Суд рассмотрел спор между жительницей Москвы и сервисным центром по ремонту техники. Женщина хотела отремонтировать компьютер MSI Trident 3 и связалась с центром по контактам, указанным на поддельном сайте. Название фирмы и сайта совпадали с названием существующей компании. Москвичка отдала дорогой моноблок курьеру, получив копию договора и чек. Технику так и не вернули, и пострадавшая обратилась в суд.
Ответчик утверждал, что не получал моноблок, договор является подделкой, а приехавший к истице курьер не работает в компании. Суды трех инстанций поддержали доводы сервисного центра и признали договор недействительным.
Верховный суд посчитал, что в деле недопустим формальный подход и должен быть учтен весь комплекс доказательств. Согласно определению ВС РФ, потерпевшая не имела оснований сомневаться в достоверности договора и данных с поддельного сайта. Таким образом, суды переложили ответственность за установление подлинности интернет-ресурса на потерпевшую.
"Поскольку предложение услуг производилось от имени ООО с таким же названием, как у ответчика, то обязанность опровергнуть принадлежность сайта, номера телефона, а также доказать несоответствие адреса, ОГРН и ИНН сервисного центра реквизитам ответчика подлежала возложению на ООО, обязанное как участник профессионального рынка следить за предложением в сети Интернет услуг от его имени", – сказано в определении. В итоге дело было отправлено на пересмотр.
Ранее сообщалось, что более миллиона россиян пострадали от прямых действий кибермошенников. 35% преступлений, которые сейчас совершаются в России, относятся к сфере информационно-коммуникационных технологий. С 2022 года их количество растет на 30% в год.