- Главная страница
- Статьи
- В каких курьезных ситуациях оказывались подводники во время Второй мировой войны
В каких курьезных ситуациях оказывались подводники во время Второй мировой войны
Служба на подлодке сопряжена со множеством опасностей и требует от моряков особой серьезности. Тем не менее подводники тоже люди, которым не чуждо чувство юмора, да и судьба нет-нет да и подкинет им диковинный подарок, вспоминать о котором без улыбки не получится. О нескольких таких случаях, имевших место во время Второй мировой, рассказывает «Профиль».
Подводный зоопарк
После окончания Первой мировой войны планету облетел рассказ о верблюде, которого перевозили на субмарине. Ее автор, немецкий подводник Эрнст Хасхаген, описал в мемуарах, как животное привязали к палубе субмарины, после чего она погрузилась настолько, чтобы голова верблюда осталась на поверхности. В таком положении животное перевезли через Средиземное море. Правда, позже Хасхаген признался читателям, что это всего лишь байка. Но были и реальные случаи, когда подлодки ходили с четвероногими гостями на борту.
4 мая 1942-го немецкая лодка U-162, находясь у побережья Бразилии, остановила британскую шхуну «Флоренс М Дуглас». Немцы приказали экипажу покинуть судно, а затем расстреляли парусник из орудия. Осмотрев место гибели шхуны, подводники заметили среди обломков небольшую черную свинку. Командир U-162 Юрген Ваттенберг решил, что хрюшка слишком мала, чтобы стать частью обеда, и оставил ее на своей субмарине. Подводники одобрили это решение, назвав поросенка Дугласом в честь потопленной шхуны.
Вечером того же дня лодке пришлось, прячась от самолета, совершить срочное погружение. Во время него Дуглас полетел вверх тормашками, неистово визжа от ужаса. Однако травм при этом не получил. Экипаж расценил произошедшее как добрый знак, а за поросенком закрепилось реноме талисмана. Поэтому он не только не был съеден, но и в целости и сохранности доставлен во Францию, где его преподнесли в качестве подарка высокому начальству. Вероятно, Дуглас стал первой свиньей в истории, переплывшей океан на подлодке.
Нечто подобное произошло два года спустя в Индийском океане, когда британская субмарина «Сирдар» после потопления небольшого парусника выловила из воды свинью. Спустив животное в центральный отсек, подводники заметили на его теле раны и оказали первую помощь. Спасенная свинка полюбилась экипажу, поэтому предложение командира сделать из нее жаркое было встречено в штыки. Тем не менее доставить животное на базу так и не удалось. Когда лодка подходила к базе, свинья, прогуливавшаяся в это время по палубе, неожиданно бросилась в воду и уплыла.
Как английские подводники в 1941 году помогли защитить Мурманск
Бывали на борту британских субмарин и еще более необычные пассажиры. В августе 1941-го в Мурманск на помощь Северному флоту пришла подлодка «Трайдент». Совершив с советской базы три похода, она истратила все торпеды и в ноябре собралась обратно в Великобританию. На прощальном ужине с советскими офицерами ее командир Джеффри Слэйден пожаловался, что дома, в Англии, его жене бывает трудно катить коляску по снегу. Советский адмирал в ответ пошутил, что в этом ей мог бы помочь олень.
Сказано – сделано! На следующий день на «Трайдент» доставили сверток и ящик, в которых был живой олененок и мох для его кормежки. Изумлению британцев не было предела. Они с восторгом приняли подарок и нарекли оленя Поллианой в честь советской базы в Полярном. Звереныш оказался смышленым и быстро стал любимцем всего экипажа. Во время перехода лодки в Великобританию Поллиана освоилась в отсеках и, когда звучал сигнал о всплытии, первой бежала в центральный пост, чтобы подышать свежим воздухом. По прибытии «Трайдент» домой подводники передали советский презент в Лондонский зоопарк.
Сапог и саквояж
Разумеется, забавные и необычные ситуации в мире подводников возникали не только из-за зверей. Один из таких курьезов имел место во время боя британской субмарины «Триад» и итальянской «Энрико Тоти». 15 октября 1940-го эти лодки сошлись в артиллерийском поединке у Калабрии. В этой схватке итальянский подводник Никола Стаги повторил подвиг легендарного берсальера, в честь которого и была названа субмарина.
Будучи одноногим инвалидом, во время Первой мировой Энрико Тоти добровольцем ушел на фронт и, несмотря на многочисленные отказы начальства, все же добился права участвовать в боевых действиях. Получив смертельное ранение в бою, он из последних сил метнул во врага костыль.
Схожим образом поступил и Стаги, только в момент очередного сближения лодок он запустил в неприятеля не костыль, а собственный сапог. Реакция британцев на этот жест неизвестна, так как «Триад» была потоплена в бою вместе со всем экипажем.
Следующий курьез произошел в Эгейском море, когда 3 июля 1943-го британская лодка «Парфянин» заметила у побережья Пелопоннеса маленький парусник под вражеским флагом. Субмарина сделала два предупредительных выстрела как сигнал к остановке судна. После того как команда из трех человек покинула судно, на борт поднялись британцы. Там они обнаружили
саквояж, в котором лежало более 8,5 млн греческих драхм. Обрадовавшийся добыче командир «Парфянина» позволил команде парусника вернуться обратно на судно, предварительно конфисковав саквояж с деньгами.
По возвращении на базу командир субмарины решил порадовать начальство добычей. Однако вместо благодарностей получил нагоняй. Командир 1-й подводной флотилии кэптэн Филлип Рук-Кин отругал офицера за то, что тот отпустил судно, а не потопил. Такую реакцию понять несложно: за время войны драхма сильно девальвировалась, поэтому изъятые миллионы лишь казались крупной суммой, а на самом деле содержимое саквояжа ценности не представляло.
Неформальное общение
Интересные формы во время войны порой приобретало и общение подводников. В своих мемуарах британец Эдвард Янг упоминает два таких любопытных случая.
Находясь в Мурманске, экипаж субмарины «Силайон» пригласил в гости офицеров советской подлодки, стоявшей рядом с «англичанкой». Помочь преодолеть языковой барьер должен был переводчик, но в тот день он оказался чем-то занят. Из-за этого вечер обещал стать весьма своеобразным.
Как пишет Янг, русские пришли, пожали британцам руки и чинно расселись в кают-компании. Хозяева поставили на стол джин, виски, бренди, ром и шерри, знаками предложив гостям выбирать. Русские остановились на виски, которое выпили быстро и аккуратно. Тут выяснилось, что один из советских офицеров немного говорит по-немецки. Янг вспомнил, что тоже учил этот язык в школе. В итоге подводники кое-как начали разговор на языке общего врага. А выпитый алкоголь помог им наладить взаимопонимание.
Героиней еще одной забавной истории стала субмарина «Сарацен», встретившая вечером 22 декабря 1942-го итальянскую лодку «Ардженто» у побережья Алжира. Британцы сразу признали врага, а вот итальянцы не сообразили, с кем имеют дело.
«Ардженто» стала передавать на «Сарацин» световые сигналы, не понимая, что имеет дело с противником. Командир «Сарацена» Майкл Ламби приказал просемафорить в ответ бессмысленный набор символов. Итальянцы ничего не поняли, продолжив сигналить в ответ. Тогда Ламби предложил сигнальщику отвечать тем, что придет ему в голову. Недолго думая, матрос начал передавать на «Ардженто» отборные ругательства. Далеко не каждому в военное время удается высказать в лицо врагу все, что ты о нем думаешь. Поэтому сигнальщик не упустил шанс послать итальянцев «по матушке». Этим рандеву лодок и закончилось, так как атаковать друг друга им помешала темнота.
Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".