24 ноября 2024
USD 102.58 +1.9 EUR 107.43 +1.35
  1. Главная страница
  2. Новости
  3. Автомобилистов научили бороться со «смертельной дрожью» пикапов
автомобили Автомобили пикап ремонт

Автомобилистов научили бороться со «смертельной дрожью» пикапов

Одна из горячих тем среди владельцев пикапов – так называемая «смертельная дрожь» рулевого колеса. Она возникает при езде на полном приводе и чаще всего проявляется на автомобилях с зависимой подвеской и двумя неразрезными мостами. Основные причины характерной болезни пикапов и способы их устранения назвали эксперты Four Wheeler.

«Смертельная дрожь» или, по-научному, эффект шимми – серьезная проблема владельца дизельного пикапа. Все начинается с небольшой вибрации на рулевом колесе, но проходит несколько секунд, и оно буквально вырывается из рук, а водитель с трудом пытается не уехать в кювет. Если у вашего пикапа есть такое свойство, вы его не спутаете ни с чем. Эффект шимми проявляется как серия внезапных и нередко сильных ударов в передней подвеске, которые возникают из-за неразрезного переднего моста. При независимой передней подвеске это проявляется намного реже.

Когда возникает эффект шимми, дрожь руля усиливается или уменьшается с изменением скорости. В зависимости от интенсивности, она передается всему кузову. В такой ситуации нужно отпустить педаль газа, чтобы автомобиль замедлился до прекращения вибрации. Затем стоит немедленно отправиться в сервис, где смогут диагностировать и устранить причину этой неисправности. Даже один случай «смертельной дрожи» способен вызвать опасные и необратимые повреждения в подвеске или рулевом управлении.

Важно понимать, что не существует какой-то одной причины этого эффекта. Скорее, любое сочетание таких причин, как несбалансированные колеса, ослабленные болты, изношенные втулки и даже неправильное давление в шинах, может привести к возникновению таких вибраций. Ликвидация «смертельной дрожи» – это нередко длительный и скрупулезный процесс исключения возможных причин. Первое правило – проверить элементарные вещи. Обратите внимание на давление в шинах, неравномерный износ протектора или люфт в рулевом управлении. Заберитесь под машину и посмотрите на затянутые болты, свежую ржавчину или разбитые отверстия крепления, уделяя особое внимание кронштейнам поперечной штанги. Вот одиннадцать самых распространенных причин эффекта шимми.

1. Неправильное давление шин. Недостаточное и чрезмерное давление в равной степени может привести к возникновению вибрации. Правильные значения давления указаны на наклейке в дверном проеме или на стойке кузова.

2. Балансировка колес. Когда вы в последний раз делали балансировку? Тогда, когда меняли шины? В процессе эксплуатации и износа все показатели меняются, так что балансировку необходимо производить регулярно.

3. Регулировка установки колес. Еще одна обычная причина. При интенсивной эксплуатации крепления ослабляются, все элементы изнашиваются или даже ломаются. Нередко неправильный дорожный просвет также вызывает все эти проблемы: наборы для завышения или занижения машины изменяют заводские настройки и нужно правильно отрегулировать установку колес, чтобы биение прекратилось.

4. Поперечная штанга. Очень часто «смертельная дрожь» возникает на поперечной штанге. Ее назначение – удерживать передний мост, но поскольку она одним концом прикреплена к раме, а другим к мосту, она подвергается серьезным нагрузкам при езде. И если любая из ее деталей выходит из строя – болты, втулки, сварка кронштейнов или крепежные отверстия – она начинает вибрировать и создавать колебания, которые в один прекрасный момент превращаются в «смертельную дрожь». При установке набора для лифта подвески нелишне поставить регулируемую или специально доработанную рулевую тягу.

5. Рулевая тяга. Она соединяет поворотные кулаки и передает движение с продольной рулевой тяги на колеса. Большие колеса с шинами для бездорожья повышают нагрузку на заводскую тягу, а изношенная тяга приводит ко всем признакам «смертельной дрожи» – вибрации на рулевом колесе, вибрации на шасси и рысканью. Если вы часто ездите по бездорожью, замените стандартную тягу на модификацию для тяжелых условий эксплуатации.

6. Шаровые шарниры. Одни из самых уязвимых компонентов любой подвески. Они не просто связывают рулевое управление с подвеской, но и несут огромные нагрузки при ежедневной эксплуатации. Износ шаровых приводит к возникновению люфта, и, как следствие, вибрации. Нештатные диски и колеса большего диаметра еще больше загружают шаровые шарниры. Рекомендуется заменить заводские детали на специальные разборные модели для тяжелых условий эксплуатации. Они недешевы, но избавят вас от многих неприятностей на дороге. Чтобы проверить, изношены ли шаровые, поднимите один угол автомобиля, возьмитесь за колесо руками в положении «на шесть» и «на двенадцать» и покачайте его на себя и от себя. Никакого люфта быть не должно.

7. Демпфер (стабилизатор) рулевого управления подавляет нежелательные вторичные вибрации, способные привести к «смертельной дрожи». Это не идеальное решение, тем не менее, демпфер – важная часть рулевого управления, которую необходимо регулярно проверять. При покупке обратите внимание на то, что это должен быть именно демфер рулевого управления, а не просто буфер или амортизатор. Последние предназначены для вертикальной установки и при горизонтальном монтаже они могут испытывать перегрузки. Избегайте и демпферов, заполненных азотом, поскольку они могут перекосить кузов на одну сторону.

8. Рычаги управления или рессоры. Все штатные детали подвески, включая резиновые втулки, полиуретановые или сферические подшипники должны регулярно проверяться на предмет износа или повреждения, потому что они могут вызывать чрезмерный люфт в рычагах управления или рессорах. Ищите ослабленные болты и разбитые отверстия крепления. На пикапах с рессорной передней подвеской уделяйте особое внимание ослабленным или поврежденным U-образным зажимам, поскольку из-за них мост может свободно перемещаться под шасси.

9. Подшипники колес способны выдерживать массу автомобиля и при этом дают возможность колесам беспрепятственно вращаться. Однозначные признаки износа подшипников: колесо люфтит во всех направлениях, вибрация, скрежет или даже вой. На более старых автомобилях с обслуживаемыми подшипниками традиционной конструкции важно, чтобы они регулярно смазывались и правильно настраивались. На современных машинах с блок-подшипниками их нужно периодически проверять и заменять при износе. Чтобы проверить, изношены ли подшипники, поднимите один угол автомобиля, возьмитесь за колесо руками в положении «на три» и «на девять» и покачайте его на себя и от себя. Никакого свободного хода, не связанного с рулевым управлением, быть не должно.

10. Коробка рулевого механизма. Если все перечисленные выше обычные причины возникновения «смертельной дрожи» не помогли с ней справиться, возможно, дело в самом рулевом механизме. Изношенные части могут вызывать люфт, а погнутая или искривленная рулевая рейка повышает усилие на рулевом колесе и ограничивает диапазон движения, что, в свою очередь, увеличивает радиус поворота. Во многих рулевых коробках предусмотрена регулировка для уменьшения люфта между шестерней и рейкой.

11. Независимая передняя подвеска. Как вы заметили, все, что мы обсуждали выше, касается преимущественно автомобилей с зависимой передней подвеской. Как правило, «смертельная дрожь» поражает именно такие машины, что делает классические Ram и пикапы от Ford более уязвимыми, чем современные модели от GM. Это происходит из-за того, что в системе с неразрезным мостом оба колеса жестко закреплены на одной оси, в то время как в независимой подвеске вращающиеся массы изолированы друг от друга. Тем не менее, пикапы с независимой передней подвеской также могут быть подвержены эффекту шимми.

Если ваша машина с независимой передней подвеской и вы столкнулись со «смертельной дрожью», поищите причину по той же методике, что и для пикапов с зависимой передней подвеской: давление в шинах, балансировка, все регулировки, штанга, тяги, шарниры, демпферы, шаровые опоры и подшипники.

Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".