"Стечение случайных обстоятельств": как погиб малый ракетный корабль "Муссон"
В апреле 1987 года Тихоокеанский флот потерял малый ракетный корабль (МРК) «Муссон». Катастрофа произошла на учениях, когда отрабатывались стрельбы по воздушной цели. В списке погибших – несколько десятков советских моряков.
Гроза крейсеров и авианосцев
МРК «Муссон» построили на Владивостокском судостроительном заводе. Проект 1234 «Овод» был разработан ЦКБ «Алмаз». Корабль вступил в строй в конце зимы 1982 года, вошел в состав 165-й бригады ракетных катеров Приморской флотилии разнородных сил.
Главком ВМФ СССР адмирал Сергей Горшков был высокого мнения о боевых возможностях «Оводов», называя их «пистолетом у виска империализма». «Главный калибр» МРК – 6 противокорабельных ракет П-120 «Малахит», которые способны поражать цели на дальности до 120 км. Боевая часть могла быть как обычной, так и специальной – ядерной мощностью 200 килотонн. Таким образом, МРК представляли серьезную угрозу для авианосцев и крейсеров вероятного противника.
Для защиты от атак с воздуха «Оводы» первой серии имели зенитно-ракетный комплекс (ЗРК) «Оса-МА». Боекомплект – 20 ракет, эффективная дальность стрельбы – 10 км, минимальная высота поражения целей – 25 м, скорострельность – 2 выстрела в минуту. На МРК была и универсальная спаренная артиллерийская установка АК-725. Калибр – 57 мм, скорострельность – 200 выстрелов в минуту на каждый ствол.
Корабли проекта 1234 не были лишены недостатков. Среди основных – низкая мореходность и плохая остойчивость. Бортовая качка при сильном волнении моря делала невозможным применение ЗРК и зенитной артиллерии.
Ко всему прочему надстройка и значительная часть водонепроницаемых переборок были выполнены из алюминиево-магниевого сплава (АМг). При температуре 300–400 градусов сплав начинает плавиться, при более высокой – активно гореть.
О скверных свойствах АМг было известно, но отечественные судостроители его используют. Этот сплав легче стали, не подвержен коррозии, обладает высокой механической прочностью. Его ценят и за рубежом. Так, корпуса американских кораблей проекта LCS (Littoral Combat Ship), предназначенных для действий в ближней морской зоне, полностью выполнены из АМг.
Некоторые просчеты постарались устранить при создании проекта 1234.1 «Овод-1». МРК вместо АК-725 получили артустановку АК-176, снаряды которой снабжены неконтактным радиолокационным взрывателем, а также «металлорезку» – шестиствольную 30-миллиметровую артустановку АК-630М скорострельностью 5000 выстрелов в минуту.
В конце 1980-х на вооружение ВМФ поступил ЗРК «Оса-МА2», который поражал цели, летящие над гребнями волн на высоте от пяти метров. Если бы «Муссон» нес все это современное вооружение, то катастрофы могло и не случиться.
В зоне поражения
В последний выход в море МРК отправился во второй половине дня 16 апреля 1987 года в составе отряда кораблей. Вместе с «Муссоном» шли МРК «Вихрь», малый противолодочный корабль (МПК) и два ракетных катера. На полигоне в заливе Петра Великого отряду предстояло выполнить ракетные стрельбы по морским и воздушным целям.
В 18:41 по «Муссону», следовавшему в ордере ПВО между «Вихрем» и МПК-117, с дистанции 21 км один из катеров произвел пуск ракеты-мишени РМ-15М. Отличия от обычной противокорабельной ракеты – инертная боевая часть и отключенная система самонаведения.
Гибель "Отважного": засекреченная катастрофа Черноморского флота
«Муссон» из ЗРК успешно поразил мишень, но внезапно ракета, изменив траекторию, попала в корабль. Очевидец – командир «Вихря» Алексей Остриков – так описывает случившееся: «Я наблюдал, как с "Муссона" выпустили по ракете-мишени две ЗУР. Был их подрыв, после этого – пять выстрелов из артиллерийской установки АК-725. Ракета резко изменила направление и пошла на "Муссон". Далее – оранжевое облако в районе корабля».
Следует отметить, что в тот день артиллерийская радиолокационная система управления на «Муссоне» была неисправна. АК-725 наводили вручную с помощью выносного пульта с кольцевым прицелом. Поскольку 57-миллиметровые снаряды артустановки имели только контактные взрыватели, то шансов сбить вышедшую из-под контроля ракету, летевшую со скоростью более 1 тыс. км/ч, не было.
Можно объяснить, почему это случилось: осколки зенитных ракет нанесли мишени повреждения, и она изменила заданную траекторию. Явление довольно распространенное. Один из авторов этих строк был свидетелем, как при отработке аналогичной задачи кораблями 12-й дивизии Балтфлота две ракеты-мишени были поражены ЗРК, начали описывать в небе зигзаги, после чего рухнули в море буквально в паре сотен метров от шедших кильватерным строем сторожевых кораблей (СКР).
Другой пример: 16 ноября 2013 года в крейсер УРО ВМС США «Чанселорсвилл» угодила ракета-мишень. Ранения получили несколько моряков, корабль отделался незначительными повреждениями. Спасло то, что ракета-мишень весила чуть более 100 кг. Примечательно, что оператор системы ПВО крейсера не открыл огонь в попытке защитить корабль, как он потом объяснил: не было приказа.
Во власти огня
В отличие от «Чанселорсвилла» «Муссону» фатально не повезло. Хотя ракета-мишень и не имела боевой части, но весила 2,5 тонны. Мощный удар пришелся в район радиорубки и главный командный пост (ГКП). Сразу погибли командир корабля капитан 3-го ранга Виктор Рекиш, первый заместитель командующего флотилией капитан 1-го ранга Ринат Тимирханов, командир дивизиона капитан 2-го ранга Николай Кимасов.
Топливо (150 литров) и окислитель (около 500 литров) ракеты-мишени разлились по кораблю и воспламенились. Вскоре загорелся и злополучный сплав надстройки. Командование МРК принял помощник командира капитан-лейтенант Игорь Голдобин. Он получил травму позвоночника и перелом ноги, но остался в строю. Вместе с замполитом старшим лейтенантом Василием Загоруйко офицер попытался организовать борьбу за живучесть. Безуспешно: корабль после взрыва был обесточен, средства пожаротушения не работали.
Помочь потенциально могли другие корабли, для этого они должны были стать борт к борту. Однако, опасаясь взрыва боезапаса, в первую очередь ПКР «Малахит», командующий Приморской флотилией контр-адмирал Леонид Головко запретил подходить к «Муссону».
Забегая вперед, скажем, что предосторожность была излишней: ракеты либо упали в море, либо сгорели без детонации. Зенитные ракеты начали взрываться только в 21:55, а артиллерийские снаряды – в 22:34. То есть время, чтобы попытаться спасти МРК, все-таки было.
Игорю Голдобину не осталось ничего другого, как приказать покинуть МРК. Моряки с верхней палубы прыгали в ледяную воду – температура около +4 градусов. Из пяти спасательных плотов ПСН-10М уцелел один. В качестве подручных средств пришлось использовать пустые контейнеры от зенитных ракет, которые перед выходом в море не сдали на склад. В итоге находившиеся рядом корабли подняли из воды 37 человек.
Примерно через час после начала детонации боеприпасов «Муссон» затонул. Катастрофа унесла жизни 39 из 76 моряков, находившихся на борту. Погибли 6 офицеров, 5 мичманов, 23 матроса, 5 курсантов мореходной школы и школы техников ВМФ. Для всех братской могилой стал корабль, лежащий на глубине 2900 метров.
Расследованием ЧП занималась специальная комиссия, результаты работы которой были сформулированы в 40-страничном докладе. Вывод сделан такой: стечение случайных обстоятельств и непредвиденных трагических факторов, приведших к катастрофе. Никаких других объяснений причин трагедии не нашлось.
Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".