Ученые разгадали 200-летнюю загадку о метрономе Бетховена
Испанские ученые, используя методы обработки больших данных, проанализировали скорость воспроизведения сочинений немецкого композитора Людвига ван Бетховена разными дирижерами. В результате исследователи пришли к выводу, что великий музыкант неправильно истолковал показания метронома и, следовательно, ошибочно определил темп для своих симфоний в рукописях.
Бетховен был одним из первых композиторов, использовавших метроном – устройство, запатентованное Иоганном Непомуком Мельцелем в 1810-х годах. Примерно с 1815 года композитор дополнял свои нотные записи числовыми отметками, обозначающими ритм метронома. Однако до сих пор они вызывали вопросы у большинства музыкантов и музыковедов.
Дело в том, что если исполнять произведения в указанном темпе, то получается слишком быстро. Искусствоведы охарактеризовали такой вариант как «безумный». Некоторые дирижеры, приверженцы так называемого «историзма», следуют отметкам Бетховена. При этом чаще всего произведения композитора исполняются в «романтическом» стиле, то есть медленнее, чем он рекомендовал.
За 200 лет появилось множество гипотез, объясняющие загадку «метронома Бетховена». Некоторые предполагали, что инструмент был сломан или плохо смазан, другие – что оригинальный дизайн метронома, который использовал Бетховен, отличался от современного. Исследователи из Университета Карлоса III в Мадриде решили проверить эти мнения.
Они разработали математическую модель «метронома Бетховена» на основе двойного маятника с поправками, учитывающими амплитуду колебаний, трение механизма, импульс и массу стержня. «Используя эту модель, мы разработали методику оценки исходных параметров метронома Бетховена по имеющимся фотографиям и патентной схеме», – поясняют авторы работы.
В дополнение к этому они разобрали современный метроном, чтобы измерить его и использовать для проверки математической модели и методологии. Затем они проанализировали вариации темпа для каждой части 36 симфоний Бетховена, интерпретированных 36 разными дирижерами, поместив в компьютер в общей сложности 169 часов музыки.
«Наше исследование показало, что дирижеры, как правило, играют медленнее, чем указывал Бетховен, даже те, кто стремится точно следовать его заметкам. Заданный композитором темп слишком быстр – до такой степени, что музыканты все равно пытаются его замедлить», – сказал один из авторов исследования, музыкант и аналитик Иньяки Укара.
Оказалось, что отклонение не случайное, и его можно исправить, если в цифровую модель внести поправку на вес груза, закрепленного на стержне метронома. Окончательный ответ пришел к исследователям, когда они увидели отметку «108 или 120» на первой странице рукописи Девятой симфонии. Ученые догадались, что мастер сомневался, когда делал эту надпись.
Но не в том, как быстро играть пьесу – разница в темпе была бы слишком большой, – а в том, где читать метроном. «Это отклонение можно объяснить тем, что композитор читал шкалу инструмента под нагрузкой, а не над ней. В конечном счете, это общая проблема новых технологий», – отметила автор исследования Альмудена Мартин-Кастро.
По мнению авторов, их открытие ставит точку в 200-летнем споре о правильности исполнения произведений Бетховена. Также оно позволяет музыкантам и критикам по-новому взглянуть на творчество великого композитора. Результаты исследования опубликованы в журнале Plos One.
Ранее «Профиль» сообщал, что в Германии на поле появился гигантский портрет Бетховена. Он был создан баварскими фермерами из города Уттинг-ам-Аммерзе.
Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".