29 марта 2024
USD 92.26 -0.33 EUR 99.71 -0.56
  1. Главная страница
  2. Статья
  3. Битва за души и сердца
Политика

Битва за души и сердца

Америка погрузилась в самую длинную и острую предвыборную борьбу в своей истории. Хиллари Клинтон и Барак Обама наносят друг другу максимальный ущерб, снижая шансы своей партии, независимо от того, кто из них пробьется в финал. В выигрыше от этой «драчки» — Джон Маккейн, хотя и он совершает нелепые ошибки.

Даже в выборной кампании, превращающей безумные преувеличения в норму, время от времени наступает момент истины. На позапрошлой неделе, в среду, случилось именно такое: в тесном зале Национального конституционного центра в Филадельфии после полуторачасовых теледебатов погасли прожекторы. 425 приглашенных гостей оказались в полумраке и впервые действительно с глазу на глаз с 60-летней Хиллари Клинтон и 46-летним Бараком Обамой. И тут зрители стали свидетелями того, насколько плохи отношения в семье демократов.

Когда же прошли заключительные титры передачи, оба претендента сняли с лиц свои перманентные улыбки и отвернулись друг от друга молча, но торопливо, как будто находиться вблизи конкурента каждому из них стало невыносимо. Соперники шепотом посовещались со своими доверенными лицами, Хиллари обняла дочь. Боковым зрением каждый из них следил за тем, что делает соперник. Они разошлись, не попрощавшись.

Пока еще работали камеры, Обама разглагольствовал, что наступил некий ключевой, исторический миг в предвыборной борьбе, которая впервые свела в качестве соперников женщину и темнокожего американца. На самом же деле поединок давно проходит в атмосфере ожесточенности, непримиримой суровости и безжалостных приемов. Впечатление такое, что Демократической партии конкурент не нужен, ей хватает соперничества внутри собственных рядов.

А ведь находившаяся в оппозиции партия демократов вступила в предвыборную борьбу в таком оптимистичном настроении, в каком не находилась уже давно. Впервые в истории на пост президента реально претендовала женщина, что уже было мировой сенсацией; среди конкурентов впервые находился и темнокожий, тоже имевший шансы на победу, — это подавалось как триумф в борьбе с расизмом. В сравнении с ними выдвинутые республиканцами кандидаты смотрелись как персонажи из фильмов 1950-х годов — пожилые господа в дурно пошитых костюмах. Одно то, что они находились в политическом поле Джорджа Буша, как размышляли многие из уверенных в победе демократов, уже лишало республиканских выдвиженцев всяких шансов.

Но потом началась череда поражений Хиллари Клинтон, и все изменилось. Поединок, еще недавно выглядевший волнующим, становился все более ожесточенным и отталкивающим. Демократы предстали пошлыми и гадкими, скукожились до размеров боевых гномов.

Хиллари, которой недавно все восхищались, обратилась ныне в коварную и злую старуху. А еще только что слывший спасителем нации Обама временами выглядит как церковный служка, когда ему раз за разом приходится объяснять, в каких отношениях он находился с печально известным пастором церкви Святой Троицы из Чикаго. Да, разъясняет он, он весьма симпатизировал этому человеку и почитал его. Нет, его тирады, полные ненависти к Америке, Обама не одобряет.

С неумолимой жестокостью Хиллари Клинтон набрасывается на каждое двусмысленное высказывание соперника. Так, Обама в узком кругу сетовал, что в маленьких городах Пенсильвании многие воспринимают нынешнюю американскую жизнь с большой горечью: разочаровавшись в экономической ситуации, одни ищут утешения в религии, другие впадают в ксенофобию и становятся фанатами оружия. Его послание о переменах и надеждах не доходит до избирателей, горевал Обама. Среди присутствовавших была одна блоггерша, и благодаря ей это его — бесспорно, верное — высказывание стало достоянием общественности.

С тех пор Хиллари Клинтон называет соратника по партии не иначе как человеком без чувства реальности — out of touch. На требование ряда функционеров партии умерить пыл она не отреагировала, а наоборот, принялась демонстрировать непреклонность неумолимого полководца.

«Некоторые из вас подумают: боже, до чего же эта женщина жестока, — приветствовала она профсоюзных функционеров в позапрошлую среду в вашингтонской гостинице «Хилтон». — Но я вам скажу правду, — добавила она нагло веселым тоном, — впечатление верное: я действительно сурова». А времена в Америке такие, что президент ей нужен суровый и непреклонный.

Тут профсоюзные функционеры повскакивали со стульев — решительность кандидатки пришлась им гораздо больше по вкусу, чем мягкий тон Обамы, за день до этого заезжавшего к ним.

Однако под постоянным обстрелом и Обама изменился. Не осталось и следа от игривой, а иногда и пританцовывающей манеры его выступлений. Он производит впечатление человека гораздо более серьезного и печального, чем еще три месяца назад, хотя по всем решающим параметрам он лидирует — по сумме побед в округах, по числу голосов избирателей и по количеству партийных делегатов.

Недавно Обама с горечью констатировал, что все это напоминает ему безмерно затянувшийся фильм.

Кто бы из двоих ни победил в борьбе за право представлять демократов на президентских выборах, он выйдет на поединок с республиканским кандидатом с множеством царапин и ушибов. Джон Маккейн может позволить себе просто повторять то, что Клинтон говорит об Обаме, а Обама — о Хиллари. Сторонники госпожи Клинтон упрекают Обаму в элитарности, неопытности, отсутствии патриотизма, говорят, он излишне мягкий и слишком черный. А про Хиллари слышно, что у нее жестокое сердце, она хитра, безжалостна и вся изолгалась, — таков ответ из лагеря сторонников Обамы. А кроме всего прочего, она и замужем за человеком, который как минимум столь же жестокосерд, лукав, бессовестен и лжив.

Последние теледебаты двух представителей от демократов перед голосованием в Пенсильвании стали демонстрацией неприкрытой злобы. «Он вообще не знает жизни». — «Она не вызывает никакого доверия». — «Он не уважает убеждения других людей». — «Она пытается отомстить мне за все удары, которые жизнь нанесла ей». Более половины от 90 минут эфира ушло на выяснение важных вопросов типа: «Почему вы перестали носить на лацкане пиджака значок — изображение американского флага?» Вопрос был обращен к Обаме.

Среди лидеров партии энтузиазм и без того улетучился, как утренний туман над полями Айовы. Исследователи общественного мнения сообщают о падении рейтинга демократов и росте показателей консерваторов. Вполне возможно, что 71-летнему Джону Маккейну удастся продолжить эру Буша: по результатам одного из последних опросов, ветеран немного опередил и Обаму, и Клинтон.

По данным опроса, проведенного ABC и Washington Post, более 40% демократов заявили, что сама дуэль кандидатов от их партии вызывает у них отрицательные эмоции. Большинство возлагает вину на Хиллари Клинтон, но и авторитет Обамы снижается.

Позиция Джона Маккейна удобна, и он может надеяться лишь на то, что продолжительная дуэль лишит привлекательности обоих его соперников. И пока демократы поливают друг друга грязью, Маккейн путешествует по стране.

На позапрошлой неделе он начал пресс-конференцию в веселом настроении: я буду лаконичен, чтобы осталось больше времени «на ваши вопросы, комментарии и оскорбления». И, естественно, республиканец воспользовался случаем, чтобы нанести удар и Обаме. Те люди, которых Обама называет потерявшими надежду и унижает, являют собой «душу и сердце нашей страны». Тот, кто хочет стать президентом США, должен завоевать доверие белого рабочего класса, прежде всего мужчин. Там обнаруживается и наибольшее количество избирателей, еще не принявших решение, — от них сейчас все и зависит. В 1980 году они проголосовали за Рональда Рейгана, в 1992-м — за Билла Клинтона, а в 2004-м — за Джорджа Буша.

Маккейн умеет прикинуться джентльменом. Его консультанты ехидничают, что нападки Хиллари на Обаму они могут использовать, практически ничего не меняя. «Демократы наносят ущерб себе сами», — заявляет стратег республиканцев Алекс Кастельянос. Впрочем, золотые времена могут скоро и пройти, ибо Маккейн совершил множество оплошностей, из-за чего выглядит кандидатом, не очень уверенно сидящим в седле.

Он разбирается во внешней политике и в проблемах безопасности. Кое-что Маккейн понимает и в экономике, ставшей в эпоху рецессии для многих американцев главной темой. Он не прочь даже пококетничать, что знает не все. «В вопросах экономики мне не удалось разобраться, как бы хотелось», — заявил ветеран недавно. Однако у него есть мемуары Алана Гринспена.

Шутка оказалась не очень удачной. Прежде всего потому, что бывший глава эмиссионного банка Гринспен считается одним из виновников нынешнего ипотечного кризиса — именно он постоянно снижал учетные ставки.

Порой трудно понять, чего хочет Маккейн: дважды сенатор голосовал против задуманного правительством Буша снижения налогов, выгодного богатым, поскольку это было бы сделано «за счет среднего класса». Но позднее он резко развернулся и теперь считает это снижение налогов удачным решением — он даже готов сохранить его надолго. Причина такой смены взглядов остается неясной.

Даже в излюбленных сферах — внешней политике и безопасности государства — Маккейн иногда путается в удивительных противоречиях. Состав его штаба указывает на то, что его воззрения далеко не так стабильны, как он пытается показать. Его окружают «ястребы», такие как бывший посол США в ООН Джон Болтон и Уильям Кристол, идеолог вашингтонских неоконсерваторов. А за одним столом с ними сидят «голуби мира», такие как бывший госсекретарь умеренный Колин Пауэлл и его заместитель Ричард Армитедж.

Несовместимость членов его команды проявляется и в тех позициях, которые отстаивает кандидат: Россию Маккейн был бы рад изгнать из клуба великих держав — «Восьмерки», и это нравится неоконсерваторам, точно так же, как и его резкие выпады против руководства в Тегеране и его готовность увеличить контингент вооруженных сил США. Однако в одной основополагающей речи Маккейн сам назвал себя «реалистичным идеалистом» и подчеркнул, что Америка должна общаться и со своими противниками. Здесь звучала, скорее, тональность Пауэлла, предпочитающего переговоры угрозам и стрельбе.

Если бы демократы не были так заняты собою, им бы не составило труда расправиться с Маккейном. Практически каждую из политических проблем республиканский кандидат за последние недели изловчился или объявить несущественной, или исказить по содержанию, или переформулировать до неузнаваемости.

Пока Америка продолжает следить за дуэлью Хиллари Клинтон и Барака Обамы. Склонный к непостоянству старец Маккейн получает шанс поучиться тому, как следует вести себя президенту. Благоприятная для него ситуация, когда внимание обращено не на него, еще некоторое время продлится.

Как долго? Лидеры демократов боятся, что долго, потому Хиллари и Биллу Клинтонам приписывают замысловатую комбинацию: Хиллари проигрывает Обаме, который, в свою очередь, уступает Маккейну, а тот, с учетом его возраста, проведет в Белом доме не больше 4 лет. И тогда у Хиллари вновь появится шанс стать президентом Америки — в 2012 году.

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «Профиль».

Реклама
Реклама
Реклама