Наверх
16 апреля 2021

В МХАТ имени М. Горького состоится премьера «Некурортного романа»

премьера спектакля «Некурортный роман»

©Александр Куров/МХАТ им. М. Горького

Премьера спектакля «Некурортный роман» состоится на Большой сцене МХАТ им. М. Горького 10 октября. Пьеса написана в редком жанре «вербатим». МХАТ первым в России выводит этот документальный жанр на большую сцену.

Художественный театр во времена основателей был зоной авангардного поиска и смелого эксперимента. МХАТ имени М. Горького следует этой линии. Одним из главных открытий российского театра «нулевых» был документальный театр, работающий в жанре «вербатим». От латинского verbatim означает «дословно». В театральной среде – это вид представления, который типологически соответствует литературе нон-фикшн.

Документальные пьесы, как правило, состоят из реальных монологов или диалогов обычных людей, взятых из реальной жизни. Исполняют их в театре актеры, чье мастерство должно помочь создать на сцене доверительную атмосферу между героями спектакля и зрителями. Именно поэтому до сих пор вербатимы шли на маленьких площадках.

«Вербатим – важнейшая, очень сложная техника, популярная на западе и в лабораторных российских театральных форматах, – отметил художественный руководитель МХАТ им. М. Горького Эдуард Бояков. – На большой сцене в России спектакля в документальном жанре пока еще не было. Для нас это очень интересный эксперимент, который длился почти год. Все тексты – истории семи женщин, которые живут в Сочи, и монологи героинь – настоящие интервью с этими женщинами».

Год назад группа авторов во главе с известными драматургами и киносценаристами Еленой Исаевой и Владимиром Забалуевым, а также Художественным руководителем МХАТ имени М. Горького Эдуардом Бояковым в течение месяца работала в Сочи – брала интервью у реальных женщин. На их основе и была написана документальная пьеса «Некурортный роман». Она стала совместным проектом Зимнего международного фестиваля искусств Юрия Башмета и МХАТ имени М. Горького; ее представили сочинскому зрителю в рамках XIII Зимнего международного фестиваля искусств Юрия Башмета 18 февраля 2020 года.

Как подчеркнул драматург Владимир Забалуев, русский вербатим – это главное достижение постсоветского российского театра. «Вербатим ничего не придумывает, а драматурги не сочиняют. Они берут интервью у представителей одной социальной группы и на основании расшифровок с диктофона формируют текст спектакля», – сказал он.

Спектакль «Некурортный роман» – это вербатим крупного масштаба, поскольку на сцене не только героини – участницы телешоу, но и само телешоу, как объединяющая всех условность. Однако в спектакле есть еще более крупный масштаб – это город, который объединяет героинь. Человек живет в социуме, и только за счет обогащения чужим опытом происходит поступательное развитие человеческой жизни и развитие общества, в целом. Особенно важен опыт твоих земляков и людей твоего пола.

В свете огромных мониторов условной телестудии, в которую превратилась сцена, семь женщин разных возрастов, социального статуса, национальностей рассказывают свои истории. Эти истории начинают проникать в сердца других героинь, и вот уже перед нами не просто участницы шоу, а сопереживающие друг другу люди, соучастницы судеб друг друга, почти подруги.

Эффект документального театра дает потрясающий художественный эффект, потому что чувство соучастия приходит и к зрителю в зале. Этот эффект достигается игрой ярких и столь не похожих друг на друга актрис, среди которых заслуженная аартистка РФ Алика Смехова, Ирина Линдт, Алиса Гребенщикова и другие.

Оригинальная сценография с мультимедийным сопровождением позволит следить и за историями. «Некурортный роман» – это пьеса, где смешное переплетается с трагическим, лирика – с драмой, а реальность – с мечтами.

Драматурги: Елена Исаева, Денис Ретров, Владимир Забалуев, Алексей Шнейдер, Иван Шипнигов, Анна Гейжан. Режиссеры: Сергей Глазков, Эдуард Бояков. Генеральный продюсер: Дмитрий Гринченко. Художник: Александр Цветной. Композитор: Кузьма Бодров. В ролях: Анна Галинова, Лидия Кузнецова/ Лариса Дмитриевна Голубина, Лариса Некипелова, Елизавета Знахуренко/Елизавета Базыкина.

Самое читаемое
16.04.2021