», а также подготовить перевод линейных крейсеров «Шарнхорст», «Гнейзенау» и тяжелого крейсера «Принц Ойген» из Франции в Германию через Ла-Манш, состоявшийся в феврале 1942 года.
То же самое касалось и подводных лодок. Фюрер хотел использовать для предотвращения «вторжения» все имевшиеся субмарины, кроме действовавших на Средиземном море. Однако успехи немецких подлодок у восточного побережья США заставили его пересмотреть это решение. Гитлер оставил подводные лодки в Атлантике, не уточняя точное число субмарин, нужных для обороны Норвегии. Тем не менее их количество на севере существенно выросло. В мае 1942 года немцы сформировали 11-ю подводную флотилию, базировавшуюся в Бергене. Увеличение подводных сил серьезно сказалось на арктических конвоях, потери которых заметно возросли. Однако главной их задачей было создание первой линии обороны в случае десанта союзников в Норвегии.
Эта высадка так и не состоялась, а два года спустя немцы ждали уже десанта союзников во Франции. Гитлер и его окружение полагали, что она произойдет в мае–июне 1944-го, и, как и в 1942-м, руководитель рейха считал, что подлодки должны сформировать первую линию обороны. Сменивший в начале 1943 года гросс-адмирала Редера Карл Дениц и его штаб разработали план этой операции, согласно которому с 1 апреля 1944 года большая часть подлодок VII серии, базировавшихся в Бресте, Сен-Назере, Лорьяне и Ла-Рошели, должна была прервать походы в Атлантику и вернуться во Францию.
Уже на базах «семерки» предполагалось оборудовать шноркелями (устройства подачи воздуха с поверхности, обеспечивавшие работу дизелей под водой), новыми системами радиолокации, усиленной зенитной артиллерией и самонаводящимися акустическими торпедами. В случае высадки союзников во Франции эти субмарины были бы объединены в группу «Ландвирт» и брошены в бой. Ее численность могла составить 30–50 субмарин, готовых выйти в море спустя шесть часов после приказа.
Одновременно для этих же целей в Норвегии создавалась группа «Митте» из 20 субмарин. В случае необходимости ее должны были поддержать лодки, действовавшие в арктических водах. По плану Деница, всего «первую линию обороны» должны были составить 100 «семерок». Оставалось решить вопрос со шноркелями.
Гросс-адмирал произвел рокировку – все субмарины, имевшие эту систему, были отправлены во Францию, а тем лодкам, которые еще не успели ее получить, следовало идти в Германию для модернизации. Однако бомбардировки союзников, нанесшие серьезный ущерб верфям, сорвали этот план: к 6 июня 1944-го лишь треть из сотни подлодок, которые рассчитывал задействовать Дениц, имели шноркели.
Впрочем, эффективность хождения лодок под шноркелем была не слишком высока. Особенно это касалось действий на мелководье Ла-Манша, где эта система не давала серьезных преимуществ. Это сводило мечты Гитлера о «первой линии обороны» на нет: у лодок со шноркелями были шансы уцелеть, но не нанести серьезный урон силам противника. Субмарины без шноркелей ждала и вовсе печальная участь – их нахождение в Ла-Манше стало бы самоубийством. Для прикрытия высадки союзники планировали задействовать 1213 боевых кораблей, включая эсминцы, корветы, фрегаты и другие корабли противолодочной обороны. С воздуха им помогали бы почти шесть тысяч бомбардировщиков и истребителей.
Подлодки выходят в море
В 03:05 6 июня 1944 года штаб командования подводных сил узнал о парашютных и планерных десантах в Нормандии. Спустя пять минут он отдал приказ командующему подводными силами группы «Запад» о выходе группы «Ландвирт» в море. В течение дня базы покинули 35 «семерок»: 14 лодок вышли из Сен-Назера, две лодки из Лорьяна, 15 лодок из Бреста, четыре лодки из Ла-Рошеля.
Только восемь из этих субмарин имели шноркели. Как писал американский историк Клэй Блэйр, гросс-адмирал Дениц, понимая трудности, с которыми придется столкнуться его подводникам, решил ободрить их обращением:
«Подводники! От вас сейчас больше, чем когда-либо, зависит будущее немецкого народа. Поэтому я требую от вас самых активных действий и без оглядки на ограничения. Каждое вражеское судно, участвующее в высадке, должно быть атаковано, даже если есть опасность погибнуть. Каждый вражеский солдат и техника, уничтоженные перед высадкой, лишают врага шансов на успех. Я знаю, что в трудное время вы, подводники, прошедшие испытание боем бойцы, те, на кого я могу рассчитывать».
Несмотря на призывы своего командующего, подводники группы «Ландвирт» не могли помешать десанту через Ла-Манш. 35 субмарин было явно недостаточно для борьбы с огромными морскими и воздушными силами противолодочной обороны союзников. В штабе подводных сил понимали, что посылают субмарины на смерть, что подтверждает запись из его журнала боевых действий от 6 июня 1944 года:
«Сегодня утром главнокомандующий ВМС приказал всем лодкам группы «Ландвирт» выйти в море. Так как вопрос вторжения имеет решающее значение на ход войны, все лодки, вышедшие из Бреста, как со шноркелем, так и без, должны идти в Канал. Для субмарин без шноркеля это означает поход в один конец. По 00:15 7 июня 35 из 36 подлодок вышли в море».
Так как радиоразведка кригсмарине читала кодированные сообщения британской авиации, то Карлу Деницу было известно, что на пути к Ла-Маншу его подводников ждут 97 самолетов из 19-й британской
авиагруппы берегового командования Королевских ВВС, которая в этот день вела патрулирование. В течение 96 часов с момента выхода «Ландвирт» в море британские самолеты вывели из строя или уничтожили треть лодок этой группы. Естественно, их первыми жертвами стали подводные лодки без шноркелей.
Разгром группы «Ландвирт»
7–8 июня 1944-го стали днями избиения субмарин, вышедших из Франции в район высадки. За это время авиация союзников потопила пять лодок и еще пять повредила, вынудив их вернуться на базы. 7 июня в бою с самолетами из британской 53-й эскадрильи погибла U-629. Ей удалось сбить один патрульный B-24 «Либерейтор», но затем она была потоплена. В этот же день в Бискайском заливе британский самолет-амфибия «Сандерленд» отправил на дно U-955. Эта субмарина совершала переход из Норвегии во Францию и в «Ландвирт» не входила. 8 июня пилоты Королевских ВВС уничтожили еще три подводные лодки этой группы. В первой половине того дня в Бискайском заливе были потоплены U-970 и U-373. Первая пала жертвой «Сандерленда». Вторая была потоплена «Либерейтором» к западу от Бреста. Она была последней, 36-й лодкой «Ландвирта», вышедшей в море позднее других. В это же время у западного входа в Ла-Манш «Либерейтор» из 221-й эскадрильи Королевских ВВС расправился с U-740.
Еще пять лодок приняли бой с авиацией, добившись «пирровой победы» – несколько самолетов были сбиты зенитной артиллерией субмарин ценой больших повреждений самих лодок. 7 июня U-256 выдержала бой с «Либерейторами». Один был сбит, но бомбы второго повредили ее, и субмарина была вынуждена вернуться на базу.
Та же участь ждала и U-415 Герберта Вернера, будущего автора книги «Стальные гробы». Вернер вступил в бой с английскими самолетами, один сбил, после чего увел поврежденную лодку в Брест. Туда же вернулись U-413, U963 и U-989, поврежденные британской авиацией. Таким образом, группа «Ландвирт» всего за два дня лишилась девяти лодок. Но на этом ее неприятности не закончились.
10–12 июня U-333 подводного аса и кавалера Рыцарского креста Петера Кремера, выдержав несколько атак и сбив два британских самолета, с тяжелыми повреждениями вернулась на базу. Та же участь постигла и U-270. Выйдя победителем из боя с «летающей крепостью» В-17, она вернулась в Лорьян. А 10 июня «Ландвирт» потеряла еще одну субмарину – U-821. Эта лодка была потоплена совместными действиями самолетов из 206й и 248-й эскадрилий Королевских ВВС. Подсчитав потери, штаб подводных сил приказал вернуть все субмарины без шноркелей домой. Фактически группа «Ландвирт», получив подкрепление в виде еще шести шноркельных лодок из Франции, сократилась до 14 единиц, которые должны были противостоять союзникам в Ла-Манше.
Успехи немецких подводников в июне 1944-го были очень скромными. Несмотря на обилие целей, они потопили только пять торговых судов общим тоннажем 25 000 брт и три военных корабля. Кроме того, их торпедами были повреждены два торговых судна и фрегат. За этот убогий по меркам первых лет войны результат немцы заплатили гибелью еще двух субмарин: U-269 и U-441.
Конец немецких субмарин во Франции
Попытка использовать подводные лодки для предотвращения вторжения в Нормандию окончилась крахом. То же самое ждало и субмарины в Норвегии, которые также бросили в бой во время «Оверлорда». Авиации союзников удалось потопить семь «норвежских» лодок и вывести из строя еще шесть, вынудив их вернуться на базы. Таким образом, в течение июня 1944-го за попытку остановить высадку англо-американских войск во Франции Кригсмарине заплатили гибелью полутора десятков субмарин и их экипажей.
Кригсмарине в Ла-Манше были обречены на поражение. Кораблей и самолетов противолодочной обороны союзников было слишком много, к тому же действовали они очень умело. Немецкие подводники, которым Гитлер и Дениц отвели участь стать первой линией обороны против «Оверлорда», были бессильны остановить поток войск и грузов, переправлявшихся во Францию.
Как вспоминал участник тех событий Герберт Вернер, выходы немецких субмарин с французских баз в то время напоминали форменное самоубийство. Тем не менее немецкие подводники демонстрировали высокий боевой дух и рвались в бой. По словам упомянутого выше историка Клэя Блэйра, многие командиры немецких субмарин и их экипажи сами настаивали на том, чтобы их посылали сражаться против союзников.
После того как союзники высадились в Нормандии, подлодки Кригсмарине больше не могли базироваться во Франции. Угроза выхода англо-американских войск на побережье Бискайского залива заставила Деница отдать приказ об эвакуации субмарин в Норвегию. Действия в Ла-Манше в июне 1944 года стали последней акцией немецких подводных лодок, находившихся во Франции.
Мог бы финал этой истории быть иным? Скорее всего, нет. Лодки VII серии к тому моменту морально устарели и были обречены на поражение в противостоянии с радикально усовершенствовавшимися противолодочными силами союзников. Даже если предположить, что Германия успела бы оборудовать шноркелями все лодки, задействованные в отражении высадки, это вряд ли что-то бы изменило – превосходство союзников было слишком большим, кроме того, другие рода войск уже не могли поддержать действия флота: возможности люфтваффе по прикрытию подлодок резко сократились, а над Ла-Маншем в это время немецкие самолеты просто не имели шанса выжить. Пик могущества Третьего рейха остался позади, и превосходство союзников на море и в воздухе свело на нет все попытки противодействия высадке в Нормандии.
Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".