23 ноября 2024
USD 100.68 +0.46 EUR 106.08 +0.27
  1. Главная страница
  2. Статьи
  3. Мериться пушками
Политика

Мериться пушками

Мир вступил в новую эру гонки ядерных вооружений, на которые в ближайшие десять лет многие государства, обладающие соответствующим уровнем развития технологий, потратят сотни миллиардов долларов. Главными соперниками в этой гонке стали Россия и США.

Россия не намерена втягиваться в гонку вооружений. Но при этом стране необходимо «наверстать упущенное»: провести перевооружение, модернизировать предприятия оборонно-промышленного комплекса. Об этом недавно заявил президент РФ Владимир Путин. Однако по всем признакам мы уже втянулись в «соревнование меча и щита». И процесс этот был запущен много лет назад.

Щит на щит

В 1986 году «Воениздат» выпустил военный энциклопедический словарь, в котором чуть ли не впервые было дано определение понятия «гонка вооружений».

Согласно этому словарю, гонка вооружений – это «характерный для империализма процесс ускоренного накопления запасов оружия и военной техники, их качественного совершенствования», который «осуществляется на базе милитаризации всех сфер общественной жизни с целью проведения агрессивной политики, подготовки и ведения несправедливых, захватнических войн, получения капиталистическими монополиями максимальных прибылей».

Сегодня политологи, опустив характерные для советского времени эпитеты, приводят очень похожее определение. Гонка вооружений представляет собой противостояние нескольких стран или военных блоков, когда каждая из сторон производит и накапливает большие запасы оружия, пытаясь установить паритет с противником или обогнать его.

Как раз об установлении паритета с противником российский президент не далее как в июле текущего года говорил в интервью швейцарскому телеканалу RTS. «Процесс закручивания новой гонки вооружений начался с момента одностороннего выхода Соединенных Штатов из Договора по противоракетной обороне. Потому что этот договор был краеугольным камнем всей системы международной безопасности. И когда Соединенные Штаты из него вышли и начали создавать систему противоракетной обороны, как одну из частей своей глобальной стратегической системы, стратегического оружия, мы сразу тогда сказали: мы вынуждены будем делать ответные шаги для того, чтобы сохранить стратегический баланс сил», – заявил тогда Путин.

Сознательно или нет, но российский президент Путин обозначил примерное время начала новой гонки вооружений. Если предыдущая завершилась вместе с холодной войной сразу после распада Советского Союза, то новый этап ведет свой отсчет с 2002 года, когда США в одностороннем порядке вышли из договора «Об ограничении систем противоракетной обороны». Еще в эпоху СССР военные планировщики указывали, что системы противоракетной обороны способны нарушить баланс сил между сверхдержавами, а значит – спровоцировать последний в истории человечества крупномасштабный военный конфликт – взаимный обмен ядерными ударами.

Вскоре после выхода из договора США начали планировать развертывание глобальной системы противоракетной обороны с позиционными районами в нескольких точках мира, включая Европу. В конце 2000‑х годов Штаты уже приступили к формированию ЕвроПРО. План подразумевает строительство на территории нескольких стран Европы противоракетных радиолокационных станций, размещение зенитных ракетных комплексов Patriot и противоракет SM (Standard Missile) разных версий. Последние будут базироваться как на суше, так и на американских кораблях, оборудованных боевой информационно-управляющей системой Aegis.

Естественно, такой расклад Россию не устроил, несмотря на заявления американцев о том, что ПРО не направлена против российских стратегических сил. Обеспокоенность российских военных объясняется просто: чем ближе ракеты-перехватчики расположены к районам потенциального запуска баллистических ракет, тем выше шанс их успешного перехвата. То есть развертывание противоракетного щита в Европе фактически означает нивелирование возможностей российского ядерного щита.

Ответная реакция не заставила себя ждать. Власти России пригрозили разместить в Калининградской области оперативно-тактические ракетные комплексы «Искандер-М», способные поразить практически все уже созданные и планируемые позиции ЕвроПРО. «Искандеры» с 2013 года уже несколько раз появлялись в Калининградской области в ходе учений, а в 2018 году комплексы «пропишутся» там на постоянной основе – 152‑я отдельная гвардейская Брестско-Варшавская ракетная бригада, сейчас вооруженная оперативно-тактическими комплексами «Точка-У», перейдет на новые ракетные системы.

Перевооружиться до зубов

В 2011 году российское правительство утвердило масштабную государственную программу вооружений, действующую до 2020 года включительно. В рамках этой программы на перевооружение и разработку новых боевых систем планируется потратить около 23 триллионов рублей. После распада СССР в России программ такого масштаба не принималось, а те, что все же утверждались правительством, как правило, не исполнялись или исполнялись частично. В этот раз исполнение государственного оборонного заказа по госпрограмме ежегодно превышает 80–90 процентов, а в текущем году ожидается, что весь заказ будет выполнен.

Фото: FORUM⁄ZUMA Wire⁄ТАСС
©Фото: FORUM⁄ZUMA Wire⁄ТАСС

Фактически именно гонке вооружений Россия сегодня обязана появлением тяжелой гусеничной платформы боевой техники «Армата», на базе которой будут созданы самые разнообразные машины: от зенитных ракетных комплексов и бронированных ремонтно-эвакуационных машин до основных боевых танков и боевых машин пехоты. В целом танк Т‑14, созданный на базе «Арматы», – передовая и мощная машина, причем некоторые использованные в нем технологии больше нигде в мире не применяются. Речь идет, в частности, о дистанционном автоматизированном управлении вооружением и необитаемой башне. В танке экипаж размещается исключительно внутри броневого корпуса, причем вопреки советской традиции он теперь изолирован от отделения с боекомплектом.

Начавшаяся в 2002‑м и усилившаяся на рубеже 2000‑х и 2010‑х годов гонка вооружений привела к ускорению работ по проектированию и строительству новых стратегических и многоцелевых атомных подводных лодок проектов 955 «Борей» и 885 «Ясень». Первые получили на вооружение новейшие баллистические ракеты подводных лодок Р‑30 «Булава», а вторые – пусковые установки «Калибр» для крылатых ракет разных типов и назначений, включая и 3 М‑14. Такие ракеты были недавно использованы Россией для нанесения ударов по позициям боевиков в Сирии из акватории Каспийского моря. И подобных примеров можно привести много.

Прорваться через ПРО

В феврале 2011 года Владимир Поповкин, занимавший тогда должность первого заместителя министра обороны России, заявил, что оборонно-промышленный комплекс страны занимается разработкой новой баллистической ракеты, которая сможет преодолевать даже перспективные системы противоракетной обороны. Создание и принятие на вооружение новых образцов ядерного оружия предусмотрено действующей госпрограммой вооружений России на 2011–2020 годы.

Сегодня достоверно известно уже о двух таких проектах: баллистические ракеты «Рубеж» и «Сармат». Обе «затачиваются» на преодоление систем противоракетной обороны.

«Рубеж», обозначаемый также как РС‑26, представляет собой модернизированный стратегический ракетный комплекс РС‑24 «Ярс». Отличие «Рубежа» от «Ярса» заключается в том, что новая ракета обладает меньшим количеством ступеней, а максимальная дальность ее полета меньше, чем у РС‑24. «Ярс» способен поражать объекты противника на дальности до 11 тысяч километров и нести до четырех ядерных боевых блоков мощностью от 150 до 300 килотонн. Серийное производство «Рубежей» должно начаться в конце 2015‑го – начале 2016 года.

«Сармат», в свою очередь, создается в качестве замены устаревшим ракетам Р‑36 М2 «Воевода», которые обозначаются НАТО как Satan. Эту ракету примут на вооружение в 2018 году. Новый носитель сможет нести нагрузку массой около десяти тонн. Российские военные ранее заявляли, что «Сармат» сможет прорывать любые существующие и перспективные системы противоракетной обороны. Так, благодаря новым двигателям ракета сможет доставлять ядерные боевые блоки не только по оптимальным траекториям, но и по неожиданным для противника направлениям.

Одним из стандартных и оптимальных направлений полета стратегических ракет является Северный полюс. «Сармат» сможет доставлять ядерные блоки и через Южный полюс. Это значительно усложнит и сделает дороже создание систем противоракетной обороны.

Фото: Фотохроника ТАСС
©Фото: Фотохроника ТАСС

Подробности распределения средств в рамках госпрограммы вооружений на 2011–2020 годы никогда не раскрывались.

Сообщалось только, что виды вооруженных сил России получат примерно по пять триллионов рублей на закупку новых вооружений и военной техники. Кроме того, часть средств направят на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.

Некоторые эксперты ранее предполагали, что государственной программой на разработку новых стратегических носителей предусмотрено выделение не менее трех триллионов рублей. Эти средства пойдут не только на «Рубежи» и «Сарматы», но и на новые стратегические бомбардировщики ПАК ДА.

Что касается инструментов неядерного сдерживания, то здесь стоит упомянуть ракетные комплексы «Калибр», способные наносить удары по противнику на большом расстоянии – до 2,6 тысячи километров. Сегодня такой инструмент есть пока на Каспии, откуда можно запускать ракеты по странам Ближнего Востока. В ближайшее время «Калибры» появятся в составе Черноморского флота, и под прицелом окажется Средиземноморье.

Быстрый глобальный удар

Еще в 2011 году британская Trident Commission, созданная американо-британской исследовательской организацией BASIC, опубликовала исследование с однозначным выводом: мир вступил в новую эру гонки ядерных вооружений, на которые в ближайшие десять лет многие государства, обладающие соответствующим уровнем развития технологий, потратят сотни миллиардов долларов. Причем главными соперниками в этой гонке стали Россия и США.

Правда, природа американского участия в этом соревновании немного иная. Если Россия фактически унаследовала советский принцип «Догнать и перегнать Америку», то США вскоре после окончания Второй мировой войны приняли за правило наращивание военной мощи до тех пор, пока она не будет превосходить военную мощь любого другого или даже нескольких государств мира.

США делают ставку на возможность нанести удар любой силы по любой точке планеты в течение часа после принятия решения. Эта программа получила название быстрого глобального удара. США активно создают позиционные районы противоракетной обороны. Наконец, американцы занимаются разработкой нового стратегического бомбардировщика LRSB, который будет не просто самолетом, а в перспективе станет частью «системы систем» – множества различных технических решений (беспилотников, самолетов, ракет), которые смогут выполнять боевые задачи на хорошо защищенной территории противника. Изначально ВВС США планировали приобрести не более ста LRSB; 18 ноября американские законодатели потребовали увеличить объем закупки новых бомбардировщиков до 200 единиц.

Сложившуюся ситуацию можно называть как угодно. По-американски – борьбой с мировым злом и терроризмом, по-российски – необходимостью наверстать упущенное. Однако факт остается фактом: «процесс ускоренного накопления запасов оружия и военной техники, их качественного совершенствования» налицо.

Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".