Как пройти к институту развития?
Бизнес-сообщество плохо осведомлено о возможности получить поддержку со стороны государства
Форум институтов развития в понедельник, 11 марта, собрал в Москве представителей исполнительной и законодательной власти, бизнеса, банковского сообщества и ведущих экспертов. Деловое мероприятие проводится с 2017 года по инициативе РСПП, Торгово-промышленной палаты РФ, организаций малого и среднего бизнеса.
Форум изначально был задуман как дискуссионная площадка для обсуждения проблем реализации инновационных и значимых для российской экономики проектов. Отсюда интерес и высокая «посещаемость». Зал, где проводилось пленарное заседание, был переполнен. Тем, кому не хватало мест в зале, в фойе организовали онлайн-трансляцию.
Среди основных спикеров был заявлен глава Минэкономразвития Максим Орешкин, но он прислал замену - своего заместителя Владимира Живулина. Другое профильное ведомство - Минпромторг - тоже не было представлено на высшем уровне, и планами делился замминистра Василий Осьмаков.
Зато руководители институтов развития в полном составе прибыли на форум. В дискуссии, в частности, участвовали председатель ВЭБ Игорь Шувалов, сопредседатель Совета Фонда «Сколково» Аркадий Дворкович, директор Фонда развития промышленности Роман Петруца.
Пленарное заседание на правах хозяина открыл президент РСПП Александр Шохин. Он напомнил о тесной связи институтов развития с реализацией майских указов президента. Для бизнеса главное финансирование по разумной ставке, а меры господдержки должны иметь клиентоориентированный подход, убежден Шохин.
Однако сегодня это работает слабо, что наглядно показало анкетирование участников форума. Опрос показал, представители бизнес-сообщества не знают, чем институты развития могли бы помочь. «Низкая осведомленность приводит к недостаточной востребованности их услуг», - констатировал Шохин.
Со своей стороны, Дворкович поделился опытом работы вице-премьером. Он напомнил, что в правительстве курировал инновационное развитие. На кабинет министров, конечно, можно надеяться, но и самим плошать не следует. Надо проявлять активность и самостоятельность. Единой информационной базы по мерам господдержки нет, критерии оценки эффективности проектов и помощи институтов развития субъективны, посетовал выступающий. Другая проблема - ограниченность финансовых возможностей, что может дискредитировать работу, отметил Дворкович.
Удивлен и разочарован, заявил Живулин по поводу результатов опроса. Но, похоже, так воспринимается в обществе деятельность институтов развития. Потребители мер господдержки разные, но среди них много пересечений. Вывод - необходим единый информационный ресурс. «Есть попытки отраслевого объединения мер поддержки, но система отсутствует. Несмотря на включенность в нацпроекты, хотелось бы понять, как она может быть усилена за счет более полной координации», - заметил чиновник.
Его коллега из Минпромторга Осьмаков разделяет эту точку зрения. Взаимодействие институтов развития с бизнесом должно позволять подбирать меры поддержки под каждый конкретный случай. В приоритете - проекты импортозамещения в ТЭК и некоторых других отраслях.
В планах министерства - запустить масштабную программу поддержки экспортеров. Это значит, что у ведомства есть повестка на этот год и на шестилетку. Оборотная сторона медали - когда создается новый инструмент, то появляются и новые проблемы. Государственные деньги для бизнеса часто оказываются «токсичными», поскольку влекут за собой жесткое администрирование и проверки компаний со стороны контролирующих органов.
Гендиректор Российского фонда прямых инвестиций (РФПИ) Кирилл Дмитриев объявил о наличие некой развилки - будут ли нацпроекты реализовываться по бюджетному или по инвестиционному принципу. «Мы кардинальные сторонники инвестиционного подхода. Когда приходит частный акционер, проекты становятся эффективными», - заверил он. И в завершении рассказал грустный для предпринимателей анекдот: «Если на твоего партнера еще не заведено уголовное дело, значит, что он недостаточно активно развивает бизнеса».
Директор Фонда развития промышленности Петруца говорил о длинных и коротких деньгах, на которые были построено почти 100 заводов. И пообещал, что каждый проект по поддержке экспорта, патронируемый фондом, с 1 рубля принесет в казну 6 рублей.
Около 500 проектов имеют экспортную составляющую примерно на 6 трлн. рублей, подтвердил глава Российского экспортного центра Андрей Семенов. Но многие из них требуют серьезной оценки. Его настрой оптимистичен: есть идеи, есть и перспективы на зарубежных рынках. Дело за малым - реализовать комплексную программу повышения конкурентоспособности (КППК).
Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".