«А, кстати, не выяснилось еще, кто сбил Boeing?»
Озвученные сегодня промежуточные итоги международного расследования катастрофы Boeing 777 над Донбассом в 2014 году таковы: роковой «Бук» прибыл из России, сбил самолет с территории пророссийских ополченцев и после этого вернулся в Россию. Однако Россию пока никто напрямую не обвиняет. Под подозрением некие Андрей Иванович с позывным «Орион» и Николай Федорович с позывным «Дельфин».
Международная следственная группа (JIT) по расследованию крушения Boeing 777 рейса MH17, куда входят представители Нидерландов, Австралии, Малайзии, Бельгии и Украины, представила данные, связывающие Россию с уничтожением самолета. Однако один из докладчиков, генеральный прокурор Нидерландов Фред Вестербеке, заявил, что JIT не не делает никаких утверждений о виновности России как государства. В целом срок расследования продлен до 2018 года.
Промежуточные итоги таковы: рейс MH17 был сбит ракетой 9М38-М1 из системы «Бук-М1», дислоцированной на момент выстрела неподалеку от села Первомайское Донецкой области, которое на тот момент контролировалось сепаратистами из самопровозглашенной Донецкой народной республики (ДНР). Общее число подозреваемых достигло 100 человек, причем неизвестно, насколько высокие чины включены в это число (либо же речь идёт о простых исполнителях) – никаких доказательств того, что экипаж ЗРК согласовывал свои действия с неким вышестоящим начальством представлено не было.
При этом докладчики представили данные, что «Бук» был перегнан на территорию восточной Украины из одной из российских военных частей. В частности, был презентован перехваченный телефонный разговор двух русскоговорящих людей, обсуждавших привоз «Буков» на территорию сепаратистов. По словам JIT, разговор состоялся 16-17 июля (дата трагедии – 17 июля). После пуска ракеты ЗРК, якобы, был втайне возвращен в Россию.
Версия об атаке с воздуха полностью исключена – следователи нашли части ракеты «Бука» рядом с обломками самолета, во время просочившихся в СМИ «тайных стрельбах», прошедших на днях в Финляндии следователи, взорвав аналогичные ракеты на земле, убедились в том, что самолет был поражен именно ими.
Различные заинтересованные стороны уже успели кратко прокомментировать доклад. Пресс-секретарь Кремля Дмитрий Песков выразил желание ознакомиться с полной версией доклада, прежде чем давать какие-либо комментарии: «Необходимо… посмотреть, какие там фразы, какие там заключения будут». В ДНР же все обвинение резко отвергли. «Такого рода систем ПВО на нашем вооружении не было, ни систем, ни специалистов. Поэтому сбить “Боинг” мы не могли», – уверен представитель республики Эдуард Басурин.
«Международная группа работает в рамках расследования, проводимого генеральной прокуратурой Нидерландов, – пояснил «Профилю» Федор Козлов, юрист чикагской фирмы Law Office of Fedor Kozlov & Associates. – Ее решения не повлекут за собой каких-либо правовых последствий, если только не последует судебное разбирательство. Провести последнее будет крайне сложно: попытки создать трибунал посредством обращения в Генассамблею ООН были заблокированы Россией, в то время как суд, проведенный группой из 5 заинтересованных стран (Украина, Нидерланды, Австралия, Малайзия), будет изначально лишен права арестовать обвиняемых»
Международный уголовный суд в Гааге рассматривает лишь дела, имеющие отношения к актам геноцида, вооруженной агрессии, военным преступлениям и преступлениям против человечности, напоминает юрист. «Но выводы следователей международной группы [на этом этапе] не дают основания для выдвижения подобных обвинений», – отмечает юрист. По его словам, возможен также вариант обращения в совет Международной организации гражданской авиации, однако последняя лишь проведет дополнительное расследования, так как не имеет судебной власти. Соответственно, Россия может проигнорировать заключение следователей. «В то же время выводы экспертной группы могут послужить основанием для наложения на Россию новых санкций или сохранения уже существующих ограничений: использование этого инструмента внешней политики не предполагает четких правовых оснований», – заключает юрист.
«Есть такой избитый приём, которым регулярно пользуются разнообразные сторонники российского вторжения в Украину, – говорит «Профилю» политолог Александр Шмелев, – Периодическая публикация ернических постов в социальных сетях: «А кстати, не выяснилось еще, кто сбил “Boeing“?». Таким образом создается ощущение, что ответа на этот вопрос никто не знает, и, с другой стороны, высмеивается западное следствие, которое идёт очень долго и не приносит никаких результатов».
Однако, считает политолог, на деле все весьма очевидно и линейно. Следствие методично рассматривает все версии, собирает, обрабатывает и проверяет все возможные доказательства, кучу снимков, свидетельских показаний, говорит политолог. При этом прогресс заметен: уже сейчас JIT могут отбросить все версии, изначально вбрасывавшиеся российской стороной – про самолет-бомбардировщик, про то что на борту самолета уже были мертвые люди, про испанских авиадиспетчеров (имеется в видузаявивший о том, что над 777 пролетали военные самолеты за три минуты до потери связи с ним; позже этот аккаунтзаблокирован).
«У меня нет сомнения, что рано или поздно имена, отчества и паспортные данные ответственных людей будут озвучены, равно как и имена-отчества тех, кто отдавал приказ, кто принимал решение передать «Бук» в зону конфликта. Жернова истории мелят медленно, но неуклонно», – считает Шмелев. Политолог напомнил про расследование взрыва Boeing 747 над Локерби в 1988 году, которое заняло 10 лет. В итоге в теракте выявили ливийское участие, и Муаммар Каддаффи, на тот момент возглавлявший страну, поплатился за то происшествие – на страну были наложены жесткие экономические санкции, и лидеру «джамахирии» пришлось выплатить за их снятие по $10 млн семье каждого погибшего.
Окончательные результаты расследования выльются в международные уголовные дела против конкретных физических лиц, считает политолог. «Если эти лица будут занимать высокие посты в руководстве России, или будут укрываться ими, конечно эти дела будут конвертированы в санкции. Тут важен принцип неотвратимости наказания», – говорит Шмелев. Возможно, итоговое обвинение выльется и в выплату колоссальной компенсации, как в случае с США, по ошибке сбившими в 1988 году пассажирский Airbus A300 над Персидским заливом – тогда погибли 290 человек, США признали вину и выплатили Ирану $131,8 млн. «Это был бы самый разумный шаг для руководства Российской федерации, чем больше проходит времени, тем он теряет в своей возможной яркости, но такая возможность всегда остается. Важно, чтобы это было по доброй воли, а не по принуждению», – говорит политолог.
С точки зрения политтехнологии же самым правильным решением правительства РФ было бы обвинить в трагедии конкретных сепаратистов, добавляет Шмелев. «Найти каких-то конкретных Гиркиных-Стрелковых (имеется в виду Игорь Стрелков, на момент трагедии — министр обороны ДНР, - прим. «Профиль») и радостно выдать их под трибунал. Вот, они виноваты, мы их выдаем, сажайте их, мы тут не причем. Но они этого не делают – наверное, боятся, что эти люди могут под трибуналом заговорить», – заключает политолог.
Концерн «Алмаз-Антей» уже сделал заявление, что не согласен с выводами международной следственной группы по расследованию крушения малазийского Boeing в Донбассе, сообщает РИА Новости со ссылкой на заявление концерна. В нем говорится, что эксперты не располагают техническим обоснованием своих доводов. Как напоминают в «Алмаз-Антее», три проведенных ранее эксперимента подтверждают версию о том, что сбившая самолет ракета была запущена из района населенного пункта Зарощенское, который на тот момент контролировала украинская армия.
Минобороны РФ также опровергло результаты расследования: «Зенитные ракетные комплексы «Бук» не доставлялись на Украину из России», – заявил официальный представитель Минобороны Игорь Конашенков, комментируя доклад международной следственной группы по крушению малайзийского «Боинга» в Донбассе, сообщает РБК.
Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".