7 января 2026
USD 89,69 -78.23 EUR 99,19 -92.09
  1. Главная страница
  2. Статьи
  3. Три операции: чего в 2025 году Россия добилась в рамках СВО

Три операции: чего в 2025 году Россия добилась в рамках СВО

Боевая работа РСЗО "Ураган" 288-й гвардейской артиллерийской бригады ВС РФ группировки войск "Запад"

©Сергей Бобылев/РИА Новости

На протяжении всего 2025 года армия России вела постепенно ускоряющееся наступление сразу на множестве направлений. По итогам 2025-го в зоне СВО освобождено свыше 6,2 тыс. кв. км, 11 городов. Это лучший с первых недель спецоперации результат, и это в два с лишним раза больше, чем в считающемся успешным 2024 году. Мы рассмотрим три важнейшие наступательные операции нашей армии в 2025 году. Каждая из них по-своему уникальна, но все они либо уже стали, либо станут образцом для других сражений.

Суджа: русский мужик долго запрягает, но быстро едет

В Курскую область противник вторгся в августе 2024-го, и спустя месяц, с окончанием встречных сражений, бои здесь приняли позиционный характер. Украинская армия перешла в оборону и вяло контратаковала; захваченный ею плацдарм постепенно сокращался. До поры до времени казалось, что курское направление для армии России стало неприоритетным: контролируемая здесь противником территория сократилась вдвое, а главные события разворачивались в Донбассе.

С началом 2025 года боевые действия в районе Суджи активизировались: ВСУ пытались расширить плацдарм, а наши начали по отработанной в Донбассе методике обжимать его с трех сторон и брать под огневой контроль линии снабжения, чтобы истощать противника и наносить ему повышенные потери.

Пять сценариев: что ждет российское общество после завершения СВО?

Переломным моментом стало освобождение села Свердликово и форсирование реки Локни 13–15 февраля. Это открыло путь к главной линии снабжения ВСУ, трассе Сумы – Курск, после чего обстановка для украинцев стала ухудшаться на глазах.

Затем 7 марта стартовала завершающая и главная часть операции по освобождению Курской области. Одновременно с ударами по тылам и уничтожением переправ противника русская армия перешла в наступление по всему периметру плацдарма, а воевавшие рука об руку бойцы из КНДР в своем секторе перерезали вторую дорогу, по которой снабжался гарнизон Суджи, после того как трасса Сумы – Курск оказалась под постоянными обстрелами.

Рисунок операции значительно отличался от тягучих боев в Донбассе, где аккуратное продвижение вперед ведется малыми штурмовыми группами. Здесь, наоборот, во главу угла были поставлены эффект внезапности, массовые атаки со всех сторон, разрушение мостов, по которым велось снабжение ВСУ, и тому подобное.

Возможным это стало благодаря двум факторам: во-первых, месяцам предварительного истощения противника, а во-вторых – выявлению и прицельному уничтожению расчетов украинских беспилотников в первую неделю весны, накануне решающей фазы операции.

Утром 8 марта состоялся ставший легендарным десант через трубу в промзону Суджи. 800 штурмовиков (фактически боевой состав полка) смогли существенно дезорганизовать тылы противника, и к исходу дня местность к северу и востоку от точки выхода из трубы была освобождена.

Открытие в Екатеринбурге выставки, посвященной операции "Поток"

Открытие в Екатеринбурге выставки, посвященной операции "Поток"

Донат Сорокин/ТАСС

Противник попытался передислоцироваться в жилую часть Суджи, сократить протяженность обороны и перевести бои в позиционную фазу. В конце концов плацдарм ассоциировался именно с Суджей, и, если бы ВСУ удалось ее удержать, Киев бы заявил, что Россия своих целей не добилась. В этом случае в ближайшие недели (а то и месяцы) мы наблюдали бы ставший уже привычным сценарий: основные бои идут на флангах вокруг города и вдоль трассы, ВСУ продолжают подбрасывать резервы, сперва чтобы укрепить стенки формирующегося котла, а затем чтобы запоздало вывести через горловину изрядно потрепанный гарнизон.

Однако Суджу украинской армии удержать не удалось. После 10 марта все больше частей ВСУ беспорядочно отступали, а порой и просто бежали к границе, побросав технику. 12 марта были освобождены промзона, пригороды и центр Суджи со зданием администрации и знаменитой «Пятерочкой». Активная фаза операции заняла всего пять дней – рекорд по меркам СВО.

Последующие недели российская армия методично зачищала Курскую область от остатков украинских подразделений и одновременно создавала собственный плацдарм уже по ту сторону границы.

Покровск – Мирноград: хорошо сваренный котел

Покровск (советское название Красноармейск) вместе с соседним Мирноградом (Димитровым) и несколькими окрестными городками и рабочими поселками – вторая по величине городская агломерация, остававшаяся в Донбассе под контролем Украины. Суммарное довоенное население здесь – около 200 тыс. человек. Для сравнения: в Мариуполе в 2021 году проживали порядка 400 тыс., в Херсоне – 280 тыс.

Почему же пара Покровск – Мирноград так важна? Во-первых, уже сам размер делает эти города стратегической целью для обеих сторон. Во-вторых, первые три года СВО здесь находился крупный логистический центр: железнодорожный и автомобильный узел, множество складов. Здесь есть где разместить большой гарнизон, тыловые службы, штабы, госпитали и так далее.

Фронт подошел к Покровску – Мирнограду вплотную еще осенью 2024-го. К августу вокруг агломерации начал формироваться ставший уже классическим полуохват: городская застройка блокируется с трех сторон, под огневой контроль берутся линии снабжения, после чего в течение месяцев (в лучшем случае недель) гарнизон ВСУ планомерно истощается при одновременном силовом обжатии со всех сторон.

Бои за Покровск стали развитием российской тактики атак малыми штурмовыми группами. Учитывая, что в воздухе круглые сутки находятся FPV-дроны, привычные штурмы на бронетехнике стали практически невозможны, крупные же массы незащищенной пехоты также уязвимы для ударов с воздуха.

В то же время ВСУ истощены значительно сильнее российской армии. По сути, с украинской стороны сейчас отсутствует сплошная линия фронта, оборона даже на важнейших направлениях представляет собой череду опорных пунктов, пустое пространство между которыми контролируется беспилотниками. По разным оценкам, на одного украинского солдата в полосе действия ГрВ «Центр» приходится сейчас от трех до шести наших.

Военнослужащие Вооруженных сил РФ развернули флаг России у здания администрации в Красноармейске

Военнослужащие Вооруженных сил РФ развернули флаг России у здания администрации в Красноармейске

Александр Харченко / РИА Новости

Итак, российские штурмовики просачиваются через эту рыхлую оборону, в течение часов, а то и дней скрытно накапливаются на территории врага и затем атакуют тот или иной участок в нескольких местах, либо уничтожая опорники, либо вынуждая противника бежать. Неожиданность и масштабы таких атак создают кратное локальное превосходство в силе, что нивелирует эффект от вражеских FPV-дронов и, собственно, делает возможным продвижение вперед.

Именно так в течение октября был практически полностью взят Покровск: сперва район к югу от железной дороги, а затем и кварталы в северной части города.

Мирноград расположен на 2–3 км восточнее. В отличие от стоящего на возвышенности Покровска, он находится в низине и как бы позади него, если смотреть с украинской стороны. Все линии снабжения Мирнограда идут либо через Покровск, либо через небольшой городок Родинское к северу.

Как обновление ядерной доктрины и применение "Орешника" скажутся на украинском конфликте

Насколько известно, гарнизон Мирнограда составляют части двух украинских бригад: 25-й отдельной воздушно-десантной и 38-й бригады морской пехоты. Это опытные соединения, элита ВСУ. Общее число украинских военных, застрявших после взятия Покровска в Мирнограде, – от двух до пяти тысяч, и это стало первым подтвержденным крупным окружением с весны 2022 года, с боев за Мариуполь.

Упустив момент для эвакуации гарнизона Мирнограда, ВСУ попытались встречными атаками пробить в город коридор и снять кольцо окружения. Самым зрелищным, но и самым бессмысленным эпизодом стал воздушный десант ГУР на западной окраине Покровска 1 ноября. Двум вертолетам удалось уйти, но всё, что смогли сделать высаженные с них спецназовцы, – это разбежаться по окрестным развалинам и встретить там свою смерть от FPV-дронов.

Основные же события в течение октября – ноября разворачивались на северном фасе окружения. Здесь ВСУ атаковали даже на бронетехнике – редкий за последний год случай – и, несмотря на относительно крупные массы войск и большие потери, не смогли продвинуться дальше Родинского (3 км от окраин Мирнограда).

Характерная особенность наступавшей группировки ВСУ – ее лоскутный характер. Из более-менее крупных подразделений в операции участвовал 425-й штурмовой полк, всё остальное – сводные группы, организованные по принципу «с миру по нитке». Закономерно, что успеха им добиться не удалось: к концу ноября атаки прекратились, а окруженный украинский гарнизон перешел в стадию агонии.

К 20 декабря было освобождено 90–95% территории города; под украинским контролем фактически остались несколько кварталов панельных многоэтажек в Восточном районе Мирнограда. Взятие поселков Ровное и Светлое, расположенных между Покровском и Мирноградом, а также с/х ферм к северу от Покровска позволило создать кольцо окружения шириной 5–6 км, совершенно непроницаемое для противника, и уже 27 декабря Министерство обороны официально объявило об освобождении Мирнограда, а заодно и соседнего Родинского. Часть из запертых в котле украинских военнослужащих сдалась в плен, кто-то смог по полям выбраться из котла, судьба остальных вполне понятна.

От Угледара до Гуляйполя: оперативный простор

Как и предыдущие две операции, эта началась еще в прошлом году, но, в отличие от них, продолжится и в 2026-м.

После долгих боев 30 сентября 2024 года был освобожден Угледар, и южный фронт СВО пришел в движение, которое с тех пор не прекращалось.

Угледар – это небольшой шахтерский городок, буквально несколько стоящих в степи панельных кварталов. Однако его положение (город находится на возвышенности) позволяло ему играть роль могучей башни в крепостной стене, ключевого узла обороны, державшего восточный фланг всего 150-километрового фронта.

В Угледаре начинается и идет до самого Днепра мощнейшая из существующих сегодня украинских оборонительных линий, которая, собственно, и формировала южный фронт ВСУ. Многочисленные попытки пробить эту стену в лоб успехов не принесли: так, пройти с юга 6–7 км до Гуляйполя оказалось сложнее, чем 75 км от Угледара.

Сергей Караганов: "Это надо прямо назвать Отечественной войной"

Такой эффект стал возможен благодаря трем факторам. Во-первых, как и по всему фронту, на южном участке ВСУ сильно не хватает личного состава. Старые, закаленные в боях и мотивированные бригады постепенно истощаются, часть из них снимается для затыкания дыр на других участках, а присылаемая на ротацию или на замену бусифицированная «бомж-пехота» разбегается, не выдерживая ударов.

Во-вторых, чтобы успешно держать очаговую оборону, как в Покровске и на других участках, нужны хорошо оборудованные рубежи, нужна плотная городская застройка с подземными коммуникациями, нужны леса. Ничего этого в южных степях нет, и единственное, что хоть как-то задерживает продвижение российской армии, – это глубокие овраги и речки.

В первых числах января 2025 года был освобожден стратегически важный город Курахово. Здесь второй раз после Угледара проявилась особенность, ставшая в дальнейшем характерной для всего южного фронта: исход битвы за город определился на флангах, а в городской черте боев почти не велось.

Линия боевого соприкосновения к тому времени дошла с востока на запад до небольшого, но важного поселка городского типа Великая Новосёлка, чье название на слуху еще со времен украинского контрнаступа 2023 года. Поскольку наступление шло вдоль и как бы позади упомянутой выше украинской линии обороны, а также благодаря сравнительно высоким темпам продвижения, противник не успевал выстраивать и занимать новые оборонительные рубежи. На южном фронте российская армия нашла ритм, который в последующие месяцы только ускорялся.

Впрочем, вернемся к Великой Новосёлке. Здесь противник попытался провести одно из четырех локальных контрнаступлений 2025 года (три других: Покровск – Мирноград, Торецк и Купянск); бои за поселок велись полтора месяца. Тем временем подтянулся северный участок фронта от Курахова, и после взятия Великой Новосёлки и месячной оперативной паузы поход на запад возобновился.

Третий год СВО: от позиционного тупика к фабрике штурмов

В августе фронт дошел до Запорожской и – впервые – до Днепропетровской областей. К тому времени российская армия активно наступала на семи участках фронта: кроме юга и разобранного выше Покровска, на Константиновку (с трех направлений), на Северск, Красный Лиман, Купянск, а также вдоль Днепра на Степногорск.

У ВСУ на всё не хватало сил, и особенно заметно это проявилось именно на юге. Нельзя сказать, что сюда совсем не направлялись резервы, но сравнительно быстрая скорость движения российской армии по широкому (до 30–40 км) фронту делала украинские контратаки запоздалыми и малорезультативными, а спешно создаваемые полевые укрепления и опорные пункты в деревнях и поселках зачастую оставались пустыми и брались без боя.

К концу года количество стало переходить в качество, и в ноябре случилось редчайшее по меркам СВО событие: украинская армия разом отступила из междуречья рек Янчур и Гайчур общей площадью около 450 кв. км. Наряду с другими прорывами на юге (в Новопавловку, Орестополь), можно сказать, что здесь мы наблюдаем демоверсию общего обрушения обороны ВСУ в результате истощения – одного из вероятных сценариев завершения спецоперации.

В самом конце года бойцы ГрВ «Восток» стремительным штурмом взяли город Гуляйполе – тот самый, до которого пришлось весь год идти от Курахова и Угледара и до которого оказалось невозможно добраться «в лоб», хотя фронт с 2022 года стоял прямо перед ним. К западу от Гуляйполя местность не меняется, больше войск у противника не становится (наоборот), так что можно уверенно предположить, что бег на запад – к Днепру и Запорожью – здесь продолжится до тех пор, пока продолжается СВО.

***

Мы разобрали три операции, в ходе каждой из которых был создан свой инструмент, была разработана своя методика успешного наступления. В Судже – кропотливая многомесячная подготовка и затем – ураганное наступление, заставшее противника врасплох и вынудившее его бежать. В Покровске – Мирнограде – окружение крупной массы войск и разгром встречной группировки ВСУ, пытающейся прорвать кольцо окружения снаружи. На юге – широкий фронт и высокий темп наступления, замедлить который противник не в состоянии.

Задача 2026 года – объединить этот опыт в единую стратегию и масштабировать ее по всему фронту. В таком случае порядком уже истощенная украинская армия будет обречена.

Автор – сооснователь проекта «Ватфор»

Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".