Нелокализованные автомобили могут составлять до 25% региональных реестров легковых такси. Возможностью использовать собственные автомашины в рамках такой квоты будут обладать только самозанятые.
Включение не отвечающих требованиям локализации автомобилей в официальный реестр возможно при условии, что транспортное средство находится в собственности более шести месяцев и используется владельцем без привлечения третьих лиц.
"Учитывая поступившие обращения, обратную связь из комментариев, вышли на решение, которое должно позволить обеспечить плавный переход к требованиям локализации в течение семи лет", – комментирует решение председатель ГД Вячеслав Володин.
Отсутствие постоянной регистрации больше не будет помехой
Самозанятые таксисты также смогут получить разрешение на работу в регионе, где у них нет постоянной регистрации.
"Для физических лиц, имеющих цель временного переезда в другой регион для получения образования, лечения члена семьи или извлечения более высокого дохода, отрасль такси является привлекательной. Однако в настоящее время Федеральный закон №580-ФЗ позволяет получить разрешение на деятельность такси только по месту постоянной регистрации. При временной регистрации в регионе возможность получения разрешения не предусмотрена. Такой подход является дискриминацией на рынке труда легкового такси", – констатируется в пояснительной записке к закону.
Предполагается, что устранение административного барьера поспособствует удовлетворению пассажирского спроса на услуги такси, сбалансированности рынка труда.
Кроме того, он обеспечит дополнительные возможности занятости и поддержит представителей малого и среднего бизнеса.
Почему решено смягчить требования по локализации для таксистов?
17 ноября стало известно, что представляющий интересы самозанятых профсоюз "Новый труд" обратился в Минтранс РФ с просьбой вывести самозанятых водителей такси из-под действия закона о локализации.
По словам руководителя аппарата "Нового труда" Алёны Лёвочкиной, среди водителей такси, работающих как самозанятые и ИП, более 77% используют автомобили, не соответствующие ни одному из требований закона о локализации. Она уточнила, что такие данные приводит организация малых и средних предпринимателей "Опора России".
24 ноября появилась информация, что соответствующий депутатский проект был поддержан правительством. Была, впрочем, оговорена необходимость прописать критерии установления квот и уточнения понятий "региональная квота" и "нераспределенный объем квот".
Авторы проекта полагают, что без этих послаблений около 51% самозанятых таксистов могут уйти с рынка. Судя по опросу ИНСОМАР, каждый второй владелец не соответствующей требованиям закона о локализации автомашины не планирует приобретение автомобиля локализованного. Именно самозанятые представляют собой большую часть занимающихся перевозками на легковых машинах.
Чего требует закон о локализации?
Закон о локализации автомобилей такси был одобрен Советом Федерации 21 мая 2025 года, а потом подписан президентом России Владимиром Путиным.
Согласно новому закону, для включения автомобиля в реестр такси необходимо выполнить одно из требований:
- общее количество баллов локализации должно быть равным тому, что установлено для госзакупок (пока это 3200 баллов);
- машина должна быть произведена в рамках специального инвестконтракта, заключенного в период с 1 марта 2022 года по 1 марта 2025 года.
Начиная с 1 января 2033 года единственным критерием для включения в реестр будет число набранных баллов локализации.
По текущему законодательству, степень локализации автомобилей является обязательной при заключении госконтрактов. Так, для участия в тендерах на госзакупки автомобиль должен набрать не менее определенного количества баллов. С 1 января 2023 года этот минимальный порог составляет 3200 баллов, с 1 января 2027 года он повышается до 3500 баллов, а с 1 января 2028-го – до 3700 баллов.
В расчете баллов учитываются различные факторы. Например, сварка кузова приравнивается к 400 баллам, его окраска – к 500 баллам, использование российского металла, включая алюминий, в объеме не менее 70% от общей массы кузова – к 200 баллам. Изготовление корпусных деталей рулевого механизма, включающее литье, ковку, штамповку и механическую обработку, оценивается в 60 баллов.
Закон вступит в силу с 1 марта 2026 года, однако для Калининградской области, Сибири и Дальнего Востока предусмотрены исключения. В этих регионах требования к автомобилям такси начнут применяться позже: в Калининградской области и Сибирском федеральном округе – с 1 марта 2028 года, в регионах ДФО – с 1 марта 2030 года.
Только с 1 марта 2030 года соответствующие требования будут применяться также в новых регионах.


