"Вопрос восстановления Речного вокзала – стратегическая задача для развития туризма и транспортной инфраструктуры Петербурга", – подчеркнул в интервью изданию Алексей Цивилёв, председатель постоянной комиссии Законодательного собрания Санкт-Петербурга по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры.
По словам Цивилёва, закрытие вокзала стало следствием "системного кризиса 1990-х – начала 2000-х годов", когда городские объекты переходили в частные руки без обязательств по сохранению. В результате город "потерял не просто здание, а ключевой элемент своей речной инфраструктуры".
Многолетняя судебная тяжба за причальную стенку, затянувшаяся на годы, усугубила ситуацию, создав "правовую неопределенность и затормозив развитие речного сообщения". На этом фоне планы по реконструкции причалов к 2029 году, которые курирует городское Агентство внешнего транспорта, охарактеризованы как "абсолютно необходимый шаг для исправления сложившейся ситуации".
При этом модернизация причалов рассматривается как лишь один из этапов. "Ключевым вопросом остается создание полноценного пассажирского терминала", – отмечает Цивилёв. Речь идет о формировании современного транспортно-туристического узла на базе Речного вокзала, способного принимать и обслуживать пассажиров, поддерживать развитие речного туризма и повышать общую транспортную доступность.
План реконструкции, нацеленный на восстановление утраченных функций и интеграцию объекта в городскую логистику, призван вернуть Речному вокзалу статус значимой точки на карте петербургской инфраструктуры и открыть новые возможности. Проектирование предполагается начать в 2026 году.
Комплекс зданий речного вокзала был построен в 1962–1974 годах. Он располагается неподалеку от метро "Пролетарская", на проспекте Обуховской Обороны. Предназначался он для обслуживания круизных рейсов речных пассажирских судов. С 1999 комплекс находился в ведении компании "Пассажирский порт", дочерней структуры "Северо-Западного пароходства". Был план построить здесь 24-этажный жилой дом, но этому воспротивился Союз архитекторов. В мае 2012 года начались было работы по сносу комплекса, однако и они не были доведены до конца. Тема реконструкции комплекса сооружений не раз поднималась, даже подписывались соглашения с инвесторами.