«Мы не продаемся»
В этом году Россия не вошла в топ-25 стран, популярных для иностранных инвестиций. Прямые инвестиции из-за рубежа в российские компании в I квартале упали в три раза по сравнению с началом прошлого года. В то же время появились слухи о продаже компаний, принадлежащих крупному инвестору в Россию — PPF Group со штаб-квартирой в Праге. Мартин Шаффер, член руководства Группы PPF в беседе с корреспондентом «Профиля» опроверг их и рассказал об условиях ведения бизнеса в России и намерениях компании наращивать инвестиции на этом рынке.
— Год назад PPF Group объявила о намерениях удвоить свое присутствие в секторе российской недвижимости. Расскажите, пожалуйста, о последних шагах компании в этом направлении.
— Да, согласно нашим планам в течение двух лет объем инвестиций PPF в недвижимость в России увеличится с 600 млн евро в 2012 году до 1,2 млрд в этом году. На сегодняшний день ключевой наш проект — строительство многофункционального офисного центра Comcity, класса А, расположенного на Киевском шоссе в Новой Москве. Летом 2014 года планируется ввод в эксплуатацию его первой очереди, объем которой превысит 100 тыс. кв. м, а общая площадь проекта составит 430 тыс. кв. м. Якорными арендаторами уже стали компании «Ростелеком» и «Систематика». Кроме того, мы развиваем другие масштабные проекты. Например, на юге Московской области строится крупный индустриально-логистический парк South Gate общей площадью более 650 тыс. кв. м.
Что касается проекта в Ростовской области (заявленное строительство двух логистических центров класса А общей площадью 100 тыс. кв. м — «Профиль»), то сейчас мы ведем переговоры с потенциальными арендаторами, которые могут быть заинтересованы в его реализации. Также мы находимся в стадии переговоров о приобретении еще двух крупных объектов недвижимости.
— В апреле была продана принадлежавшая PPF компания «ППФ страхование», сейчас некоторые игроки на этом рынке полагают, что готовится к продаже другой актив, «ППФ страхование жизни». Как вы прокомментируете это?
— Как стратегический инвестор в области страхования, мы присутствуем в этом сегменте рынка финансовых услуг с 1996 года. Страхование всегда было для нас приоритетным бизнесом, в котором нам удалось накопить большой управленческий опыт. В прошлом году мы анонсировали, что будем развивать наш страховой бизнес в России в рамках двух компаний: «ППФ страхование жизни» и «Хоум кредит страхование». Никаких планов по продаже этих компаний у нас нет. Слухи о возможной продаже являются вымыслом и не имеют под собой никаких оснований.
— Недавно также появились слухи о продаже другого крупного актива PPF в России — Банка «Хоум Кредит», которые были опровергнуты. Не боитесь ли вы заниматься банковским бизнесом в России, в то время как Центробанк проводит «чистку» рынка, а население страны не может расплатиться по кредитам?
— «Хоум Кредит банк» является одним из ключевых активов PPF Group. Информация о возможной его продаже не соответствует действительности. Этот вопрос не стоит на повестке дня акционеров, которые и в дальнейшем планируют развивать банк как в России, так и в других странах Европы и Азии.
В настоящее время стратегия развития банка заключается в развитии его розничного бизнеса и внедрении самых современных технологий с четким фокусом на клиента. В конечном счете, мы хотим создать полноценный универсальный розничный банк с акцентом на кредитование физических лиц. Российский банковский сектор обладает большим потенциалом, и мы хотим и будем здесь развиваться.
— PPF Group также продала свой пенсионный фонд в России в конце 2012, что многие связывали с проведением пенсионной реформы. Рассматривает ли компания возможность работы в этой сфере в новых условиях?
— Пенсионный фонд вошел в состав группы в результате покупки доли компании Generali в совместном страховом бизнесе. Этот актив являлся для нас непрофильным, и в соответствии со стратегией Группы мы его продали. Сейчас, мы не рассматриваем предложения по вхождению на этот рынок.
— В целом, с 2011 года, кажется, появлялось больше новостей о том, что PPF что–то продает в России, чем о покупках. Так, одной из последних сделок стала продажа доли в «Уралкалии», крупном производителе удобрений, во время скандала с задержанием его гендиректора Владислава Баумгертнера в Белоруссии. Так ли это?
— Это неправда. За последние три года доля российских активов PPF Group выросла. Продажа небольших непрофильных активов, таких как доля в «Уралкалии» и пенсионный фонд «Дженерали ППФ», не могла повлиять на общий расклад. Эти сделки были связаны с необходимостью сфокусироваться на развитии ключевых профильных направлений бизнеса.
— Инвестиции в какие сектора PPF считает приоритетными?
— Помимо активов в финансовой сфере и недвижимости, мы инвестируем в крупнейшую сеть по торговле электроникой и бытовой техникой «Эльдорадо» и ведущего российского производителя драгметаллов, компанию «Полиметалл». Кроме того, мы планируем вложить средства и в развитие в России биомедицинских технологий на базе компании Sotio, разрабатывающей вакцины против раковых заболеваний.
— В 2013 году Россия немного поднялась в рейтинге Всемирного банка Doing Business — всего до 92 места. Что для вас делает российский рынок привлекательным?
— Российский рынок является для PPF одним из самых важных и приоритетных. Мы работаем здесь более 10 лет и намерены дальше развивать наш бизнес, так как для нас очевидно, что страна обладает большим потенциалом роста экономики. Мы надеемся, что Россия будет и дальше продвигаться в рейтинге Doing Business, это пойдет на пользу как инвесторам, так и стране, и в итоге приведет к снижению издержек и большему комфорту ведения бизнеса, в том числе и нашего.
— Сейчас некоторые иностранные компании уже уменьшили свое присутствие здесь после крымского кризиса и введения визовых и экономических санкций против России. Повлияло ли это на российский бизнес PPF?
— Мы не комментируем вопросы, относящиеся к политике, но, как уже было отмечено, мы планируем продолжить развитие своего бизнеса в России.
Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".