22 ноября 2024
USD 100.22 +0.18 EUR 105.81 +0.08
  1. Главная страница
  2. Статьи
  3. Смерть среди айсбергов: как погибло советское судно "Академик Шокальский"
Military Арктика Великая Отечественная война Кригсмарине

Смерть среди айсбергов: как погибло советское судно "Академик Шокальский"

27 июля 1943-го погиб «Академик Шокальский» – советское научное судно, ставшее одним из символов войны в Арктике. О нем писали много и многие, но не всегда правду. И хотя с момента трагического инцидента прошло 80 лет, он все еще окружен мифами.

Советское экспедиционное судно Академик Шокальский

Советское экспедиционное судно Академик Шокальский

©Полярная Почта / polarpost.ru

Потоплен, но не забыт

Экспедиционный бот «Академик Шокальский» был потоплен немецкой лодкой U-255 у мыса Спорый Наволок (Новая Земля). С тех пор история его гибели стала почти обязательным эпизодом советской литературы о войне в Арктике. Причем существует несколько версий произошедшего – как закрытых, так и публичных.

В некогда секретном советском официозе – «Хронике» боевых действий Северного флота (СФ) указано: немцы обстреляли и подожгли «Шокальский», убив и ранив несколько человек. Капитан попытался укрыть судно во льдах, но U-255 несколько раз попала в «Шокальского», и тот начал тонуть. Под огнем экипаж добрался до льдин вплавь и на уцелевшей шлюпке. Немцы подошли к ней, спросили название судна, а затем подлодка, дав ход, ударом скулы перевернула шлюпку. После этого, обстреляв из пушки людей на льдине, лодка ушла.

Правда, в «Хронике» нет ни слова о том, что 19 выживших смогли починить шлюпку и добраться на ней до берега. Но 29 июля та же U-255 угнала у них шлюпку с припасами. В итоге люди были обречены на переход по ледникам, унесший еще три жизни. Лишь к 3 августа бот «Полярник» спас уцелевших.

В открытых публикациях о «Шокальском» писали иначе. Во-первых, многие авторы утверждали, что судно не имело вооружения. Во-вторых, что немцы расстреливали находившихся в воде людей из пулеметов. В-третьих, что они протаранили форштевнем шлюпку. Таким образом, атака «Шокальского» преподносилась как военное преступление.

Подобные утверждения встречаются до сих пор. Иначе говоря, история «Шокальского» до сих пор мифологизирована, так как о ней пишут без оглядки не только на немецкие, но даже и на советские документы.

Немецкая подводная лодка U-255 1942г.

Немецкая подводная лодка U-255 1942г.

Riksarkivet (National Archives of Norway)/Wikimedia Commons

Немецкий взгляд

Летом 1943-го немецкие субмарины снова начали в рамках операции «Вундерланд-2» охотиться в Карском море на советские суда. Согласно документам кригсмарине, U-255 Эриха Хармса в этой операции отводилась особая роль. 20 июля она вышла из Норвегии к Новой Земле с грузом запчастей и топлива для гидросамолетов. U-255 предстояло найти места для их посадки. Спустя неделю Хармс вошел в Карское море.

Немецкая подлодка на Таймыре: правда или вымысел?

27 июля в 17:32 (нем. время) он заметил судно между ледяными полями, приняв его за зверобоя. Находясь со стороны солнца, U-255 приготовилась к бою. Но внезапно атаковать не получилось, поскольку в 17:54 артрасчет преждевременно сделал первый выстрел. В итоге «зверобой» развернулся и попытался скрыться во льдах.

В 18:03 немцы увидели, что цель дважды поражена, но не останавливается. Когда же один из снарядов попал в ее корму, раздался сильный взрыв: корма разломилась на части и горящее судно начало тонуть. Подойдя ближе, Хармс увидел на нем радиорубку, пеленгатор и спаренные пулеметы.

В 18:27, когда горящее судно опрокинулось, немцы заметили, что часть его экипажа находится на льдине. В вахтенном журнале Хармс записал: «насчитываю более 30 человек, заметно много женщин». После этого он обратил внимание на полузатопленную шлюпку с одним моряком. Хармс попытался выяснить у него название судна, но итог их общения был таков: «мужчина невнятно отвечает на вопросы, а затем показывает свой дневник и документы».

Не добившись ничего от этого моряка, немцы решили уйти с места атаки, продолжив разведку района. При их отходе шлюпка перевернулась, когда U-255 прошла рядом с ней – подлодка или задела ее булями или подняла волну, опрокинувшую ее.

Следующая встреча U-255 с экипажем «Шокальского» состоялась утром 29 июля. Подойдя к берегу, немцы заметили костер, людей и шлюпку. Хармс понял, что выжившим удалось вернуть ей плавучесть и добраться на ней до земли. Наблюдая за ними, он насчитал «13 мужчин и 6 женщин», но когда те увидели U-255, то бросились бежать вглубь острова. Хармс отправил своих людей на надувной лодке к берегу, и те забрали шлюпку. В ней немцы нашли спасательные жилеты, прочитав на них название судна.

Свое решение командир U-255 обосновал тем, что советские моряки «слишком быстро доберутся до ближайшей [метео] станции и натравят кого-нибудь на нас». Проще говоря, он боялся быть обнаруженным и поэтому обрек их на долгий переход по суше. Больше пути U-255 и моряков «Шокальского» не пересекались. 17 сентября Хармс вернулся в Норвегию.

Из немецких данных следуют три факта: судно было вооружено, шлюпку немцы не таранили и по людям в воде не стреляли. К этим утверждениям можно отнестись скептически – мол, немцы просто постарались обелить себя. Однако советские документы эти тезисы не опровергают.

U-255 заправляет гидросамолет. Новая Земля, 1943г.

U-255 заправляет гидросамолет. Новая Земля, 1943 год

polarpost.ru

«К пулеметам!»

Согласно отчету Штаба морских операций (ШМО) западного сектора Арктики Главного управления Севморпути (ГУСМП), 24 июля «Шокальский» вышел из Диксона к Новой Земле, имея на борту 19 членов экипажа, четырех членов экспедиции, врача, гидрографа и еще двух пассажиров. Во время плавания судно на связь не выходило. Но 27 июля ШМО принял его сигнал об атаке подлодкой, увы, без подробностей и координат. Поскольку ШМО не знал, где точно находится «Шокальский», на поиск к Новой Земле были высланы самолет и «Полярник». Спустя неделю бот спас 16 человек.

Катастрофа в Арктике: мог ли конвой PQ-17 дойти по назначению?

По возвращении выжившие, опрошенные комиссией, показали, что вечером 27 июля заметили подлодку зеленого цвета. После того как она дала первый залп, на судне началась неразбериха. Старпом Галкин вспоминал, что «все с поясами начали метаться по палубе». Вскоре раздалась команда капитана Снисаренко: «К пулеметам!» На «Шокальском» было две пулеметных точки – на носу и корме. Но стреляла лишь последняя, да и то недолго, так как осколок повредил пулемет. Расчет же носовых пулеметов сбежал, даже не открыв огонь по немцам.

Развернувшись, «Шокальский» направился во льды, войдя туда через полчаса. Судно неоднократно поражалось снарядами, его корма горела – на ней рвались боеприпасы. Во время обстрела погибли штурман, боцман и механик. Лед же спасения не дал. Как только «Шокальский» вошел во льды, то потерял ход. Тогда капитан дал команду покинуть судно.

Подлодка била по корме и правому борту, поэтому покинуть «Шокальского» можно было лишь с левого борта. Шлюпку с запасом еды спустили неудачно – она носом зачерпнула много воды. В шлюпку спрыгнули несколько человек, в том числе начальник экспедиции Большаков. Остальные вплавь или на подручных средствах добрались до льдин. Дальнейшие события выжившие описывают по-разному. Были утверждения, что немцы стреляли по шлюпке и людям в воде. Но никто из плывших не погиб.

Вильям Лескинен

Вильям Лескинен – советский гидрограф, выживший после гибели «Академика Шокальского»

polarpost.ru

Вероятно, пока немцы били по правому борту, они не видели эвакуацию экипажа, и снаряды, не попавшие в судно, с перелетом разрывались за «Шокальским», в том числе во льду. Это создало у спасшихся впечатление, что стреляют именно по ним. На льдинах артогнем были убиты два человека, о чем Снисаренко позже дал путаные показания. На вопрос, стреляли ли немцы намеренно по этим людям, он ответил «да», но при этом заявил, что немцы на самом деле не видели их, так как те «были защищены большими льдинами».

На льду умерла также женщина-повар, которой, по словам капитана, пулеметная пуля попала в шею. Но старпом утверждал, что ранения у нее видно не было и она, помешавшись, громко кричала. А о том, как и отчего умерла эта женщина, ничего внятного сказано не было. Кроме нее, в тот день погибли еще два человека, забравшиеся на киль перевернутого судна и отказавшиеся перейти на льдины к остальным. Оба пропали без вести. Таким образом, из восьми погибших в тот день пятерых убил артогонь, двое, вероятно, утонули, а причина смерти поварихи доподлинно неизвестна.

Таким образом, оснований говорить о том, что немцы расстреливали находившихся в воде, нет. Если бы Хармс хотел всех убить, то у него для этого были время и возможность. О том, что такого намерения у Хармса не было, свидетельствует случай с Большаковым, которого немцы допрашивали в шлюпке и могли легко застрелить, однако не сделали этого. Видя на льду кучку перепуганных и замерзших людей, Хармс рассудил, что их положение и так безвыходное.

Позже Снисаренко верно предположил, что немцы не убили его людей на льдине, так как «все шлюпки они считали негодными». Задание U-255 подразумевало скрытность, и Хармсу было важно, чтобы советские моряки не добрались до берега. Когда же он увидел их на земле, то по этим же соображениям лишил их шлюпки.

Действия Хармса понятны – он был врагом и не собирался жалеть «шокальцев», но судить его стоит за реальные, а не приписываемые действия. Например, начальник ГУСМП Папанин в своих мемуарах утверждал, что «гитлеровцы стали стрелять в безоружных людей», когда те высаживались на берег, но сами «шокальцы» этого не подтвердили.

Немецкие подводники в Арктике. 1943 г.

Немецкие подводники в Арктике, 1943 год

Deutsches Bundesarchiv (German Federal Archive) /Wikimedia Commons

Что скрывают мифы

Документы развеивают миф о невооруженном «Шокальском», который в реальности был оснащен пулеметами и пытался сражаться. Но его экипажу не хватило подготовки и удачи, иначе он мог бы отбиться от U-255. История знает случаи, когда надводные атаки подлодок терпели фиаско из-за яростного сопротивления их жертв. К примеру, в июне 1945-го японской шхуне удалось отразить ружейным огнем нападение американской субмарины «Биллфиш».

Цена ошибки: при разгроме арктического конвоя «Марина Раскова» был поставлен рекорд по числу жертв

Но в советское время писали иное. Упоминание о безоружном судне встречается и в мемуарах командующего Беломорской военной флотилии (БВФ) Пантелеева, и у автора истории БВФ Андреева. А одним из первых этот инцидент описал вышеупомянутый Большаков. В 1944-м он опубликовал статью о гибели «Шокальского», где не упомянул ни о коротком бое, ни о пулеметах, утверждая, что его судно было «совершенно безоружно».

Между тем гибель «Шокальского» вскрыла ряд безобразий, творившихся в Карском море, где участились плавания судов без заявок и предупреждений, что вело к запутыванию в оценке обстановки. Свои корабли там принимались за вражеские, и для борьбы с ними штаб СФ вынужден был развертывать боевые средства. 6 августа Нарком ВМФ Кузнецов приказал командующему СФ навести порядок в Карском море, где суда плавают «где и как хотят». Но это не помогло избежать их потерь, которые в 1943-м начались с гибели «Шокальского».

Увы, командование СФ и ГУСМП не сделало выводов из набега кригсмарине. В итоге штаб БВФ не знал о передвижении ряда судов Главного управления Севморпути, а оно зачастую не знало местонахождения не только своих мелких кораблей, но и больших транспортов, и даже ледоколов. В иной ситуации помощь к «Шокальскому» могла прийти раньше, что сократило бы число жертв этой трагедии. Но об этом предпочли не вспоминать.

Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".