22 ноября 2024
USD 100.22 +0.18 EUR 105.81 +0.08
  1. Главная страница
  2. Статьи
  3. За что президента Бразилии ненавидят либералы, мигранты и феминистки
Бразилия Жаир Болсонару Зарубежье Политика

За что президента Бразилии ненавидят либералы, мигранты и феминистки

1 января один из самых эпатажных политиков в мире, Жаир Болсонару, официально вступит в должность президента Бразилии. После того как в начале октября Болсонару прошел во второй тур выборов, по всему миру о нем было написано множество статей, значительная часть которых характеризовала его как «фашиста», «женоненавистника» или «бразильского Трампа». Авторы не столь частых апологетических публикаций делали акцент на том, что Болсонару – консервативный католик и принципиальный противник леваков. Каков он на самом деле, разбирался «Профиль».

Болсонару

Яркий политик Болсонару вызывает противоречивые чувства у бразильцев. В то время как одни видят в нем защитника католических и семейных ценностей, другие считают его чем-то средним между Пиночетом и Гитлером

©ZUMA Press/ТАСС

Победу на выборах Болсонару обеспечила поддержка 55% бразильцев (для победы в первом туре ему не хватило не так много – тогда за него проголосовали чуть более 46% граждан). Его избрание прервало 15‑летнее правление левой Партии трудящихся, чью популярность подорвала череда коррупционных скандалов, в которых оказались замешаны ее лидеры. Сыграло свою роль и падение цен на нефть, от которых напрямую зависит бразильская экономика. Эти условия вкупе с личной харизмой и позволили Болсонару занять президентское кресло.

Обвинения справедливые и не очень

Политическая карьера Болсонару, 63‑летнего отставного армейского капитана, началась в 1986‑м, когда он на страницах журнала Veja рассказал о бедственном положении армии и ее недофинансировании. За эти откровения Болсонару получил 15 суток ареста. Но в то же время публикация его прославила и впервые дала почувствовать, что такое народная поддержка, – Болсонару получил массу писем и телеграмм с благодарностями от военных и их семей. В итоге Болсонару в 1988‑м был оправдан Высшим военным судом, но ряды вооруженных сил он в том же году все равно покинул, чтобы стать членом городского совета Рио-де-Жанейро. После этого он шесть раз переизбирался в национальный парламент. Сделанные за это время публичные заявления снискали Болсонару популярность среди одной части общества, но настроили резко против него другую.

Разберем по пунктам выдвигаемые в его адрес обвинения.

«Болсонару – женоненавистник». Это реноме за ним закрепилось после скандала с журналисткой и депутатом Марией ду Розарио. В 2003 году Бразилию потрясло жестокое групповое изнасилование и убийство. Одному из преступников было всего 16 лет. За него-то и вступилась ду Розарио, призвав пожалеть «несчастного ребенка из фавел».

Болсонару смотрел на проблему совершенно иначе. Он настаивал на необходимости снизить возраст уголовной ответственности, чтобы избавить общество от таких, как выразился Болсонару, «отбросов», приговаривая их к высшей мере наказания. Настаивал Болсонару и на том, что в стране необходимо легализовать владение оружием, чтобы граждане могли давать отпор бандитам.

В пылу полемики ду Розарио назвала самого Болсонару «насильником». За словом в карман экс-военный не полез: «Ты настолько страшная, что можешь не бояться быть изнасилованной преступниками, которых защищаешь». Разумеется, эта фраза моментально разлетелась по передовицам и теленовостям.

Болсонару регулярно пеняют на то, что он, дескать, обосновал неравенство в зарплатах мужчин и женщин тем, что дамы «раньше уходят с работы, не выполняют всех обязанностей и берут декретный отпуск». Однако реально эта фраза была произнесена не самим Болсонару, а его собеседником – предпринимателем, объяснявшим нежелание нанимать женщин. Путаница же с авторством фразы произошла по вине СМИ.

Еще феминистки обвиняют Болсонару в нарушении «права женщины распоряжаться своим телом». Эту претензию можно назвать обоснованной, поскольку Болсонару считает аборты неприемлемыми. Точно так же, как и стремление некоторых женщин «в благопристойной католической стране ходить голыми».

«Противник просвещения». Так Болсонару оппоненты называют из-за рвения, с которым этот защитник семейных ценностей выступает против «сексуального воспитания в школах». Соответствующие программы были запущены, когда у власти находились левые, и, как считают сторонники Болсонару, суть этих уроков сводится к пропаганде сексуальной распущенности и гомосексуализма. По мнению Болсонару, единственным плодом такого просвещения стали подростковые беременности и аборты.

«Гомофоб». Это реноме он заслужил, например, такой фразой: «Пусть лучше мой сын умрет в результате несчастного случая, чем станет гомосексуалистом». Впрочем, позднее политик извинился за это высказывание. Тем не менее он и сегодня против однополых браков.

Залогом успеха Болсонару на выборах стала усталость бразильцев от неспособности левых решить ключевые социальные проблемы и чреда скандалов, в которых оказались замешаны лидеры Партии трудящихся

«Фашист». Так Болсонару называют не только злопыхатели на родине, но и либеральная пресса на Западе. Это прозвище закрепилось за ним из-за его жесткого подхода к миграционному вопросу. И это несмотря на то, что сам Болсонару – потомок итальянцев, перебравшихся в Бразилию в XIX веке! По его мнению, пускать в страну нужно лишь людей, способных принести ей пользу, а не становиться обузой или представлять опасность для ее граждан. К последней категории Болсонару, назвав их «отбросами человечества», скопом отнес большинство мигрантов из стран Африки и Ближнего Востока, а также с Гаити.

«Фашистом» Болсонару называют еще и за намерение отменить квоты для «дискриминируемых» и «национальных групп» во властных структурах.

Не добавила ему популярности среди цветного населения Бразилии фраза, брошенная в адрес чернокожих активистов, – «животные, которым пора в зоопарк». Как и утверждение, что его дети не станут встречаться с чернокожими, «поскольку слишком хорошо воспитаны».

И наконец, «фашизм» Болсонару, по мнению левых, проявляется в его намерении срезать практически все программы помощи малоимущим. Политик полагает, что они лишь стимулируют «тягу босяков к тунеядству». В период, когда нефть – один из главных источников пополнения бюджета – сильно подешевела, Бразилия просто не может себе такое позволить.

«Поборник шоковой терапии». Да, Болсонару был известен приверженностью теории свободного рынка и экономического либертарианства. Теперь он выступает за «ограниченное регулирование» рынка. Но левым от этого не легче – Болсонару намерен отменить результаты их земельной реформы, отнять нерационально используемые земельные участки и передать их крупным компаниям-«латифундиям».

«Противник демократии». Это прозвище обычно идет через запятую с «фашист». Болсонару действительно симпатизирует некоторым латиноамериканским лидерам с, мягко говоря, противоречивой репутацией – чилийскому диктатору Аугусто Пиночету и перуанскому президенту Альберто Фухимори. Оба этих политика прославились тем, что жестко боролись с леваками, не особо задумываясь о правах человека. По поводу Пиночета Болсонару как-то сказал, что тому «следовало бы убить больше людей». Что же касается демократии, то отношение к этой форме правления Болсонару выразил в 1994 году, сказав: «Я предпочел бы жить при военном режиме, чем умереть при нынешнем», при этом он призывал разогнать бразильский парламент.

Внешнеполитические взгляды

Еще одно прозвище Болсонару – «тропический Трамп». Это связано не только с тем, что он провозгласил курс на сближение с США и искренне восхищается их лидером. Эти политики во многом очень похожи. Совпадают их взгляды и на внутреннюю, и на внешнюю политику. Как и его американский коллега, Болсонару, например, считает усиление КНР вызовом и стремится ограничить проникновение в страну китайского капитала.

Как и Трамп, Болсонару настроен очень произраильски. Вслед за США он пообещал признать столицей еврейского государства Иерусалим и перенести туда из Тель-Авива бразильское посольство. Правда, у Болсонару есть особая причина симпатизировать Израилю: он намерен разгромить бразильскую наркомафию, у которой через выходцев из Ливана налажены контакты с проиранской группировкой «Хезболла». Для Израиля «Хезболла» – угроза и источник постоянной головной боли. Получается, что у Бразилиа и Тель-Авива есть общий враг, а это очень сближает.

В России избрание Болсонару встретили настороженно, поскольку Бразилия – член БРИКС, а этот клуб позиционируется как объединение альтернативных США центров силы. Учитывая проамериканский настрой Болсонару и его нелюбовь к Китаю, из аббревиатуры, которой обозначают альянс, может выпасть буква Б.

Что же касается двусторонних отношений, то особо близкими их и сейчас не назовешь. Товарооборот России и Бразилии, хотя и подрастает в последнее время, не превышает $5,5 млрд, страны не входят даже в десятку важнейших экономических партнеров друг друга. Во время предвыборной гонки Болсонару не делал заявлений, касающихся отношений с Москвой и БРИКС, но, учитывая сказанное выше, вряд ли стоит ждать, что при нем Россия и Бразилия сблизятся.

Экс-президент да Силва, осужденный за коррупцию

Экология под угрозой

Делая акцент на его социально-политических взглядах, критики Болсонару упускают из вида более серьезную опасность, которую может принести его правление. Дело в том, что новый президент намерен радикально расширить хозяйственную деятельность в «легких планеты» – лесах Амазонии. Болсонару готов разрешить вырубить часть леса, чтобы освободившуюся территорию отдать под сельское хозяйство и под АЭС и ГЭС. Реализация этой программы нанесет ущерб экологии всего земного шара.

Остается надеяться, что, раз уж Болсонару с таким пиететом относится к США, американцы, традиционно уделяющие много внимания защите окружающей среды, вовремя одернут бразильского президента.

Что дальше?

Граждане, проголосовавшие за Болсонару на выборах, очень рассчитывают, что при нем Бразилия расцветет и перестанет ассоциироваться с уличной преступностью и нищетой. Местные жители прямо говорят, что хотят, чтобы он поднял страну, «как Путин Россию после 1990‑х».

Однако сомнительно, что Болсонару, намеревающийся поквитаться с левыми за «годы их безвременья», сможет реализовать свои замыслы «малой кровью». Его поддерживают силовики. Но вопрос заключается в том, не закончатся ли его реформы и чистки гражданской войной, как это уже было в самом начале 1930‑х. К тому же Болсонару не выглядит таким уж идеалистом и бессребреником. Его уже обвиняли в кумовстве из-за того, что он стимулировал карьерные успехи родственников, включая сына и жену. Став президентом, он может начать, как это свойственно автократам, раздавать ключевые посты сугубо близким людям и всячески злоупотреблять полномочиями.

Впрочем, излишне драматизировать ситуацию тоже не стоит. Даже самые крутые радикалы, оказавшись у власти, порой значительно смягчали свои изначальные лозунги.

Фото: Sanja Sparica/Alamy Stock Photo/Vostock Photo, Antonio Lacedra/EFE/EPA/Vostock Photo

Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".