Президент США Дональд Трамп рассматривает все возможные варианты действий в отношении Ирана, заявил, в частности, Майк Уолтц. "Президент Трамп – это человек действий, а не бесконечных разговоров, которые мы можем наблюдать в ООН", – сказал дипломат на заседании СБ.
Постпред США также утверждает, что несмотря на "заявления Ирана о готовности к диалогу, его действия говорят об обратном".
Василий Небензя в ответ подчеркнул, что заявления руководства США являются открытым подстрекательством к насильственному изменению конституционного строя Ирана.
"Наибольшую обеспокоенность вызывает агрессивный курс Вашингтона на использование военной силы и угроз ее применения в отношении ИРИ (Исламская республика Иран. – "Профиль"). Осуждаем подобные действия, какими бы аргументами они ни обставлялись, как представляющие собой грубейшее нарушение международного права и Устава ООН", – сказал российский дипломат.
Постпред России подчеркнул, что Россия скорбит о погибших при беспорядках, но, благодаря действиям властей Ирана "протестная динамика пошла на спад, и обстановка постепенно нормализуется".
"Правительством Ирана приняты необходимые меры по стабилизации положения дел в экономике, налажен конструктивный диалог с обществом в целях разрешения возникающих проблем", – отметил Небензя.
По его выражению, США намерены "решить иранскую проблему своим излюбленным способом – нанесением ударов с целью свержения неугодного режима". В этой связи он призвал все страны ООН не допустить эскалации в Иране.
В свою очередь заместитель постоянного представителя Китая при ООН Сунь Лэй отметил: "Мы (Китай. – "Профиль") выступаем против применения или угрозы силы в международных отношениях, против навязывания своей воли другим странам и против любого отката мира к законам джунглей".
"Китай надеется, что Соединенные Штаты и другие соответствующие стороны серьезно отнесутся к голосам международного сообщества и стран региона и сделают больше для мира и стабильности на Ближнем Востоке, а не наоборот", – сказал китайский дипломат.
Что произошло в Иране
Протесты в Иране начались в конце декабря 2025 года. Толчком к ним послужило недовольство владельцев магазинов, возмущенных резким падением курса национальной валюты. Впоследствии к акциям протеста присоединились студенты и другие группы населения.
В ряде городов протестные акции превращались в столкновения с полицией и сопровождались политическими лозунгами. Сообщалось о жертвах как со стороны силовиков, так и со стороны участников протестов.
12 января 2026 года власти Ирана заявили, что ситуацию удалось взять под контроль. В стране был объявлен трехдневный национальный траур по погибшим.
При этом официальных заявлений о количестве жертв власти страны не делали. Только глава МИД Ирана Аббас Аракчи в письме сообщил о большом числе жертв на протестах, не раскрывая их точное количество. Обращение адресовано генсеку ООН Антониу Гутерришу, верховному комиссару ООН по правам человека Фолькеру Тюрку и главам МИД стран – членов ООН.
Судебные власти страны опровергли появившиеся в зарубежных СМИ данные со ссылкой на активистов, что в ходе беспорядков в стране погибли свыше 12 тыс. человек.
Глава МИД Ирана 12 января заявил, что у Тегерана есть доказательства, подтверждающие причастность США и Израиля к террористическим действиям со стороны участников охвативших страну массовых беспорядков.


