22 ноября 2024
USD 100.68 +0.46 EUR 106.08 +0.27
  1. Главная страница
  2. Новости
  3. Справка "Профиля": военно-транспортный самолет Ил-76
Military Ил-76 самолеты

Справка "Профиля": военно-транспортный самолет Ил-76

Как создавался и чем прославился знаменитый транспортный самолет

В среду, 24 января, в Белгородской области разбился военно-транспортный самолет Воздушно-космических сил России Ил-76. Он перевозил украинских военнопленных для обмена. "Профиль" разобрался, что это за самолет, где он используется и на что способен.

Ил-76

©Shutterstock/Fotodom
Содержание:

История создания Ил-76

В июне 1966 года Министерство авиационной промышленности СССР дало задание разработать для военно-транспортной авиации тяжелый самолет с четырьмя турбореактивными двигателями. Нужен был транспортник, пригодный для парашютного и посадочного десантирования тяжелой техники, способный взлетать и садиться с грунтовых аэродромов, работать в сложных условиях.

Через полгода Отдельное конструкторское бюро Сергея Ильюшина разработало техническое предложение по будущему Ил-76. В ноябре 1967 года официально начались работы по проектированию нового самолета.

Руководил разработкой Ил-76 заместитель Ильюшина, будущий дважды Герой социалистического труда Генрих Новожилов. Несмотря на сложное техническое задание, проектирование шло быстро. В ноябре 1969 года утвердили макет самолета.

Первый опытный экземпляр построили в Москве, на заводе "Стрела" (ныне – ПАО "Авиационный комплекс имени Ильюшина"). 25 марта 1971 года экипаж под командованием Героя Советского Союза Эдуарда Кузнецова впервые поднял Ил-76 в воздух с Центрального аэродрома имени Фрунзе (он же Ходынский аэродром, в наши дни закрыт и застроен).

Несмотря на то что Ил-76 предназначался для Вооружённых сил СССР, он быстро стал известен широкой публике. В мае 1971 года новый советский транспортный самолет дебютировал на авиасалоне Ле Бурже во Франции. В НАТО новый советский транспортник получил кодовое имя Candid (англ. "искренний").

Серийное производство Ил-76 развернули на Ташкентском авиационном производственном объединении имени Чкалова. Первый серийный самолет там сдали в 1973 году. В 2010–2012 годах производство модернизированных Ил-76МД-90А организовали в Ульяновске на заводе "Авиастар". По состоянию на 2021 год на двух заводах было построено около 960 самолетов разных модификаций, их выпуск продолжается.

Основные характеристики Ил-76

Ил-76 – высокоплан со стреловидным крылом и однокилевым хвостовым оперением. Такая конструкция считается классической для тяжелых транспортных самолетов. Мощная механизация крыльев облегчает управление самолетом.

В воздух Ил-76 поднимают четыре турбореактивных двигателя. Изначально на самолет ставили Д-30КП-1, потом – более мощные Д-30КП-2, а затем их сменили еще более мощные ПС-90А-76. Реверс тяги позволяет Ил-76 быстрее тормозить при пробеге после посадки.

Многоколесное пятиопорное шасси отличается высокой проходимостью. Ил-76 может штатно взлетать и садиться на грунтовые взлетно-посадочные полосы или даже на ледовые аэродромы в Антарктиде.

Грузоподъемность Ил-76 в зависимости от модификации и дальности полета может достигать 60 т. В герметичной грузовой кабине Ил-76 штатно перевозит 126 десантников или 145 солдат с оружием и снаряжением, но без парашютов. Транспортный самолет может высадить с помощью специальных парашютных платформ три единицы любой техники воздушно-десантных дивизий Вооружённых сил РФ. На Ил-76 можно перевозить большую часть российской военной техники, хотя для самых тяжелых образцов необходим Ан-124.

Военно-транспортные Ил-76 могут быть вооружены кормовой огневой точкой с двумя автоматическими пушками ГШ-23, системами активной и пассивной постановки помех. При необходимости самолет можно использовать как бомбардировщик, но бомбы тяжелее 500 кг или крылатые ракеты на него подвесить, по данным из открытых источников, нельзя. Гражданские варианты Ил-76 такого оборудования лишены.

На базе Ил-76 создано несколько вариантов пожарных самолетов, способных вылить на очаг возгорания до 42 т огнегасящей жидкости.

Ил-76 применяются для тренировок космонавтов. На борту специально модифицированных Ил-76МДК "Космос" в полете создается искусственная невесомость.

Ил-76МДК "Космос"

Ил-76МДК "Космос"

Центр подготовки космонавтов имени Ю. А. Гагарина / gctc.ru

Еще одна разработка на базе Ил-76 – семейство самолетов-заправщиков Ил-78. Они способны снабжать топливом до трех других самолетов одновременно. Если же по какой-то причине возможности по воздушной дозаправке больше не нужны, их можно перестроить в обычные транспортные самолеты.

Важная модификация Ил-76 – самолеты дальнего радиолокационного обнаружения и управления А-50, А-100 и китайский KJ-2000. Они необходимы для эффективной работы современной боевой авиации. Их мощные радары способны обнаруживать и отслеживать цели на расстоянии, недоступном истребителям или бомбардировщикам, а специально подготовленные операторы наводят самолеты на противника и координируют их действия.

История эксплуатации Ил-76

Первые Ил-76 ВВС СССР получили в 1974 году. С 1976 года эксплуатировать самолеты этого типа начал "Аэрофлот", но после распада СССР авиакомпания постепенно отказалась от использования Ил-76.

Боевой дебют военно-транспортных Ил-76 состоялся во время Афганской войны. Самолет этого типа в первый же день войны стал первой потерей советских ВВС в ходе конфликта. Ночью 25 декабря 1979 года один из Ил-76, доставлявших в Кабул бойцов 350-го парашютно-десантного полка, врезался в гору. Погибли 10 членов экипажа, включая заместителя командира авиаполка, и 37 десантников. При этом Ил-76 хорошо зарекомендовал себя в сложных условиях Афганистана.

С Ил-76 в Афганистане связан редкий случай успешного побега экипажа из плена на собственном самолете. В августе 1995 года Ил-76ТД авиакомпании "Аэростан" доставил в Афганистан из Албании груз оружия для бойцов Северного альянса. Он был перехвачен истребителями движения "Талибан" (организация признана террористической и запрещена в РФ) и был вынужден совершить посадку в Кандагаре. Под предлогом того, что на борту были запрещенные к перевозке снаряды, семеро россиян во главе с командиром воздушного судна Владимиром Шарпатовым были взяты в плен.

Талибы удерживали гражданских летчиков в плену 378 дней в очень тяжелых условиях. При этом им позволяли проводить техническое обслуживание самолета и изредка передавать в Россию почту. Экипаж Ил-76 воспользовался этим для подготовки побега, успешно осуществленного 16 августа 1996 года. Им удалось увести самолет на предельно малых высотах в Иран, который открыл для него свое воздушное пространство. Потом Ил-76 со всем экипажем через ОАЭ вернулся домой, в Казань.

Захват самолёта Ил-76 3 августа 1995 года

Ил-76ТД борт RA-76842 за 4 месяца до захвата

Aero Icarus / Wikimedia Commons

Основные операторы военных модификаций Ил-76 – Россия, Китай, Индия, Алжир, Иран, Ангола. Небольшое количество самолетов этого типа есть в военно-воздушных силах у некоторых государств бывшего СССР и африканских стран. Гражданские Ил-76 работают в КНДР, Сирии, ОАЭ и даже в США. Российские Ил-76 и их варианты активно используются в ходе спецоперации на Украине.

Одна из необычных глав в истории Ил-76 – полеты самолетов этого типа в Антарктику. В ноябре 1985 года модифицированный Ил-76, получивший собственное имя "Антарктида", совершил успешный рейс на антарктические станции "Молодёжная" и "Новолазаревская". Летчикам впервые в истории удалось посадить тяжелый турбореактивный транспортный самолет на снежно-ледовый аэродром. Полет с остановками на Кипре, в Джибути и Мозамбике занял неделю.

В 1989 году Ил-76МД под командованием летчика-испытателя ОКБ Ильюшина, будущего Героя Советского Союза Станислава Близнюка, впервые прилетел из СССР в Антарктиду через Западное полушарие. Экипаж Близнюка сумел посадить тяжело загруженный самолет на заснеженную галечную полосу длиной 1265 м, хотя нужно было минимум 1500 м. Для того чтобы снизить скорость на посадке, экипаж даже открыл боковые двери, чтобы они работали воздушными тормозами.

Ил-76 часто выполняют гуманитарные миссии. Служба гуманитарных воздушных перевозок ООН периодически использует эти самолеты для доставки продовольствия и других грузов в зоны бедствий. Например, в 2021 году Ил-76 возили гуманитарную помощь жителям Южного Судана.

Российские Ил-76 Министерства по делам чрезвычайных ситуаций и Министерства обороны регулярно доставляют продукты, медикаменты, предметы первой необходимости и специалистов туда, где необходима срочная помощь. Они же обеспечивают эвакуацию пострадавших и беженцев. Российские Ил-76 также тушат природные пожары и в России, и за рубежом.

«Движение Талибан» - физическое лицо или организация, признанная террористической и запрещенная в России;

Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".