«Даже во времена холодной войны русские выполняли обязательства по газу»
На фоне украинского кризиса Еврокомиссия готовится к газовому бойкоту со стороны России. В Германии от него больше всего пострадают южные регионы.
Еврокомиссар по энергетике Гюнтер Эттингер известен в Брюсселе своим чувством юмора. Но на приеме, устроенном немецким энергетическим концерном RWE 4 сентября в столице Европы, он решил попугать гостей: «Друзья, осенью ситуация станет серьезной». Дескать, российский президент Владимир Путин презирает тех на Западе, для кого вопрос, что надеть на Октоберфест, сегодня важнее всего остального. Европа, убежден Эттингер, должна быть готова к тому, что кремлевский глава планирует коридор от украинского Мариуполя до Приднестровья. Такие планы могут отразиться и на европейцах: «Я больше не исключаю наихудших сценариев для энергетического сектора».
Ситуация для Европы станет серьезной в случае, если Москва прекратит поставки газа в ЕС. Газоснабжение многих стран, такие как Словакия или государства Балтии, полностью зависит от бесперебойных поступлений из России. Но даже немцы не могут быть полностью уверены, что радиаторы в их домах не остынут, если из России вдруг перестанет поступать свежий газ.
Газохранилища в ЕС и Германии, по большей части подземные, заполнены примерно на 90%. Крупные немецкие газоснабжающие компании планируют довести эту цифру до 100%. Но Еврокомиссия предусмотрительно распорядилась произвести своего рода стресс-тест европейской газовой системы. До октября Брюссель хочет знать, что может ждать каждую конкретную страну в самом худшем случае.
Это непросто; ведь многое зависит не только от Владимира Путина, но и от погоды — особенно для Германии. Когда специалисты обсуждают уязвимость немецкой газовой сети, разговор неизбежно заходит о феврале 2012 года.
Тогда на Украине никакой войны еще не было, зато выдалась суровая зима. На территории от Франции до России в отдельные дни столбик термометра опускался на 8-10 градусов ниже средних значений для февраля. Из-за сильных холодов в России в немецкую газовую сеть поставлялось на 30% меньше газа, и это обнажило слабость архитектуры центрально-европейской газоснабжающей системы. Тогда больше всего пострадал юг Германии. Основная часть природного газа попадает туда по трубопроводу, который приходит из Чехии и дальше через всю Германию тянется до Франции, где тоже должен обеспечивать газом обширные территории.
В феврале 2012 года это обернулось проблемами, ставшими сюрпризом даже для экспертов. Давление газа настолько упало, что газовые электростанции на юге пришлось на время остановить. В результате чуть было не последовал коллапс уже энергетической системы. Во Франции, где холода бывают нечасто, многие люди отапливают дома электричеством, и его потребление тоже подскочило.
Структурные проблемы немецкой газовой сети приведут к критической ситуации в том случае, если Россия перекроет все каналы газа в Западную Европу. В одном исследовании Энергетического института Кельнского университета говорится, что тогда примерно через пять месяцев в Германии образуется серьезный дефицит.
35% потребляемого в Германии газа поступает из России. Другие страны-производители, в частности, Нидерланды и Норвегия, не смогут полностью компенсировать столь серьезную недостачу. Немцам придется опустошать национальные газохранилища, где в настоящий момент запасено 19,7 млрд кубических метров газа.
Но это не так просто, добавляют кельнские эксперты. Если давление во всей системе трубопроводов снизится до критического, выкачивать газ из газохранилищ станет проблематично, и «проблемы со снабжением могут усугубиться», говорится в исследовании Энергетического института.
Чуть менее печальной будет ситуация, если Россия перекроет поставки газа только через Украину. Это тоже не останется без последствий для Германии, поскольку украинский транзит играет для Запада важную роль. Но, к счастью, существует альтернативный канал: несколько лет назад в эксплуатацию был введен газопровод «Северный поток», напрямую соединяющий Россию и Германию по дну Балтийского моря. Сегодня его пропускная способность используется не полностью. ««Северный поток» может покрывать до половины немецких потребностей в природном газе», - констатирует Йоахим Мюллер-Кирхенбауэр из Технического университета в Клаустале. Впрочем, даже в этом случае юг страны пострадает: чтобы попасть в Баварию с востока Германии, куда газ поступает по «Северному потоку», нужно пройти через «игольное ушко» национальной газотранспортной системы. В саксонском местечке Зайда труба сворачивает в Чехию, чтобы снова вернуться в Германию в Вайдхаусе. «Здесь у нас узкое место», - говорит Мюллер-Кирхенбауэр. В результате жители юга Германии могут столкнуться с такой же нехваткой газа, как в феврале 2012 года.
И это еще не все. Когда в 2009 году между Россией и Украиной разгорелся серьезный газовый конфликт, кельнские эксперты решили просчитать наихудший сценарий: рост цен в Баварии в их модели составил до 10%.
Проблема всех таких сценариев в том, что они исходят из нормальной зимы. Если же ударят морозы, сокращение поставок газа снова приведет к коллапсу немецкой ГТС по типу февраля 2012 года, опасаются эксперты.
Поэтому Мюллер-Кирхенбауэр не берется прогнозировать, придется ли немцам мерзнуть в своих домах и квартирах этой зимой. До сих пор в энергетической политике РФ преобладало благоразумие. «Но сегодня я уже сомневаюсь в такой оценке», - говорит Мюллер-Кирхенбауэр.
Вполне реалистичной представляется тревога за ситуацию с энергоснабжением Украины. Россия еще несколько месяцев назад перекрыла газовый кран для Украины, поставки энергии стали оружием. Прежде всего, Москва и Киев не могут договориться о цене на газ, которая была резко повышена после бегства из страны удобного Москве украинского президента Виктора Януковича. В ответ украинцы просто перестали оплачивать газовые счета.
Западные поставщики, такие как немецкий энергетический концерн RWE, не афишируя, поспешили к украинцам на помощь. Они стали закачивать на восток газ, который до этого сами закупили, в частности, у российского „Газпрома“. Украинские газохранилища - крупнейшие в мире после резервуаров США и России и вмещают 32 млрд кубических метров природного газа. В марте они были практически пусты, но сегодня снова заполнены примерно наполовину.
„По опыту прошлых лет мы можем сказать, что комфортный уровень будет достигнут в зимний сезон примерно при 19 млрд кубических метров“, - такую официальную оценку дают в Еврокомиссии. Но еще спокойнее Брюсселю было бы, если бы в украинских карстовых резервуарах находилось на 10-12 млрд кубических метров больше.
Огромные газохранилища там традиционно служат в качестве буфера для энергоснабжения Западной Европы. К тому же европейский комиссар Эттингер считает, что ЕС обязан позаботиться и о других странах Европы, если зимой там будет нечем топить печи: „Мы должны подумать и о Молдавии, и о Западных Балканах“.
Немец еще надеется, что с Россией удастся договориться. Даже во времена «холодной войны» русские всегда выполняли свои обязательства по поставкам. К тому же Москва кровно заинтересована в валютных поступлениях. При посредничестве ЕС проходят регулярные встречи даже украинского и российского министров энергетики, невзирая на то, что на востоке Украины украинские и российские военные стреляют друг в друга.
А вот поляки больше не хотят полагаться на российские поставки газа. Они во что бы то ни стало стремятся избавиться от своей энергетической зависимости от соседа. В Свиноуйсьце на берегу Балтийского моря строится гигантский СПГ-терминал, где будут разгружаться танкеры, например, из Катара. К концу года установка для регазификации должна быть готова к приему сжиженного газа, с 2015 года она сможет покрывать треть газовых потребностей страны. В Германии такого терминала пока нет. До сих пор представители отрасли и политики считали такой вклад в энергобезопасность слишком дорогим удовольствием.
Перевод: Владимир Широков
Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".