25 апреля 2019
USD EUR
Погода

По заветам китайского дедушки

Революции в Узбексистане не будет. Занявший президентский пост после смерти Каримова Шавкат Мирзиёев аккуратно отодвинул возможных конкурентов и начал медленное движение по китайскому пути: консервация политического режима и экономические реформы. Старшую дочь Каримова Гульнару обвиняют в нанесении ущерба государству на $2 млрд.

Год назад, в ночь с 26 на 27 августа 2016 года, у президента Республики Узбекистан Ислама Каримова случился инсульт. Несколько дней он провел в реанимации, а вечером 2 сентября 2016 года власти официально объявили о смерти лидера, который бессменно правил Узбекистаном с момента обретения им независимости в 1991 году. Это событие заставило аналитиков, дипломатов и журналистов рисовать возможные сценарии развития республики.

Сейчас уже можно подвести предварительные итоги того, как Узбекистан прожил год без Ислама Каримова. К счастью, не сбылись многочисленные алармистские прогнозы о том, что смерть первого президента республики может привести к серьезному конфликту внутри элиты или мятежу исламистов. Однако не стоит забывать, что основные проблемы Узбекистана – безработица, коррупция, низкий уровень жизни, слабая экономика, ограничения политических и религиозных свобод – никуда не делись.

Поэтому, рассуждая о сценариях развития страны, нужно понимать, что главная задача, которая будет стоять перед властями этой страны в ближайшие годы, – это трансформация экономической и социальной системы государства перед лицом целого ряда внутренних (рост населения, безработица, исламистское подполье) и внешних (падение мировых цен на сырье, политическая нестабильность в соседних странах) вызовов при условии сохранения существующего политического режима.

Многочисленные противоречия в экономике и обществе Узбекистана на фоне глобальных изменений в мире заставляют руководство страны уделять больше внимания контролируемой трансформации общества и экономики. В этих условиях на первый план выходит проблема повышения эффективности экономики и системы управления. Сложно спрогнозировать конкретные решения, которые будут приняты узбекскими властями. Однако можно определить набор условий и факторов, которые будут оказывать определяющее воздействие на выбор пути развития. На данный момент можно выделить три группы факторов, которые будут влиять на принятие тех или иных решений.

Фото: kremlin.ru

Демография, миграция, этнические меньшинства

Первая группа факторов – демографические. Во‑первых, это рост населения Узбекистана, которое уже достигло 32 млн человек и продолжает увеличиваться в среднем на полмиллиона человек в год. Демографическое давление заставило правительство Узбекистана с начала 2000‑х гг. предпринять ряд мер по ограничению рождаемости. В то же время молодая структура населения, увеличение продолжительности жизни и другие факторы позволяют говорить о сохранении в ближайшие годы высоких темпов роста населения Узбекистана, который по этому показателю через десять лет может обогнать Украину.

Во‑вторых, для Узбекистана характерна активная миграция населения и ускоряющаяся урбанизация. Продолжающийся рост населения в сочетании со сложными природно-климатическими условиями порождает проблему перенаселения в отдельных регионах страны. Так, плотность населения в Ферганской долине сопоставима с аналогичными показателями в самых густонаселенных областях Европы и Ближнего Востока. Узбекистан давно страдает от аграрного перенаселения. Люди фактически «выталкиваются» из сельской местности в города, которые, с точки зрения инфраструктуры и состояния рынка труда, не готовы принять такой поток переселенцев. Правительство Узбекистана пытается ограничить приток внутренних мигрантов, особенно в Ташкент и Ташкентскую область, за счет жесткой системы регистрации и суровых наказаний за несоблюдение паспортного режима. Не имея возможности получить работу внутри страны, многие находят ее за рубежом. По некоторым оценкам, до 3 млн узбекских граждан работают за пределами республики. Примерно половина находится в России, остальные трудятся в Казахстане, Турции, ОАЭ и даже Южной Корее.

В‑третьих, на фоне серьезных демографических изменений сохраняется проблема национальной идентичности и положения этнических меньшинств. Узбекистан – это родина древней культуры, но достаточно молодая нация, формирование которой корнями уходит в национально-территориальное размежевание, осуществленное советскими властями в 20‑е гг. прошлого века, а опыт развития в рамках независимого государства насчитывает лишь четверть века. К тому же больше половины населения Узбекистана моложе 30 лет, что порождает проблемы, связанные с поиском идентичности. Несмотря на увеличение доли узбеков, сохраняются языковые и социальные различия между узбеками – выходцами из разных регионов, а этнические меньшинства (в первую очередь славяне и корейцы) продолжают играть важную роль в промышленности, сфере услуг, здравоохранении и образовании.

Люди – главный капитал

Вторая группа факторов – экономические. Во‑первых, основной проблемой, сопровождающей рост населения, является безработица. Согласно официальным данным, численность безработных в Узбекистане составляет примерно 0,7 млн человек, или 5,2% трудоспособного населения. Однако, по оценкам экспертов, реальный уровень безработицы в сельской местности достигает 50%. Создание рабочих мест – один из приоритетов для республиканского руководства. Однако пока большая часть создаваемых рабочих мест отличается низкой производительностью труда и заработной платой, относится к сфере услуг или государственному сектору.

Фото: Shutterstock

Во‑вторых, главным вызовом новому руководству страны является трансформация существующей в республике экономической модели, которая сформировалась как ответ на вызовы постсоветского периода и основана на протекционизме, жестком валютном регулировании, широком участии государства в экономике и экспорте рабочей силы. Экономическая система Узбекистана весьма противоречива. Протекционизм помогает создать большое количество рабочих мест в таких трудоемких отраслях, как автомобилестроение, текстильная и швейная промышленность, производство обуви и аксессуаров. Однако зачастую он негативно сказывается на качестве и стоимости узбекских товаров, не способствует повышению производительности труда и консервирует неэффективную занятость. Жесткое валютное регулирование и участие государства в экономике позволяет избежать утечки капитала из республики и заставляет реинвестировать основную массу прибыли внутри страны. При этом создаются благоприятные условия для коррупции. Расширение трудовой миграции снижает напряженность на рынке труда, но имеет негативные экономические (вымывание кадров) и социальные (в среде трудовых мигрантов ведут активную пропагандистскую работу активисты радикальных исламистских групп) последствия.

В 2000‑е гг. рост мировых цен на минеральное сырье и спроса на рабочую силу позволяли Узбекистану поддерживать положительный торговый баланс и снижать напряжение на национальном рынке труда. В таких благоприятных внешних условиях слабые стороны национальной экономики не были столь заметны. Однако завершение сырьевого суперцикла на мировых рынках и экономический кризис в России и Казахстане вновь заставляют задуматься о повышении эффективности экономики и системы управления в республике. Серьезный вызов для экономики Узбекистана – зависимость от внешних рынков, которые удалены на значительное расстояние: страны Европы (Россия, Германия, Украина) и Восточной Азии (КНР и Южная Корея). Несмотря на растущее население, уровень жизни в Узбекистане остается низким, что не позволяет опираться на внутренний рынок – слишком малы его размеры. Страны-соседи тоже не могут выступать в качестве потребителей. Население Афганистана, Таджикистана и Киргизии еще беднее узбекского, а доступ на рынки Казахстана и Туркменистана затруднен.

Еще одним вызовом для Узбекистана является качество человеческого капитала. Трансформация экономики потребует большого числа квалифицированных специалистов, которые могут повысить конкурентоспособность страны и подстегнуть экономический рост. К сожалению, сфера образования и профессионального обучения в Узбекистане на данный момент не готова предоставить рабочую силу, обладающую всеми необходимыми навыками для быстро меняющейся экономики. Наиболее остро стоит проблема нехватки кадров высшей квалификации, при этом система высшего образования страны характеризуется ограниченным доступом, имеются сомнения в качестве и релевантности знаний и навыков выпускников. Недаром Узбекистан становится одним из основных поставщиков абитуриентов для вузов России.

И о политике

Третья группа факторов – политические. Главная задача на ближайшее время – поддержание баланса между различными группами внутри узбекской элиты и распределение властных полномочий между их представителями. Несколько отставок, которые произошли в высших эшелонах власти после смерти Каримова, – внешние проявления сложных процессов перераспределения сфер влияния и власти в стране.

Так, новый президент Шавкат Мирзиёев, долгие годы занимавший пост премьер-министра, постепенно вывел из игры своего первого заместителя Рустама Азимова, которого многие эксперты рассматривали в качестве еще одного возможного преемника Ислама Каримова. Сразу после избрания Мирзиёева на должность президента Узбекистана и формирования нового правительства Азимов был отстранен от должности первого вице-премьера и министра финансов. После этого он занял должность заместителя премьер-министра и курировал вопросы привлечения иностранных инвестиций, а в начале июня 2017 года после резкой критики со стороны президента покинул и этот пост.

В то же время прояснилась и судьба дочери Ислама Каримова Гульнары, которая в 2000‑е гг. обладала значительным влиянием в Узбекистане. По заявлению прокуратуры Узбекистана, еще в 2015 году она была приговорена к 5 годам ограничения свободы за хищения и неуплату налогов в особо крупных размерах. Таким образом, подтвердились давние слухи о ее домашнем аресте. Сейчас в Узбекистане ведется расследование второго уголовного дела против Каримовой. В конце июля узбекские власти оценили ущерб, причиненный государству деятельностью преступной группы, куда входила дочь экс-президента, в $2 млрд, и обратились к России с просьбой арестовать принадлежащую Каримовой российскую недвижимость.

Фото: Alamy/Vostock Photo

В целом стратегия Шавката Мирзиёева на посту президента Узбекистана сочетает несколько элементов. С одной стороны, необходимо вывести из игры потенциальных конкурентов и сформировать группу абсолютно лояльных людей, с которыми можно будет запускать необходимые реформы. Именно поэтому с важных постов постепенно удаляются сторонники бывшего вице-премьера Азимова. С другой стороны, вернулись во власть многие чиновники, которые попали в опалу во времена Каримова. Самый яркий пример – это возвращение Абдуллы Арипова, который в 2012 году был отправлен в отставку с поста заместителя премьер-министра, а в декабре 2016 года возглавил новое правительство.

Новый президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев много говорит о реформах, о курсе на социальную и экономическую трансформацию, что лишний раз подтверждает – именно этот вектор остается главным. За год произошло немало событий. Прошли выборы президента республики. Властям Узбекистана удалось смягчить острый дефицит наличных денег, который наблюдался в стране еще несколько месяцев назад. Анонсирована массовая установка банкоматов, с которых можно будет свободно снимать наличность. Взят курс на смягчение валютного регулирования и визовой политики. В то же время в республике наблюдается рост цен, а осенью 2016 года тысячи студентов, преподавателей, медицинских работников и других бюджетников вновь отправились в добровольно-принудительном порядке на сбор урожая хлопка. Это говорит о том, что Узбекистану предстоит долгий и трудный путь трансформации государства и общества.

Отвечая на вопрос, каким будет новый Узбекистан, можно с уверенностью говорить о нескольких вещах. Во‑первых, не стоит ожидать радикальных изменений во внешней и внутренней политике Узбекистана. В элите республики существует консенсус относительно продолжения курса на управляемую трансформацию без серьезной смены внутренних и внешних политических ориентиров. Во‑вторых, будет запущен процесс повышения эффективности крупнейших компаний и экономической системы в целом за счет децентрализации и демонополизации отдельных секторов, а также повышения качества государственного управления. В‑третьих, повысится мобильность населения в Узбекистане и за его пределами. Отмена выездных виз вписывается в эту логику. В‑четвертых, важным вызовом останется борьба за повышение качества человеческого капитала за счет развития образования и здравоохранения. На главный беспокоивший экспертов и политиков после смерти Ислама Каримова вопрос, какой сценарий развития событий будет реализован, уже можно дать однозначный ответ. Власти Узбекистана будут стараться провести вариант, похожий на политику реформ и открытости, которая стартовала в Китае в конце 70‑х гг. XX века и подразумевала сохранение политической системы при активном внедрении элементов рынка в экономике.

Читайте больше интересного на канале: Дзен-Профиль
Скачайте мобильное приложение и читайте журнал "Профиль" бесплатно:

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK