Чудеса импортозамещения
Креветки из Белоруссии, семга из Казахстана, колбаса из Израиля, «Профиль» вспоминает, какие чудеса происходили за почти год действия продуктового эмбарго в российских торговых сетях и на таможенных границах.
Решительный отказ российских властей от продовольственных товаров из стран Еворсоюза, США и их партнеров дал богатую пищу для размышления и споров гражданам, интересующимся политикой и экономикой, но больше всего сюрпризов преподнес, без сомнения, простым аполитичным покупателям. Практически сразу после того, как 7 августа 2014 года был оглашен перечень «запрещенных» продуктов, в большинстве магазинов — во всяком случае, в крупных городах — начали отмечаться впечатляющие, а порой поистине удивительные явления. Огромные прилавки то в одночасье опустевали, то стремительно меняли наполнение — где раньше были сыры, вдруг появлялись цветочные горшки или еще что подиковиннее, а то вдруг и сами товары вмиг меняли привычное название, цену и сопроводительные документы. «Профиль» вспоминает, какие чудеса происходили за почти год действия продуктового эмбарго в российских торговых сетях и на таможенных границах.
О том, что полный отказ от европейских и американских овощей, фруктов, рыбы, мяса и молочных продуктов может быть не только полезен, но и опасен для отечественного сельского хозяйства, обнаружилось уже через пару дней после исторического решения. Ряд предпринимателей обратились к правительству с просьбой сократить санкционный список, сообщив, что значительная часть «исходных материалов» для их бизнеса, включая даже семенную картошку для посевов на российских полях, закупается за рубежом. В результате уже 20 августа 2014 года из перечня подпадающих под эмбарго товаров были исключены мальки лосося и форели, безлактозное молоко и молочная продукция, семенной картофель, сахарная кукуруза и горох для посевов, лук-севок, биологически активные добавки (БАДы) и витамины.
Хроника введения санкций и
контрсанкций в справке «Профиля»
Попутно и рядовой поход в магазин для неравнодушных к еде покупателей все чаще стал оборачиваться неожиданными открытиями. Так, уже на следующий день после введения контрсанкций во многих столичных магазинах самый «ходовой» в своем сегменте товар — польские яблоки — вдруг поменяли «происхождение». Как можно было без труда заметить, сами яблоки и даже лотки и телеги, в которых они лежали, остались те же и на том же месте. Но ценники сообщали, что яблоки эти привезли уже из других мест — с Кипра, из «братской» Сербии или Израиля.
Через несколько дней еще более удивительную новость сообщили покупатели из Курска. Они выложили в соцсетях фото ценника, из которого следовало, что замороженные креветки теперь производят в Белоруссии, не имеющей выхода к морю. А через несколько недель покупатели магазинов во многих городах, включая и Москву, могли найти на прилавках также белорусские осьминоги, мидии, форель и даже бананы и кокосовые орехи.
Власти самой Белоруссии, тем временем, стали докладывать о резком увеличении поставок в Россию своего молока и молочной продукции, включая сыры — чтобы накормить граждан Союзного государства вкусной и здоровой пищей. При этом порой сообщалось, что белорусские фермеры из всех сил стараются для российского покупателя. Действительно, вскоре выяснилось, что чуть ли не все вся произведенная в Белоруссии молочная продукция стала уходить в Россию. Однако и сами белорусы при этом не только не голодали, но и внакладе не остались, став закупать те же продукты для своих нужд в Польше и других европейских странах, где из-за российских контрсанкций цены на них резко упали.
Одновременно белорусская компания «Санта-Бремор», владеющая контрольным пакетом акций ЗАО «Русское море», нарастила поставки рыбы. По сути, речь шла о той же норвежской семге, лососе и прочих морепродуктах, запрещенных в России, которые стали лишь перерабатываться и упаковываться в Бресте. Но в компании при этом отметили, что закона не нарушают - запрет на переработку продуктов в третьих странах российские санкции не предусматривали.
При этом и в самих российских магазинах уже в сентябре-октябре ситуация начала стабилизироваться. Опустевшие было сырные и колбасные прилавки вновь заполнились соответствующими товарами. Доля российских действительно заметно увеличилась. Но и сыры, и колбасы - неотличимые по внешнему виду и вкусу от прежних «вредных» итальянских, немецких и французских — тоже вернулись на место. Лишь на ценниках появились другие страны происхождения (чаще Сербия или Израиль) и цифры — раза в полтора-два выше прежних.
Причем, некоторые продавцы с тех пор вообще перестали уточнять страны-поставщики, и в разделе «происхождение» рыбы, например, стали писать «Атлантический океан» или «Средиземное море». Правда, писать о происхождении яблок, например, «яблоня» или про огурцы - «огород», пока еще никто не додумался.
На фоне всего этого уже осенью Россельхознадзор стал все чаще жаловался на, по сути, контрабандные поставки сельхозпродукции из Евросоюза через третьи страны. Обычно речь шла о том, что на продукты просто составлялись новые документы, в которых указывались другие, «дружественные» России государства. Объединяло эти поставки то, что следовали они через Белоруссию, где проходили переработку. Сводилась она, правда, чаще всего, к замене упаковки, а иногда поверх нее просто лепились новые наклейки.
Уже ближе к зиме российские власти заинтересовались продовольственными товарами из Казахстана. Там со второй половины 2014 года стали также заметно наращивать поставки в Россию мяса, сгущенного молока, сливок и некоторых фруктов.
Так, в Омской области была задержана партия мяса из США, ввезенная через Казахстан. А затем Россельхознадзор сообщил об обнаружении около 7,5 тыс. тонн свинины и шпика, отправленных в Казахстан из Евросоюза транзитом через белорусские пункты пропуска по поддельным бразильским и литовским ветеринарным сертификатам. Продукция шла в казахстанский Уральск, расположенный поблизости с российской границей и на имя предприятия, которое имело лишь два склада-холодильника с объемом хранения не более 60 т. Естественно, большая часть этого мяса оставалась в России по пути перевозки.
Уже в феврале этого года российские власти отчитались о пресечении еще одного канала контрабанды из Казахстана. В Алтайском крае сотрудники ФСБ и таможни задержали два грузовика с 9 тоннами сыра, при досмотре которых обнаружилось, что произведен товар был в Голландии и Латвии, а оригинальные этикеты были просто заклеены сверху казахскими.
И как с этим бороться, никто до сих пор не говорит. И Белоруссия, и Казахстан, хоть и являются партнерами России по Таможенному союзу, но присоединяться к российским контрсанкциям не собираются.
Соответственно, никаких подобных обязательств у них нет, и никто им не может запретить закупать продовольствие в Евросоюзе и с выгодой для себя его перепродавать. Ну, а за российских контрабандистов они ответственности нести не могут.
Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".