Европейские вертолеты списывают из-за низкой надежности
Министерство обороны Бельгии сообщило о предстоящем списании средних транспортных вертолетов NH90 TTH бельгийского воздушного компонента (Composante air, или Luchtcomponent, официальное обозначение бельгийских ВВС после 2002 года. – "Профиль") из-за проблем с их обслуживанием, дороговизны в эксплуатации и нехватки персонала. Ранее от этих вертолетов по схожим причинам досрочно отказалась Австралия.
Одновременно будет списан вертолет Augusta A109. В настоящее время Бельгия использует семь вертолетов NH90 и 13 A109. Взамен обоих этих типов Бельгия, как сообщает сайт Air Recognition, планирует приобрести легкие вертолеты Airbus Helicopters H145M. Стоимость эксплуатации этих вертолетов значительно ниже и составляет менее €3000 за летный час вместо €15000 у NH90. При этом грузоподъемность упадет не так сильно: если NH90 TTH мог доставлять до 2500 кг груза, то H145M способен доставить до 1500 кг на внешней подвеске.
Новый вертолет также можно будет использовать для выброски небольших групп десанта и подразделений спецназа, а также для задач огневой поддержки при оснащении подвесным вооружением.
Издание отмечает, что замена не коснется палубных вертолетов NH90 NFH. Они останутся в эксплуатации из-за того, что ВМС Бельгии тесно сотрудничают с ВМС Нидерландов, которые также не прекращают эксплуатацию NH90 NFH на своих кораблях.
Ранее "Профиль" сообщил, что от вертолетов MRH90 Taipan планирует отказаться Австралия. Министр обороны этой страны Питер Даттон объявил о намерении закупить до 40 американских вертолетов Sikorsku UH-60M Black Hawk для замены парка из 47 многоцелевых вертолетов MRH90 (австралийская версия NH90 TTH).
Вертолеты MRH90 Taipan в настоящее время используются для доставки личного состава и грузов в боевых операциях, а также австралийским Королевским флотом для транспортных задач. Следует отметить, что в 2000-х годах MRH 90 были приобретены для замены разномастного парка многоцелевых вертолетов, включавшего Black Hawk в версии S-70A-9, а также более старых Bell UH-1H Iroquois и Westland Sea King Mk.50A/B. При этом S-70 в итоге списываются только сейчас, поскольку необходимые для их замены модифицированные MRH90 для перевозки частей спецназначения были поставлены с задержками.
Ожидалось, что европейские вертолеты прослужат как минимум до 2037 года, однако парк этих машин отличался невысокой надежностью, низким уровнем готовности и высокой стоимостью обслуживания, и эти проблемы так и не были решены.
Вертолеты NH Industry NH90 были разработаны в 1980–1990-х годах, первый полет состоялся в 1995 году, а ввод в эксплуатацию – в 2006-м. Они используются в 14 странах мира, общее число выпущенных приближается к 450 единицам. В ходе эксплуатации к их надежности не раз предъявлялись претензии в различных странах.
Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".