Приход со смертельным исходом
Азербайджан и Туркмения – два постсоветских государства с авторитарными персоналистскими режимами, в которых переход власти случился уже в новом веке. Процесс восхождения на трон преемника проходил «по-восточному» – внешне спокойно и легитимно, но с подковерными интригами и массой слухов вокруг кончины вождей.
Сын за отца
Бывший правитель советского Азербайджана, член Политбюро ЦК КПСС Гейдар Алиев занимал пост президента с 1993 года. Незадолго до своего 80‑летия, 21 апреля 2003‑го, во время выступления во Дворце республики ему стало плохо. Почти весь май президента обследовали в турецком военном госпитале, а в начале июля определили туда на лечение. После этого он на публике не появлялся. Это не помешало ему зарегистрироваться кандидатом на президентских выборах 15 октября одновременно со своим сыном Ильхамом.
В начале августа, за несколько дней до вылета на лечение в США (где он и пробыл до самой смерти 12 декабря), Гейдар Алиев успел подписать указ о назначении Ильхама премьер-министром. А незадолго до выборов вовсе отказался от участия в них в пользу сына. После того как 11 ноября народу объявили, что лечение проходит успешно, до момента смерти не было опубликовано ни одного официального сообщения о состоянии здоровья Гейдара Алиева.
Странности продолжились и после его кончины. Так, лишь 14 декабря, спустя 42 часа тело Алиева наконец было доставлено в Баку. Появились конспирологические версии, что Алиев был мертв еще задолго до выборов и это скрывали, чтобы обеспечить его сыну убедительную победу, не допустив внутриэлитного раскола из-за ухода «патриарха».
Преемник сбоку
Нынешний глава Туркмении Гурбангулы Бердымухамедов вступил в должность президента 14 февраля 2007 года. Исполнял же он президентские обязанности с 21 декабря 2006 года – дня смерти своего предшественника Сапармурата Ниязова. Туркменбаши было 66 лет, из которых 21 год он бессменно правил страной. Согласно официальной версии, у президента внезапно остановилось сердце.
В тот же день Совет безопасности назначил Бердымухамедова и. о. президента. Однако, согласно Конституции, до избрания нового главы государства его полномочия должен был исполнять председатель парламента – Овезгельды Атаев. Днем 21 декабря Атаев по представлению генпрокуратуры был заключен под стражу.
А уже 24 декабря Народный совет Туркменистана спешно принял поправки к Конституции – теперь на должность и. о. президента следовало назначать именно зампреда кабинета министров (этот пост занимал Бердымухамедов). Был отменен и запрет на участие в выборах для и. о. президента – иначе Бердымухамедов не смог бы баллотироваться.
Поползли слухи, что смерть Ниязова не была такой уж случайной. То, насколько молниеносно произошел «дворцовый переворот», могло свидетельствовать о заранее запланированной «операции преемник». Логичным выглядит и предположение, что Бердымухамедова поддержали силовики, без их помощи не удалось бы так оперативно устранить Атаева.
Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".