"Решением федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны <…> автомобильные дороги независимо от их форме собственности и значения могут быть отнесены к военно-автомобильным дорогам", – гласит текст закона.
Военно-автомобильные дороги – это такие автодороги, которые используются в условиях военного времени, а также в условиях военного положения на территории России или в отдельных местностях для обеспечения обороны и безопасности РФ, движения войск, воинских перевозок, эвакуации населения, хозяйственных, социальных, культурных объектов.
Порядок использования военно-автомобильных дорог и их восстановления, а также возмещения ущерба владельцу будет утверждаться правительством России.
В рамках законопроекта также предусмотрены полномочия правительства в отношении автодорог опорной сети. К его компетенции отнесены порядок использования таких автодорог, их восстановления в условиях военного времени или военного положения, порядок проведения "мероприятий по их техническому прикрытию", порядок возмещения ущерба владельцу.
Как уточняется в пояснительной записке, в настоящее время формируется основной транспортный каркас РФ в виде опорной сети автомобильных дорог, обеспечивающей бесперебойное движение транспортных средств, транспортную связанность территории Российской Федерации, единство ее экономического пространства.
"Предусматривается первоочередное финансирование работ по поддержанию автомобильных дорог, входящих в опорную сеть, в нормативном транспортно-эксплуатационном состоянии. Таким образом, опорная сеть обеспечит решение задач в целях обороны страны, что исключит необходимость придания отдельным автомобильным дорогам статуса автомобильных дорог оборонного значения", – говорится в пояснительной записке.
Реализация положений законопроекта, по мнению его разработчиков, обеспечит гармонизацию норм законодательства, будет способствовать систематизации вопросов, связанных с использованием автомобильных дорог в период действия военного положения.
Срок вступления закона в силу – 1 марта 2027 года. Он установлен с учетом необходимости подготовки подзаконных актов.
Что за опорная сеть автодорог?
Это понятие было введено в законодательство в июле 2023 года. В опорную сеть попали примерно 140 тыс. км самых важных для экономики автомобильных трасс – это около 9% всей дорожной сети страны. В перечень входят все федеральные, а также некоторые региональные и межмуниципальные дороги, которые, например, связывают столицы регионов. Сюда же относятся и любые магистрали с высокой интенсивностью движения (если по ним проезжает более 10 тыс. авто в сутки).
Более того, по решению правительства региональные и межмуниципальные трассы, ведущие к аэропортам, железнодорожным станциям, морским и речным портам, будут тоже включены в опорную сеть автодорог России.
Не менее 85% дорог опорной сети, согласно распоряжению президента страны, должны быть отремонтированы к 2030 году.
Подробно об опорной сети автодорог писал в “Профиле” в прошлом году Игорь Моржаретто.


