13 июля 2024
USD 87.74 -0.25 EUR 95.76 +0.08
  1. Главная страница
  2. Статьи
  3. Катастрофа в Арктике: мог ли конвой PQ-17 дойти по назначению?
Military Арктика Великобритания Вторая мировая война Кригсмарине

Катастрофа в Арктике: мог ли конвой PQ-17 дойти по назначению?

5 июля 1942 года немецкие подлодки и авиация начали планомерное истребление судов конвоя PQ-17. Этот конвой буквально был брошен на растерзание врагу, поскольку Великобритания не захотела рисковать ради него своим флотом. Мог ли быть у этой истории иной финал, если бы союзники не спасовали перед угрозой боя?

Суда и корабли конвоя PQ-17 в Исландии

Корабли эскорта PQ-17 в Исландии. Вдали виден советский танкер "Азербайджан"

©imperial war museums/Wikimedia (включен минюстом РФ в реестр иноагентов)

Содержание:

Камень на шее британского флота

В конце лета 1941-го союзники, чтобы помочь СССР противостоять Германии, начали доставлять военные грузы в Мурманск и Архангельск. Шедшие туда конвои имели аббревиатуру PQ, а возвращавшиеся обратно – QP. Поначалу немцы на них не нападали. В то время Гитлер полагал, что поражение СССР неминуемо, а потому полярные конвои не имеют значения.

Фюрер изменил свое мнение в начале 1942-го, когда стало понятно, что блицкриг провалился. В новых условиях игнорировать конвои было нельзя, поскольку поставки в северные советские порты, по словам Гитлера, «подпитывают стойкость русских» и «поэтому должны быть прекращены».

Чтобы покончить с конвоями, немцы намеревались использовать ВВС и ВМС, сосредоточенные в Норвегии. Находившаяся там группировка состояла из более чем 250 самолетов, подлодок, эсминцев и нескольких тяжелых кораблей, включая линкор «Тирпиц», способный бросить вызов любому из линкоров союзников.

Немецкий линкор "Тирпиц"

Немецкий линкор "Тирпиц"

Wikimedia Commons

За проводку конвоев в Мурманск отвечал британский флот. К началу весны 1942-го ему удалось сопроводить в СССР 12 конвоев, из состава которых немцами было потоплено лишь одно судно. Но потом вражеское давление на арктические коммуникации усилилось. К примеру, с 24 по 30 мая немецкая авиация совершила 245 бомбардировочных и торпедных вылетов против конвоя PQ-16, потопив пять судов и повредив еще четыре.

"Комплекс авианосца": почему немецкий флот боялся британской морской авиации

Адмиралтейство тревожил рост потерь в Арктике, где наступил полярный день, облегчавший работу вражеской авиации. А присутствие в Норвегии сильной группировки немецких кораблей превращало проводку каждого конвоя в крупную морскую операцию, тяжесть которой ложилась на флот Британии.

Первый морской лорд Дадли Паунд считал, что нагрузка на северном маршруте становится слишком велика для того, чтобы британские ВМС могли справиться с ней, исполняя при этом остальные свои обязанности. «Эти полярные конвои постоянно висят у нас камнем на шее», – писал Паунд.

Многие старшие офицеры Королевского флота соглашались с ним. По их мнению, если бы немцы решили вдруг бросить свои ВМС и ВВС на один из конвоев, то добились бы успеха. Командующий флотом метрополии адмирал Джон Тови предложил сократить численность судов в ордере конвоев, чтобы ограничить масштабы возможной катастрофы.

Вероятно, Адмиралтейство с удовольствием вообще приостановило бы отправку конвоев в Мурманск до тех пор, пока не будут уничтожены вражеские аэродромы на севере Норвегии или у союзников не появится в Арктике достаточная авиаподдержка. Этого желал и британский премьер Уинстон Черчилль. 24 апреля 1942-го он предложил президенту США Рузвельту сократить поставки в СССР до наступления осени, когда закончатся полярные дни и движение в Арктике станет безопаснее. На это Рузвельт ответил, что русские ждут помощи и ее задержка осложнит отношения со Сталиным.

Тогда Черчилль попытался переложить ответственность за доставку грузов в СССР на самих русских. Когда 6 мая Москва попросила ускорить отправку в Мурманск скопившихся в Исландии судов, Черчилль предложил Сталину увеличить помощь советских ВМС и ВВС в «обеспечение безопасного прохода конвоев». В ответ Сталин резонно заметил, что понимает, «какие серьезные трудности приходится преодолевать Великобритании», но советский флот слишком мал для этой задачи, а большая часть авиации занята на фронте. Таким образом, Черчиллю пришлось готовить отправку нового конвоя, вошедшего в историю как PQ-17.

Дурное предчувствие

Для PQ-17 союзники отобрали 35 транспортов. Им предстояло перевезти 297 самолетов, 594 танка, 4246 грузовиков и еще 156 тыс. тонн различных материалов военного и гражданского назначения. В общей сложности стоимость грузов оценивалась в $700 млн (свыше $11 млрд современными деньгами). Большинство судов PQ-17 (23 единицы) несли флаг США.

Конвой PQ-17

Постер пропаганды союзников о полярных конвоях в СССР

Frederick Donald Blake/Wikimedia Commons

Непосредственно до Мурманска конвой должна была сопровождать эскортная группа из 21 корабля – эсминцы, корветы, корабли ПВО, траулеры и две подлодки. Кроме того, до острова Медвежий вместе с конвоем следовало соединение из четырех тяжелых крейсеров под командованием адмирала Гамильтона. А в нескольких сотнях километров от конвоя двигалось соединение дальнего прикрытия – авианосец «Викториес» и линкоры «Дюк оф Йорк» и «Вашингтон». Они бы вступили в бой, если бы «Тирпиц» вышел в море, но оказался за пределами зоны действия люфтваффе.

Но даже такая схема защиты PQ-17 не внушала Паунду доверия. На участке между Медвежьим и Мурманском конвой был очень уязвим, поскольку на этом отрезке пути его охраняла только эскортная группа. Если бы там его атаковал «Тирпиц», то катастрофа стала бы неминуема. Поэтому Паунд заранее настроился на худшее и решил, что его задача не привести PQ-17 в Мурманск целиком, а лишь «обеспечить проводку как можно большего количества судов конвоя». При этом Первый лорд не исключал роспуска конвоя в случае нападения немцев, чтобы его суда добирались в Мурманск поодиночке.

В морской практике роспуск конвоя при угрозе нападения сильного врага считался средством, дававшим шанс некоторым судам избежать гибели. Когда ордер распадался, транспорты рассеивались по океану, следуя по назначению в одиночку. В результате противник лишался возможности уничтожить конвой целиком. Но в случае PQ-17 имел место важный нюанс: разбегаться транспортам было в общем-то некуда – на севере льды, а на юге враг, так что суда могли идти только на восток, рассеявшись на ограниченном участке моря.

А был ли шанс?

Конвой вышел из Исландии 27 июня. Сначала все складывалось неплохо: PQ-17 двигался на восток, отбивая атаки немецких ВВС и подлодок и неся минимальные потери. Но к вечеру 4 июля нервы Паунда сдали. Основываясь на неточных данных разведки, он приказал распустить PQ-17, полагая, что «Тирпиц» уже вышел в море. Немцы действительно планировали нанести удар, но в тот момент их эскадра еще стояла на якоре. Когда немцы вышли в море, конвой уже был распущен. В итоге немецкое командование свернуло операцию с участием «Тирпица», предоставив добивать одиночные транспорты подлодкам и авиации.

Как английские подводники в 1941 году помогли защитить Мурманск

Начиная с 5 июля немецкие летчики и подводники в Баренцевом море неделю охотились на незащищенные суда. Всего, с учетом атак, произведенных 4 июля, они уничтожили 24 судна. Из состава PQ-17 до СССР дошли лишь 11 транспортов, два спасательных судна и все корабли эскортной группы.

Катастрофа PQ-17 не только обернулась имиджевыми потерями, но и внесла разлад в отношения союзников. Объясняя Сталину причину случившегося, Черчилль сослался на то, что проводить конвои в Арктике сложно, поскольку там находится сильная вражеская эскадра, и предложил временно остановить их отправку. Премьер уверял, что не может рисковать своим флотом к востоку от Медвежьего. Если бы там, прикрывая конвой, погибли один-два британских линкора, то союзники утратили бы господство в Атлантике. Но Сталин счел эти доводы неубедительными, резко протестуя против сокращения помощи СССР.

Кто же был прав?

Ясно, что конвой погиб из-за того, что командование британских ВМС боялось «Тирпица» и люфтваффе. Оно не желало рисковать своими кораблями, защищая суда на самом опасном участке пути. Но в истории Королевского флота были и случаи, когда он поступал иначе. К примеру, в ноябре 1940-го конвой НХ-84 подвергся нападению немецкого рейдера. Тогда его единственный охранник – вспомогательный крейсер «Джервис Бей» вступил с «немцем» в неравный бой и ценой своей гибели спас конвой, успевший рассеяться в океане.

Слабый против сильного: как британские крейсеры разбили итальянские линкоры

Более успешный пример защиты конвоя британцами – Второе сражение в заливе Сирт (март 1942-го). Тогда соединение британских крейсеров и эсминцев, проводившее конвой на Мальту, вынуждено было вступить в бой с сильной итальянской эскадрой во главе с линкором «Литторио» в условиях вражеского превосходства в воздухе. Но, поставив дымовую завесу, британцы отразили нападение, пугая врага торпедными атаками.

Нечто подобное произошло и в конце 1942 года, но уже в Арктике. В бою, вошедшем в историю как Новогодний, сопровождавшие конвой британские крейсеры и эсминцы отбили нападение более сильной немецкой эскадры, состоявшей из двух тяжелых крейсеров и эсминцев. Хотя британцы и понесли некоторые потери, но они сорвали вражескую атаку, заставив немцев отступить несолоно хлебавши.

Эти примеры доказывают, что, если бы битва за PQ-17 заранее не считалась проигранной, у конвоя были все шансы дойти до Мурманска. Иначе говоря, если бы крейсеры Гамильтона вступили в бой с «Тирпицем», а линкоры и авианосец Тови поспешили им на помощь, то немецкая эскадра не добилась бы легкой победы. Крейсеры и эсминцы, прикрывавшие PQ-17, могли действовать по сценарию боя в заливе Сирт. Создав дымовую завесу перед «Тирпицем», Гамильтон дал бы время конвою уйти. Любое затягивание боя немцам было невыгодно, так как они опасались появления торпедоносцев.

Бой с немцами обернулся бы потерей кораблей. Зато у конвоя появлялся шанс избежать разгрома. Однако британское Адмиралтейство предпочло пожертвовать торговыми судами, их грузами и командами, не дав сражения врагу. В результате большинству транспортов была уготована гибель, а Королевский флот впервые покрыл себя таким позором.

Подписывайтесь на все публикации журнала "Профиль" в Дзен, читайте наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль