Каковы итоги 2025 года для рынка подержанных автомобилей?
Дилеры и эксперты согласны в том, что в уходящем году рынок вырос, но их оценки в отношении величины этого роста различаются.
- ГК "Авилон" (Роман Титов, замгендиректора по направлению автомобилей с пробегом): рост на 2,5–3%, до 6,15–6,25 млн машин.
- Fresh (Юрий Чистов, гендиректор): рост на 3–6%.
- "Рольф" (Вадим Черноусов, директор департамента продаж автомобилей с пробегом): рост на 3,5%, до 6,25 млн единиц.
- "Авто.ру" (Даниил Шкурыгин, коммерческий директор): рост на 1%, до 6,1 млн единиц.
В "Автостате" повышение продаж за январь – ноябрь оценили в 2,7%, до 5,66 млн единиц. Так, по итогам октября сообщалось о рекордных продажах в этом сегменте – они выросли на 7,9% в годовом и на 18% в месячном сопоставлении, до 653 тыс. машин.
Такому росту, по мнению аналитиков агентства, поспособствовали:
- отложенный спрос последних месяцев;
- снижение ставок по банковским вкладам;
- предстоящее введение нового утильсбора;
- высокие продажи новых машин (во многих случаях для их покупки сначала реализуются имеющиеся).
Каковы прогнозы по объему продаж в 2026 году?
На вторичном авторынке традиционна определенная инертность – он попросту слишком велик для резких колебаний. К тому же высокая ключевая ставка ограничивает доступность авто, а столь распространенные для новых машин программы субсидирования на рынке пробега недоступны.
- "Российские автомобильные дилеры": продажи новых автомобилей продолжат падение, но вторичный сегмент будет стабильным. "Мы не ожидаем роста продаж. Все же потребительская активность снижена, в том числе из-за высокой ключевой ставки и ужесточения кредитных условий".
- ГК "Автодом" (Дмитрий Карев): вторичный рынок вырастет на 3–5%.
- "Рольф" (Вадим Черноусов): продажи останутся на уровне 2025 года, в лучшем случае возможен рост на 4%.
Как может измениться структура рынка?
Из‑за новых правил расчета утильсбора в 2026 году резко сократится импорт машин старше трех лет и мощностью свыше 160 л. с., полагает Роман Титов из "Авилона". По его мнению, "такие автомобили будут привозить точечно под конкретные запросы клиентов". Результатом станет нехватка популярных в России автомобилей ушедших корейских, японских и европейских брендов.
О потенциальном дефиците автомобилей на бензине с двигателем от 2,0 л возрастом от трех до пяти лет говорит и Дмитрий Карев из "Автодома".
Ранее значительная доля подержанных машин старше трех лет завозилась по льготным ставкам утильсбора в 5,2 тыс. руб., оформляясь на физлиц для обхода коммерческого тарифа; схемы реализовывались через посредников или при сопровождении автосалона. Изменение правил, полагают дилеры, подтолкнет часть покупателей к новым автомобилям, прежде всего китайских марок. Другая их часть переключится на более доступные по цене автомобили мощностью менее 160 л. с.
Важное уточнение – машины свыше 160 л. с. не составляют большинство в структуре вторичного спроса. По оценке коммерческого директора "Авто.ру" Даниила Шкурыгина, 70% продаж приходится на автомобили до 160 л. с. Иными словами, "возможный дисбаланс может возникнуть в отдельных нишах, однако массовому сегменту дефицит не угрожает".
В 2026 году, как ожидается, продолжится устаревание автопарка.
Что произойдет с ценами?
Сокращение ввоза машин физлицами, как предполагается, отразится на ценах.
Так, по оценке Дмитрия Карева из "Автодома", средняя стоимость автомобилей с пробегом в первом квартале 2026 года из‑за повышения утильсбора может вырасти на 3–4%.
Напротив, в "Рольфе" допускают, что цены не изменятся или даже немного снизятся.


