29 марта 2024
USD 92.26 -0.33 EUR 99.71 -0.56
  1. Главная страница
  2. Статья
  3. Чрезвычайный полуостров
Политика

Чрезвычайный полуостров

16 марта 2014 года в Крыму прошел референдум, на котором 96% проголосовали за присоединение полуострова к России. «Профиль» разбирался, с какими проблемами сталкиваются крымчане сегодня.

Патриотическая эйфория, охватившая поначалу большую часть населения полуострова, сменилась рутинными буднями, которые даже по общероссийским меркам весьма суровы.

Крым по-прежнему живет в условиях транспортной блокады и страдает от западных санкций, запрещающих любые экономические контакты с крымскими предприятиями. Единственным связующим звеном полуострова с российским материком остается Керченская паромная переправа, пропускная способность которой сильно ограниченна. Из-за проблем с логистикой и падения рубля не прекращается безудержный рост цен, уже практически съевший повышение пенсий и зарплат крымчан. Курортная отрасль, хотя и начала оправляться от резкого сокращения числа туристов и отдыхающих, до украинских показателей все еще недотягивает.

А трудностей в Крыму за последний год даже прибавилось. Пожалуй, главная из них – энергетическая блокада, от последствий которой полуостров толком не оправился и по сей день. Вот уже четвертый месяц весь Крым живет в условиях энергодефицита. И хотя нехватку электричества в значительной мере удалось восполнить благодаря частичному запуску энергомоста из Кубани, жители отдельных крымских регионов по-прежнему страдают от веерных отключений электричества.

Начала предстоящего курортного сезона крымчане ожидают с нескрываемой тревогой. Власти пообещали, что вторая очередь энергомоста будет введена в строй до 1 мая текущего года, однако полностью проблему дефицита электроэнергии она все же не решит. Известно, что из-за работы многочисленных санаториев и пансионатов потребление электричества летом традиционно увеличивается. А глава республики Сергей Аксенов уже заявил, что все курортные объекты будут получать электро-энергию на постоянной основе – без отключений. В связи с этим рядовые крымчане опасаются, что нехватка электроэнергии ударит в первую очередь по ним.

К энергетическому дефициту с недавних пор прибавился и дефицит пресной воды. В Крыму уже ввели режим повышенной готовности «в связи с угрозой чрезвычайной ситуации природного характера». Эта проблема берет свое начало в 2014 году, когда украинские власти прекратили подачу воды из реки Днепр в Северо-Крымский канал, который питал в том числе и наливные водохранилища полуострова. С тех пор крымчане, несмотря на протесты экологов, усиленно бурят и эксплуатируют артезианские скважины, а также ждут милостей от природы в виде проливных дождей.

Наконец, в феврале этого года в Крыму был введен режим чрезвычайной ситуации из-за вспышки африканской чумы свиней. В результате на полуострове запретили реализацию местной свинины, что уже вызвало протесты фермеров.

Из винтовки – по бомбардировщику

Статистика и федеральные рейтинги тоже свидетельствуют не в пользу крымчан. Например, согласно данным агентства «РИА-Рейтинг», по уровню жизни Крым и Севастополь плетутся в самом конце российских регионов.

Есть и откровенно сомнительные «достижения». Так, по данным мониторинга, проведенного Министерством экономического развития РФ, в 2015 году в Крыму была зафиксирована самая высокая инфляция среди российских регионов – 26,4% по сравнению с 12,9% в целом по стране. Республика также занимает первое место по росту смертности среди населения.

Тем не менее глава Крыма Сергей Аксенов смотрит в будущее с оптимизмом. А главным достижением своей команды за два года, минувших с момента присоединения к России, он считает «практически полную интеграцию республики в законодательное поле РФ».

«Законодательство Российской Федерации работает в полном объеме, есть лишь нюансы по определенным направлениям. Мы четко понимаем, что мы уже в Российском государстве живем полностью. Мы все граждане, имеем все документы, получаем меры социальной поддержки от государства. Поэтому, на мой взгляд, мы полностью состоялись как субъект РФ, и это, наверное, наше главное достижение», – сказал Аксенов, выступая в Симферополе на заседании круглого стола «Крымская весна» два года спустя: внутренние и внешние вызовы».

Фото: Правительство Республики Крым
©Фото: Правительство Республики Крым

Перед собой глава республики ставит амбициозные планы. Говоря о них, Аксенов прибег к весьма сомнительному образу. «Сегодня мы должны построить наш счастливый Крым. Эта задача выглядит для меня, как задача сбить стратегический бомбардировщик, а в руках у меня винтовка с одним патроном. Вот и попробуй, попади. Но я знаю, что я все равно попаду», – сказал руководитель республики. Времени на преобразования, по словам Аксенова, не так много. «У нас нет 40 лет, как у Моисея, чтобы водить людей по пустыне. Надо сделать все гораздо быстрее», – считает он.

Если же «счастливого Крыма» не выйдет, Аксенов готов понести за это наказание. «Не знаю, чем оно в итоге для меня закончится. Я смеюсь, что мне грозит триста лет расстрела. Но тем не менее мы на ситуацию смотрим оптимистично», – добавил глава республики.

«Конечно, мы хотим жить лучше. Но мы на родине»

Если раньше, говоря о своих неудачах, руководство республики кивало преимущественно на «тяжелое украинское наследие», то теперь, после двух лет жизни в составе России, этот аргумент окончательно потерял свою актуальность. Об этом открыто заявил на заседании круглого стола и сам глава Крыма: «Нам досталось тяжелое наследие определенного режима, но я коллегам говорю – не стоит постоянно на предшественников показывать пальцем. Уже надо забыть давно эту тему и жить своей жизнью».

В последнее время основной причиной проблем, с которыми сталкивается полуостров, крымские чиновники и близкие к ним эксперты называют западные санкции, о которых, кстати, они же ранее, следуя общероссийскому тренду, отзывались в уничижительном ключе. Кроме того, в Крыму начали сетовать на слишком скорое окончание переходного периода, действовавшего в республике с 18 марта 2014 года до 1 января 2015 года. За этот неполный год крымские власти должны были урегулировать вопросы интеграции полуострова в экономическую, финансовую, кредитную и правовую системы Российской Федерации.

В частности, руководитель близкой к властям республики экспертной группы «Крымский проект» Сергей Михеев в ходе видеомоста под названием «Два года «Русской весны»: политические итоги» открыто назвал ошибкой российского правительства преждевременное завершение переходного периода. «Все-таки мне кажется, для Крыма и Севастополя нужен был какой-то более длительный переходный план, который учитывает ту непростую ситуацию, в которой этот регион находится», – сказал эксперт. Он призвал не сбрасывать со счетов тот факт, что Крым находится под санкциями, и «поэтому его нельзя сравнивать с другими регионами Российской Федерации».

Михеев также обратил внимание на то обстоятельство, что из-за боязни попасть под западные санкции на полуострове так и не начали работу ведущие российские банки (к слову, по этой же причине в Крым официально не пришли операторы мобильной связи, крупные торговые сети и даже «Почта России»). «Если крупные российские банки там не работают, а в других регионах работают, как мы можем говорить о том, что Крым находится в таких же условиях?!» – возмутился руководитель экспертной группы. Поэтому, по мнению Михеева, республика «по-прежнему нуждается в какой-то компромиссной стратегии, которая учитывала бы сложную ситуацию в местной экономике».

Похожего мнения придерживается сенатор от Крыма Ольга Ковитиди. «За один год переходного периода решить все проблемы воссоединения полуострова с Россией невозможно. Переходный период не будет закончен, пока не будет построен мост через Керченский пролив и не закончится экономическая блокада полуострова», – убеждена она. По мнению Ковитиди, следует принять специальный закон об экономическом регулировании в Крыму, с помощью которого республика быстрее адаптируется к российским реалиям.

Несмотря на имеющиеся проблемы, по словам сенатора, вторую годовщину присоединения к России крымчане «встречают с хорошим настроением». «Конечно, мы хотим жить лучше. Но мы на родине», – рассказала о настроениях жителей полуострова Ковитиди.

О готовности крымчан терпеть всевозможные невзгоды уже слагают анекдоты. Особенно часто вспоминают появившийся сразу после присоединения полуострова к РФ билборд с текстом «Что дальше? Да хоть камни с неба! Мы на родине!»

Фото: Лев Федосеев/ТАСС
©Фото: Лев Федосеев/ТАСС

Социологи утверждают, что эту готовность крымчан терпеть уже измерили в цифрах. Так, большой резонанс вызвал телефонный соцопрос, проведенный на полуострове Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ) по поручению президента Владимира Путина. Тогда крымчанам предложили дилемму: согласиться на заключение контракта о поставках украинской электроэнергии с указанием о том, что Крым и Севастополь являются частью Украины, либо потерпеть временные трудности, связанные с перебоями энергоснабжения в течение ближайших 3–4 месяцев. Напомним, по результатам этого опроса, который подвергли большой критике, в частности, за сомнительную методологию, подавляющее большинство опрошенных жителей Крыма (93,1%) и Севастополя (96%) выказали готовность потерпеть «временные трудности» без украинской электроэнергии.

Проживающий ныне в Крыму социолог из Донецка Евгений Копатько, основываясь на проведенных им в ноябре 2015 года исследованиях с участием 2 тысяч респондентов, также утверждает, что крымчане, несмотря на непростые экономические условия и жизнь в условиях блокады, демонстрируют «рекордный уровень социального оптимизма» и «беспрецедентный уровень доверия» к руководству региона. «Крымчане не ждут быстрых перемен. Это говорит о зрелости людей, которые понимают, что чудес не бывает, но есть работа и возможность что-то сделать. Умение ждать и терпеть, большая выдержка крымчан – это дорогого стоит, когда анализируешь подобные показатели», – сказал Евгений Копатько, который также является членом Экспертно-консультативного совета при главе Республики Крым.

«Ненависть к местным ворам и дуракам не транслируется на уровень страны»

Однако далеко не все в Крыму согласны со столь оптимистичными оценками. На крымских интернет-форумах и в социальных сетях все чаще выплескивается недовольство крымчан множеством трудностей, с которыми им приходится сталкиваться в повседневной жизни: от веерных отключений и роста цен до проблем в медицине и длинных очередей в госучреждения.

Давний критик крымской власти, глава общественной организации «Чистый берег. Крым» Владимир Гарначук считает, что основное ощущение местных жителей, разбирающихся в происходящем на полуострове, «сейчас можно описать двумя словами – возмущение и недоумение». «Крым должен и мог стать примером для всей России в построении с нуля новой системы политического управления, выборов и реформирования экономики. Однако он стал примером того, как не надо делать», – сказал Гарначук в комментарии «Профилю». По его словам, крымчан возмущают чиновники, оставшиеся при власти со времен пребывания Крыма в составе Украины.

«Экономика Крыма и Севастополя подмята чиновниками, толпы патриотов‑бизнесменов, в 2014 году готовых рисковать своими капиталами в Тавриде, растворились в болоте коридоров правительства Крыма и Севастополя. Фактически заморожены все инвестпроекты», – возмущается Гарначук.

«Энергоблокада не позволяет Крыму не только развиваться, но и полноценно существовать. Прекращение работы Северо-Крымского канала привело к уничтожению целых отраслей сельского хозяйства, таких как рисоводство, рыбоводство, на грани выживания оказалось животноводство», – утверждает Зубков.

По словам бизнесмена, в заслугу крымской власти ему поставить нечего, «так как все, к чему она прикасается, она разрушает». «Я считаю крымскую власть бездарной во всех отношениях, – сказал он. – Власти Крыма не умеют и не способны работать. Они катятся по течению проблем, не упреждая их и решая их уже в авральном порядке с помощью федерального центра». Зубков считает, что для исправления ситуации Москве следует внимательно посмотреть на ситуацию в Крыму и уделять больше внимания полуострову и его жителям, «пресекая непрофессионализм и коррумпированность местных чиновников, независимо от их ранга и должности».

Владелец частного учреждения культуры «Крымский исторический музей-заповедник» Гуливер Альтин не столь категоричен в оценках. По его словам, за два минувших года Крым интегрировался в российскую экономическую, финансовую, транспортную, энергетическую системы, и властям республики это можно записать в актив.

«В Крыму сохранили мир – это важно, поскольку такие геополитические изменения безболезненно не происходят. Особых заслуг не вижу, но то, что власти интегрировали полуостров в состав России – это факт», – сказал Альтин в комментарии «Профилю». Вместе с тем, по его словам, имели и имеют место «перегибы», выражающиеся, в частности, в слишком быстром переводе региона на российскую валюту и мобильную связь, отсутствии кадровой и экономической политики, гарантий частной собственности.

Альтин считает, что крымскому руководству следует формировать команду по профессиональным признакам и при необходимости обращаться за помощью к другим субъектам РФ. Пока же, по его мнению, у большинства крымчан присутствует разочарование от санкций, наложенных в отношении Крыма и России, а также от коррупции и некомпетентности чиновников.

Крымский политический консультант, член Общественной палаты Республики Крым Денис Батурин, напротив, уверен, что никакого разочарования у крымчан нет. «Есть ожидания, которые пока не оправдываются в полной мере и по объективным причинам», – сказал он в комментарии «Профилю». Среди таких причин эксперт назвал западные санкции, наложенные на Крым, а также экономический кризис и низкий профессионализм чиновников.

«Разочарования нет еще и потому, что близкая к Европе Украина сейчас демонстрирует потерю государством контроля в сфере применения насилия, упорную и самоубийственную неспособность элиты договариваться, а значит, эффективно управлять страной», – считает Батурин.

Тем не менее эксперт убежден в том, что крымской власти следует «на всех уровнях серьезно перестроить политику коммуникации с обществом». «На фоне объективных кризисных явлений в экономике под давлением санкций продуманная коммуникация с обществом – ключевой фактор снижения социального напряжения», – подчеркнул Денис Батурин.

«Нужно разговаривать с народом и проявлять уважение к его организациям»

В целом до всеобщего консенсуса в крымском обществе еще далеко.

Две из трех самых крупных национальных групп полуострова – крымские татары и украинцы – находятся в состоянии, близком к стрессовому. Единственная в Крыму симферопольская украиноязычная гимназия была переведена на русский язык обучения, а Украинская православная церковь Киевского патриархата оказалась перед угрозой закрытия ее главного храма в Симферополе.

Недавняя попытка крымских украинцев провести в Симферополе памятный митинг, приуроченный к дню рождения украинского поэта Тараса Шевченко, натолкнулась на противодействие со стороны местных властей.

Городская администрация запретила активистам проводить акцию, сославшись на распоряжения главы республики Сергея Аксенова «О введении режима чрезвычайной ситуации» и «Об ограничении массовых, публичных, культурно-развлекательных и других мероприятий».

У крымско-татарской общественности, в свою очередь, весьма неоднозначные оценки вызывает намерение республиканской прокуратуры запретить меджлис. Это исполнительный орган национального съезда (курултая), избираемый самими крымскими татарами и по-прежнему пользующийся среди них определенной поддержкой.

Два года назад лидеры меджлиса выступили против присоединения Крыма к России, за что позже получили от российских властей запрет на въезд в РФ сроком на 5 лет. Еще один представитель этого национального органа – Ахтем Чийгоз – уже более года находится под арестом по подозрению в организации массовых беспорядков, случившихся 26 февраля 2014 года в Симферополе. Тогда перед зданием Верховного совета Крыма состоялся митинг крымских татар, выступивших за сохранение полуострова в составе Украины.

На этом же месте пророссийские организации провели контрмитинг, в результате чего между демонстрантами произошли стычки и давка, приведшие к двум смертям. По данному факту российские правоохранители завели уголовное дело, по которому в качестве обвиняемых проходят несколько участников крымско-татарского митинга. В то время как их оппоненты из пророссийских организаций, включая нынешнего главу республики Сергея Аксенова, принимавшего активное участие в событиях 26 февраля, выступают только в роли свидетелей и пострадавших.

В феврале этого года прокурор Крыма Наталья Поклонская подписала заявление в Верховный суд республики о запрете деятельности меджлиса на основании статьи 9 Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности». Она приобщила к делу доказательства «противоправных действий лидеров организации» на 636 листах.

В частности, речь идет о причастности руководства меджлиса к организации товарной и энергетической блокады полуострова.

Фото: Zuma/TACC
©Фото: Zuma/TACC

Мало кто сомневается в том, что иск Поклонской в конце концов будет удовлетворен. Между тем проживающие на территории Крыма представители меджлиса демонстрируют готовность к диалогу с местными властями.

Так, первый зампредседателя этого национального органа Нариман Джелял признался, что «уже перестал искать логику и здравомыслие в действиях властей». «Очевидно, что в ситуации, когда необходимо искать диалог, когда необходимо остановить катящийся в пропасть противостояния мир, российские власти продолжающимися в Крыму преследованиями способствуют нагнетанию ситуации, тем самым выступая главным дестабилизирующим фактором», – написал он на своей страницеВладелец «Крымского исторического музея-заповедника» Гуливер Альтин также не сомневается в том, что конструктивный диалог власти с представителями крымско-татарского народа возможен. «Не вижу проблем, чтобы наладить диалог с крымскими татарами, но при этом нужно разговаривать с народом и проявлять уважение к его организациям и учреждениям», – отметил Гуливер Альтин.

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «Профиль».

Реклама
Реклама
Реклама