"Самая насущная задача – снизить цены на энергоносители... Ни один другой фактор не душит так сильно европейскую промышленность, и ни одна другая проблема не влияет на такое большое число государств-членов одновременно", – заявил канцлер.
Он подчеркнул, что подход стран ЕС к "зеленому курсу" оказался неустойчивым. В Австрии снижение выбросов углекислого газа в первую очередь связано с сокращением производства. По оценке Штокера, "стать экологичнее" не может быть целью, поскольку означает "стать беднее".
Канцлер выразил удовлетворение тем, что тенденция в экологической политике ЕС начала меняться. В качестве дальнейшего шага Штокер намерен выступать за продление действия бесплатных квот на выбросы в рамках системы торговли квотами ЕС.
По его словам, эта мера поддержит конкурентоспособность внутренней промышленности и предотвратит переезд компаний в другие страны.
После ценового шока 2022 года, когда спотовые котировки газа в Европе поднимались выше €300 за МВт·ч, издержки предприятий заметно выросли.
Несмотря на откат цен в 2023–2024 годах, газ и электроэнергия для индустрии в ЕС в среднем остаются ощутимо дороже, чем до кризиса, а счета для энергоемких отраслей – выше, чем у конкурентов в США и ряда азиатских экономик.
Дополнительным фактором давления бизнес называет цену углерода. Котировки разрешений на выбросы CO2 в системе ETS в последние годы поднимались до уровней, сопоставимых с €60–100 за тонну.


