Зашевелилось в Датском королевстве
Не дождавшись от Еврокомиссии решения по «Северному потоку-2», правительство Дании решило приступить к самостоятельным преобразованиям законодательной базы страны. Если новая законодательная инициатива, выдвинутая на обсуждение парламента, будет поддержана большинством, строительство газопровода можно будет заморозить не только из-за возможного нанесения урона окружающей среде, но и по соображениям внешней политики и национальной безопасности.
Власти Дании разрабатывают законопроект, чтобы получить право вето на строительство «Северного потока-2» через территориальные воды страны в районе острова Борнхольма, расположенного в Балтийском море между Швецией и Польшей. Как сообщает Reuters, если в настоящее время проект подводного газопровода может быть остановлен лишь из-за угрозы экологии, то с принятием нового закона «Северный поток-2» можно будет заморозить по соображениям национальной безопасности или внешней политики. Представители концерна Nord Stream 2 AG, тем временем, уже направили официальную заявку датским властям и ждут разрешения на строительство.
Ранее Дания и Швеция уже обращалась в Еврокомиссию с просьбой вмешаться в вопрос прокладки «Северного потока-2» и помочь странам приостановить реализацию проекта, пока Россия не успела согласовать прохождение газопровода через акваторию Балтийского моря, но рассмотрение этого вопроса в ЕК сильно затянулось.
Поскольку «Северный поток-2» пройдет через экономические зоны и территориальные воды Финляндии, Швеции, Дании и Германии, королевство невольно оказалось втянуто в геополитический конфликт. «Мы хотим, чтобы у нас была возможность сказать "да" или "нет", руководствуясь соображениями нашей безопасности или внешней политики», — заявил в интервью EurActiv министр энергетики и климата Ларс Кристиан Лиллехольт, подчеркнув, что в настоящее время правительство Дании может наложить вето на подобные проекты только из опасений возможного вреда экологии страны.
Заслуженный экономист РФ Владимир Гришин считает, что принципиальное решение уже принято, поэтому, несмотря ни на что, ветка «Северного потока-2» будет проложена. «Нельзя отрицать тот факт, что ряд стран боятся усиления Германии. Каждое государство при строительстве потока хочет извлечь из этого свою выгоду. Основная подоплека процесса, связанного с препятствованием Дании строительству «Северного потока-2» через территориальные воды страны, — желание выторговать ряд экономических или финансовых преференций у Евросоюза или России за право проведения нефтепровода через акваторию Дании. Они ищут уступки по фирмам и контрактам. Например, датское правительство разрешит РФ проложить газопровод, если Россия, в свою очередь, пойдет навстречу датским компаниям и предоставит им преференции на российском рынке. Идет элементарный торг», — рассказал «Профилю» эксперт.
Он отметил, что масла в огонь подливает политическая и дипломатическая служба Киева, где осознают, что после введения в строй Северного и Южного потоков Украина лишится статуса транзитера.
«Под этот проект уже заточены определенные мощности в Германии — промышленность и так далее. Уже принят ряд стратегических решений, поэтому, если Дании все-таки удастся запретить прокладку через свою акваторию, тогда Евросоюз и Германия начнут политически давить на Данию с одной стороны, а Россия — с другой. Это тоже будет торг, только уже трехсторонний», — заключил он.
Директор фонда энергетического развития Сергей Пикин полагает, что, поскольку по действующему законодательству ЕС блокировать этот проект нельзя, Евросоюз предложил странам самостоятельно поискать возможности преобразования своего законодательства. «Здесь просматривается, скорее, солидарность Дании с ЕС по затормаживанию этого проекта, который угрожает политике некоторых стран, входящих в состав союза», — отметил эксперт.
Пикин подчеркнул, что Германия в отличие от России еще не осуществляла никаких финансовых вложений в «Северный-поток-2», потому что польский регулятор ранее заблокировал вхождение европейских концернов в проект. Таким образом получается, что в случае блокировки проекта страдает только одна сторона — Россия. «Газпром потратил собственные средства и уже вложился в строительство трубопровода. Допустим, европейским странам все-таки удастся заморозить этот проект. Тогда нужно иметь ввиду, что, если в ситуации, сложившейся ранее с Южным и Турецким потоками у России еще была возможность найти альтернативный вариант для продолжения строительства, то сейчас возможности для маневра я не вижу. В этом виновата еще и в корне неверная политика, проводимая Газпромом. Он вначале вкладывается в проект и приступает к строительству, а уже потом начинает договариваться. Альтернативного пути нет, поэтому руководству Газпрома придется как-то договариваться», — считает Пикин.
Старший аналитик по нефтегазовому сектору инвестиционной компании «АТОН» Александр Корнилов полагает, что все решения, принимаемые странами, вовлеченными в этот процесс, сугубо политические и имеют мало общего с экономикой и экологией. «Дания — далеко не первая страна, которая ставит палки в колеса Газпрому в отношении "Северного потока-2". Первой была Польша, заблокировавшая решение о создании совместного партнерства с европейскими компаниями, которые должны были помочь Газпрому привлечь проектное финансирование. Теперь, по всей видимости, Газпрому придется самостоятельно финансировать строительство всей трубы, хотя сама энергетическая компания возможности проектного финансирования пока не исключает», — отметил он.
В продолжение темы эксперт отметил, что Дания не является основным потребителем российского газа. Ключевой рынок, на который ориентирован Газпром, — это Германия. По оценке Корнилова, заявления датского правительства являются, скорее, политическим фактором, обусловленным попытками Евросоюза помешать Газпрому в части реализации газовых проектов, ведь каждая страна в составе ЕС считает себя вправе высказывать свое суверенное мнение.
«Что касается возможных опасений Дании насчет усиления зависимости ЕС от российского газа, то "Северный поток-2" принципиально ничего не меняет, кроме географии поставок, а именно траекторию того, как газ транспортируется в Европу. Получается, что с минимизацией транзита через Украину большие объемы газа пойдут через Северную Европу», — объяснил Корнилов.
Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".