Японские "Титаники": как остров Бали стал местом страшной морской катастрофы
Морская история знает немало катастроф, сопровождавшихся большими человеческими жертвами. Наиболее известны инциденты с лайнерами «Титаник» и «Вильгельм Густлофф», а также теплоходами «Армения» и «Гойя». Но в их тени находятся куда более страшные случаи массовой гибели людей на море. 25 февраля 1944-го у острова Бали подлодка ВМС США «Рэшер» потопила два японских судна, на которых, по различным оценкам, погибло от 8 до 12 тысяч человек.
«Топи их всех!»
Американские подводники внесли весомый вклад в победу над Японией во время Второй мировой войны. Согласно официальным данным ВМС США, их субмарины потопили 1314 судов общим тоннажем 5,3 миллиона брт, фактически истребив японское судоходство на Тихом океане. Однако успехи американцев нередко сопровождались большими человеческими жертвами. Это объясняется тем, что японцы использовали морской транспорт для переброски своих войск и рабочей силы.
Одной из самых успешных «охотниц» на японские конвои стала субмарина «Рэшер», показавшая выдающийся результат по потопленному тоннажу – 99 901 брт. Эта подлодка класса «Гато» была введена в строй в июне 1943 года. После завершения курса тренировок ее командир Эдвард Хатчисон увел «Рэшер» из США в Австралию, где базировались американские подлодки, действовавшие против вражеского судоходства в водах Индонезии.
В свой первый боевой поход субмарина вышла 24 сентября 1943 года из австралийского порта Брисбен, имея приказ атаковать японские суда в море Сулавеси и Макасарском проливе. Проведя в море два месяца, «Рэшер» израсходовала все торпеды, отправив на дно три японских судна тоннажем почти 9 тыс. брт. После ее возвращения в Австралию Хатчисон был награжден, получил повышение и передал корабль другому офицеру.
Новым командиром «Рэшер» стал Уиллард Лафон – подводник, не имевший большого боевого опыта. Впрочем, это не помешало ему успешно выполнить боевую задачу во время следующего похода субмарины. 19 декабря 1943 года она вышла в море для минной постановки у вьетнамского порта Сайгон (современный Хошимин) в Южно-Китайском море.
Но если с минами Лафон и его экипаж справились хорошо, то стрельба торпедами стала для них настоящим мучением. Шесть или семь стальных «рыбок» взорвались раньше, чем достигли цели. Лишь 4–5 января 1944-го «Рэшер» сумела повредить один танкер, а затем потопить другой. Однако дальше торпедный кризис продолжился. Последняя торпеда, на которую подводники возлагали большие надежды, взорвалась через 20 секунд после пуска. Как отмечал впоследствии исторический отдел штаба ВМС США, к концу этого похода команду «Рэшер» мучили ночные кошмары о неисправных торпедах.
Вернувшиеся 24 января в австралийский порт Фримантл подводники уже слабо верили в эффективность своего оружия, с унынием ожидая начала третьего похода.
Охота на конвой
19 февраля Лафон снова вышел в море. На этот раз «Рэшер» вместе с подлодкой «Рэтн» предстояло охотиться на японские конвои в Яванском море и море Сулавеси. Рано утром 25 февраля обе субмарины прошли пролив Ломбок и достигли района севернее острова Бали, где пролегал судоходный маршрут между яванским портом Сурабая и островом Амбон (Молуккский архипелаг). Как отмечает американский историк К. Блэйр, к тому моменту «Рэтн» и «Рэшер» были оповещены разведкой о выходе из Сурабаи японского конвоя. Но отчет Лафона о третьем походе не содержит об этом никаких отметок, кроме упоминания, что лодки встретились в 16:17 того же дня и их командиры обсудили совместные действия по поиску и уничтожению целей. Это позволяет предположить, что залогом последующего успеха стала удача Лафона, а не сообщения разведки.
Как вокруг потопления «Вильгельм Густлофф» расплодились мифы и почему им нельзя верить
В 16:50 субмарины расстались, продолжив патрулирование у Бали. К этому моменту погода начала портиться: пошел дождь, видимость ухудшилась. Несмотря на это, спустя полчаса сигнальщики «Рэшер» заметили два транспорта в сопровождении двух кораблей ПЛО. Лафон решил не сближаться с ними, а обогнать конвой и занять позицию для атаки прямо по его курсу. Дав полный ход, субмарина начала гонку с японцами. Но вскоре видимость улучшилась, и «Рэшер» пришлось отдалиться, чтобы остаться незамеченной.
Тем временем Лафон сообщил на «Рэтн», что он преследует противника, но атаковать будет только после 18:42, когда сядет солнце. Проходя мимо конвоя, американцы отметили, что самый его крупный транспорт идет чуть впереди другого. Лафон выбрал это судно своей первой целью, отказавшись от атаки эскортного корабля, находившегося ближе к лодке. В 19:43 «Рэшер» заняла удобную позицию для стрельбы и выпустила четыре торпеды по головному транспорту. В этот момент подводники затаили дыхание, ожидая преждевременных взрывов. Но выпущенные торпеды сработали без брака. Цель была поражена!
После успешной атаки Лафон взял тайм-аут на перезарядку торпедных аппаратов. Субмарина отошла от конвоя, удерживая радиолокационный контакт с тонущим судном. В это время один из кораблей эскорта изменил курс, повернул к месту нападения на транспорт и описал широкий круг в поисках своего потерянного подопечного. Но тот уже скрылся под водой.
Час спустя, перезарядившись, «Рэшер» вернулась к конвою. В 20:53 сигнальщики доложили командиру, что тот движется прямо на лодку. Лафон не смог увидеть его эскорт, так как брызги и дождь били прямо в лицо, но он «поверил им на слово и начал разворачиваться прямо на полной скорости». Спустя несколько минут выяснилось, что атаковать конвой нельзя, поскольку эскортный корабль закрывал собой транспорт. Примерно в это же время «Рэтн» сообщила, что находится в 8 км от конвоя и готова помочь, если у «Рэшер» возникнут трудности. Лафон ответил, что находится в лучшей позиции и уже готовится к новой атаке.
Завершив предзалповое маневрирование, в 21:27 субмарина выпустила по оставшемуся транспорту четыре торпеды. Три из них поразили цель. На мостике лодки видели взрывы и огромный столб черного дыма с обломками. После уничтожения второго судна, означавшего конец японского конвоя, командир «Рэшер» отправил на «Рэтн» сообщение: «Целей больше нет, а сами уходим из этого района, извинившись, что съели все лакомые кусочки».
После этого «Рэшер» продолжила патрулирование Яванского моря, доведя счет до четырех потопленных судов общим тоннажем почти 20 тыс. брт. 4 апреля 1944-го субмарина вернулась во Фримантл, завершив свой третий боевой поход. Командование ВМС США высоко оценило его результат, наградив Лафона Военно-морским крестом.
Казалось бы, уничтоженный американцами японский конвой можно счесть обычной жертвой подводной войны на Тихом океане. Однако это не так, поскольку вместе с транспортами погибло огромное число людей.
Жертвы «Рэшер»
24 февраля 1944-го из Сурабаи вышли японские суда «Рюсей Мару» и «Танго Мару» в сопровождении двух тральщиков и вспомогательного корабля ПЛО. Конечной точкой маршрута этого конвоя был остров Амбон, куда он должен был доставить военнослужащих из различных частей японской армии и рабочую силу, необходимую японцам для строительства военных объектов на архипелаге. Но, на свою беду, у острова Бали японские суда были перехвачены и атакованы субмариной «Рэшер».
Закат владык морей: британские линкоры против японской авиации
Первой жертвой Лафона стал транспорт «Танго Мару», судно с интересной судьбой. Оно было построено в 1925 году в Германии как «Рендсбург» для немецкой пароходной компании, обслуживавшей дальневосточные и австралийские линии. После нападения Третьего рейха на Нидерланды в 1940-м «Рендсбург» был конфискован голландцами, поднявшими на нем свой флаг. После захвата японцами острова Ява в августе 1942-го судно стало одним из их трофеев. Его отремонтировали и ввели в строй под японским флагом, переименовав в «Танго Мару».
На момент торпедирования на нем находились более 5 тыс. японских солдат, а также около 3,5 тыс. «ромуша» (местные жители, мобилизованные по трудовой повинности японскими оккупационными властями) и военнопленных (в основном голландцы). По различным оценкам, из них спаслись от 11 до 500 человек.
Судьба пассажиров второго судна конвоя, «Рюсей Мару», оказалась не менее ужасной. Этот транспорт вез на Амбон свыше 6600 человек: 1244 японских военнослужащих, 2865 индийских военнослужащих и 2559 «ромуша». После трех торпедных попаданий судно переломилось пополам и затонуло. По японским данным, на «Рюсей Мару» погибли около 5 тыс. человек.
Самая кровавая морская катастрофа?
Список морских катастроф, унесших множество жизней, пестрит названиями судов, погибших во время Второй мировой войны.
Последняя победа советских подлодок в Великой Отечественной войне
Этот скорбный перечень возглавляет немецкий лайнер «Вильгельм Густлофф», потопленный советской подлодкой «С-13» в январе 1945-го. Ранее считалось, что на нем погибли свыше 5 тыс. человек, но сейчас немецкие исследователи полагают, что жертв было намного больше – до 10 тыс. человек. Следом идут немецкий теплоход «Гойа», британский лайнер «Ланкастрия», советский теплоход «Армения» и немецкий лайнер «Кап Аркона», число погибших на которых оценивается от 4 до 7 тысяч.
Японские суда «Рюсей Мару» и «Танго Мару» в пятерку самых кровавых катастроф на море не попали. Причиной тому стало расхождение в мнениях американской и японской сторон по поводу числа жертв атаки «Рэшер». По японским данным, вместе с «Танго Мару» могли погибнуть более 6 тыс. человек, американцы же считают, что 3–3,4 тысячи. Таким образом, общие данные по погибшим на том конвое колеблются от 8 до 12 тыс. человек. Как бы то ни было, но 25 февраля 1944 года стало датой одного из самых кровавых инцидентов в морской истории, а воды острова Бали – местом морской катастрофы, обогнавшей по жертвам «Титаник» в десять раз.
Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".