23 ноября 2024
USD 102.58 +1.9 EUR 107.43 +1.35
  1. Главная страница
  2. Статьи
  3. Санкции третьей степени
Россия

Санкции третьей степени

Третий этап санкций против России, которую в США и Евросоюзе считают ответственной за украинский кризис, направлен прежде всего на то, чтобы затруднить нашим корпорациям выплату долгов. Вашингтон уже обнародовал список объектов первого этапа так называемых секторальных санкций, Брюссель пообещал предъявить свой перечень до конца текущего месяца.

Впрочем, уже понятно, что под удар попадают некоторые крупнейшие российские энергетические компании и госбанки. Возможности перекредитования в западных финансовых институтах для них теперь закрыты. Остававшиеся до сих пор санкциями на показ, ограничительные меры превращаются в настоящую торговую войну. Союзников в ней Москве придется искать в Азии и Латинской Америке.

Пострадает ли Америка

На сегодня российский внешний долг превышает 700 миллиардов долларов. Из них более 400 миллиардов — долги корпораций, чуть более 200 миллиардов приходится на банки, остальное — это долги органов госуправления, то есть ЦБ и правительства. Как сообщил Центробанк, с 1 апреля этого года по 31 марта будущего предстоит заплатить за обслуживание совокупного внешнего долга более 135 миллиардов долларов. Львиная доля этой нагрузки ложится на корпорации. Металлурги в лице «Мечела» и «Русала» уже испытывают серьезные проблемы с рефинансированием задолженности в западных банках. Этих компаний, однако, нет в санкционных перечнях. А вот «Роснефть», «Новатэк», Газпромбанк и ВЭБ угодили в последний американский черный список.

Его ключевое положение, как разъяснил Минфин США, — запрет американским банкам выдавать указанным российским компаниям кредиты сроком более чем на 90 дней. Поскольку промышленные гиганты и крупные банки на короткие сроки не занимают, это по сути означает полный запрет на рефинансирование долгов многих ведущих российских компаний. Скажем, для «Роснефти», чей внешний долг превышает 50 миллиардов долларов, новые санкции означают серьезный рост издержек. Перекредитование для крупнейшей нашей нефтяной компании станет дороже.

«Решение о включении «Роснефти» в санкционный список является необоснованным, субъективным и незаконным в виду отсутствия роли компании в кризисе на Украине, — прокомментировал ситуацию глава «Роснефти» Игорь Сечин. — Это решение также наносит ущерб американским акционерам компаний, банкам американским, которые сотрудничают по кредитным соглашениям».

Американские банки, конечно, понесут какие-то потери, лишившись столь крупного заемщика, однако и самой нефтяной компании, как и другим объектам санкций, придется несладко. В интервью «Профилю» главный экономист финансовой группы БКС Владимир Тихомиров оценил рост мировых ставок по кредитам российским компаниям примерно в полпроцента. Это несколько миллиардов долларов дополнительных расходов на обслуживание совокупного долга России в год. При том, что стоимость заимствований для российских компаний и банков на внешнем рынке и так достаточно высока — 7-8 процентов годовых.

Бизнес-империи под ударом
Объектами санкций стали компании и банки, контролируемые известными предпринимателями и государством:
Геннадий Тимченко (Volga Group, «Трансойл», «Стройтрансгаз», «Авиа Групп», «Авиа Групп Норд», «Сахатранс», «Акваника», «Новатэк»)
Аркадий и Борис Ротенберги (Группа компаний «Стройгазмонтаж», СМП Банк, Инвесткапиталбанк)
Юрий Ковальчук (Банк «Россия», Собинбанк, Инвестиционная компания «Аброс», Лизинговая компания «ЗЕСТ»)
А также компании, принадлежащие государству: «Черноморскнефтегаз», «Транснефть», «Роснефть», Газпромбанк, ВЭБ, Феодосийская нефтяная компания, «Базальт», Концерн КРЭТ, «Созвездие», НПО машиностроения, «Алмаз-Антей», «Калашников», КБ приборостроения, «Уралвагонзавод»

Занимать у Китая дороже

Многое будет зависеть от того, какими будут новые санкции Евросоюза. Пока лидеры ЕС лишь объявили о решении заморозить проекты в России Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) и Европейского инвестиционного банка (ЕИБ). Их российский портфель оценивается примерно в два миллиарда долларов. Также существенно сократятся программы, финансируемые по линии Еврокомиссии. Это не более чем комариные укусы. Однако до конца июля ожидается оглашение нового списка российских компаний и физлиц, подпадающих под санкции. По некоторой информации, он будет во многом повторять американский. Значит долговой рынок Старого Света для некоторых наших корпораций также окажется недоступным.

Впрочем, и сами по себе санкции со стороны США существенно сужают возможности кредитоваться за границей. По словам Тихомирова, «американские инвесторы являются одними из самых активных покупателей долга. Российские компании фактически занимают очень существенную часть средств у американских инвестиционных фондов, даже когда имеют дело с европейскими банками».

Эксперты полагают, что нашим госбанкам и корпорациям удастся переместить свои кредитные линии на Восток. Не зря же на прошедшем на днях в Бразилии саммите БРИКС принято решение о создании общего банка крупнейших развивающихся стран. Безусловно, главным источником кредитных ресурсов станет страна БРИКС, накопившая самые крупные золотовалютные резервы, — Китай.

Именно там, по мнению генерального директора компании «Капитал. Управление активами» Андрея Гриценко, нашим заемщикам, попавшим под санкции, стоит поискать дешевых денег. Впрочем, об истинной стоимости китайских кредитов остается лишь догадываться. Как пояснил «Профилю» Гриценко, открытие кредитных линий китайскими банками, как правило, обусловлено подписанием крупных торговых контрактов. Таких, как заключенное недавно соглашение о поставках российского газа в КНР. В таких контрактах фиксируется цена, несколько отличающаяся от рыночной в меньшую сторону. Кроме того, займы в Китае могут быть и политически мотивированными. Очевидно одно: китайские кредиты обойдутся российским заемщикам заметно дороже американских и европейских. Тем более, что свободные деньги банки КНР не без подсказки своего правительства в основном пускают на кредитование стремительно растущего внутреннего потребления. Капитал общего банка БРИКС в перспективе должен достичь отметки в 100 миллиардов долларов, что вряд ли обеспечит кредитные аппетиты стран–участников организации.

Клиенты «Газпромбанка» могут не беспокоиться

«Санкции Вашингтона против ведущих предприятий ОПК России незаконны и свидетельствуют лишь о бесчестной конкуренции США на рынке вооружений», — сформулировал проблему вице-премьер Дмитрий Рогозин. Если расшифровать высказывание куратора оборонно-промышленного комплекса, получится следующее: администрация Барака Обамы вознамерилась лишить экспортной выручки едва ли не все наши ведущие оборонные предприятия.

В отличие от топливных компаний и банков, концерн «Калашников», «Уравагонзавод» и прочие кузницы обороноспособности попали под самые жесткие санкции. Их счета и активы в США должны быть арестованы, все транзакции, проводимые этими предприятиями ОПК через американские банки, запрещены. По сути они не смогут получать плату в долларах за поставки за рубеж военной продукции. Между тем, традиционно именно в американской валюте номинирован мировой рынок оружия. Это означает, что все контракты ведущих оборонных компаний России, в том числе в Азии, оказываются в подвешенном состоянии.

Обходные пути найти можно. По мнению Андрея Гриценко, «контракты у российских предприятий ОПК явно подписаны не только с теми странами, которые платят исключительно в долларах, но и с теми, кто готов платить в своих валютах». По его словам, и президент, и правительство России готовились к такому повороту, в том числе и в сфере военно-технического сотрудничества. Остается выяснить, что делать тому же «Уралвагонзаводу», например, с индийскими рупиями.

Неприятностями с оплатой за поставляемое за границу вооружение и более дорогими кредитами, негативные последствия новой волны санкций должны ограничиться. На бизнесе российских компаний внутри страны, а значит и на населении, очередная порция ограничительных мер со стороны Запада не скажется. В частности, не о чем пока беспокоиться клиентам Газпромбанка и «дочек» ВЭБа — «Глобэкса» и Связь-банка. Как сообщил глава ВЭБа Владимир Дмитриев, паники среди их вкладчиков не наблюдается.

Дело в том, что американские власти, в отличие от ситуации с банком «Россия» и другими, на этот раз не ограничивают денежные переводы, включая расчеты по картам международных платежных систем, выпущенные Газпромбанком и «дочками» ВЭБа. «Санкции не затрагивают корреспондентские счета и долларовые операции ВЭБа и «Газпромбанка». Такой истории, как с банком «Россия» и Собинбанком, когда карточки не принимались, в данном случае не будет», — заверяет Владимир Тихомиров.

Новая порция санкций повлияла и на экономику России в общем. Вниз пошел отечественный рынок акций — в первый день после объявления об американксих санкциях акции «Роснефти» подешевели почти на 6 процентов. Доллар и евро заметно выросли по отношению к рублю. С другой стороны, подорожала нефть на фоне геополитической нестабильности. В итоге, по мнению Тихомирова, снижение темпов роста ВВП России из-за действия новых санкций составит не более 0,1 процента. Что, впрочем, немало на фоне прогнозов о том, что в этом году ВВП вырастет чуть более чем на процент.

Пугают продолжением

Самое неприятное в западных санкциях в отношении России в том, что явно ожидается продолжение. Как отметил пожелавший остаться неизвестным представитель российского правительства, «Запад выступает в роли удава, который душит жертву медленно и постепенно». Барак Обама и канцлер Германии Ангела Меркель, говоря о новой порции санкций, не скрывали, что преследовали две цели: сделать санкции чувствительными для России и в то же время не нанести существенного урона собственным экономикам.

Осторожность Западу в этом деле, действительно, не помешает. Введение США ограничений не в отношении отдельных (пусть и крупных) компаний, а уже против целых секторов российской экономики, по мнению Владимира Тихомирова, ударит не столько по России, сколько по странам, являющимся нашими главными торговыми партнерами. «Прежде всего это страны Евросоюза, которые также используют в расчетах с российскими партнерами доллар», — считает Тихомиров.

В свою очередь серьезные европейские санкции поставят под угрозу большой объем европейских инвестиций в России, не говоря уже о возможном срыве поставок энергоносителей. «Есть ряд влиятельных членов Евросоюза, которые в принципе против санкций как элемента политики, — говорит Тихомиров. — Против использования санкций выступает такая крупная экономика, как Италия, в последнее время к ней присоединилась Франция, да и в Германии крупный бизнес активно ратует за ограничение санкционного давления на Москву». Поскольку в ЕС все решается консенсусом, может показаться, что Брюссель никогда не решится на действительно жесткое давление. Однако такой благоприятный исход отнюдь не гарантирован.

Чем дальше в сторону большой войны движется украинский кризис, тем больше из планов сторон, так или иначе задействованных в конфликте, уходят соображения экономики. Верх берет политика. В случае с Западом, это так называемая атлантическая солидарность и общие ценности, за которые приходится платить. Иногда очень дорого.

«В области финансов самым старашным было бы отключить нас от глобальной системы банковских транзакций SWIFT, — считает Андрей Гриценко. — В этом случае российские банки становятся исключительно локальными, блокируются все международные платежи». По мнению экономистов, это было бы даже более существенной мерой, чем эмбарго на поставки энергоносителей, которое к тому же невозможно обеспечить на практике, ввиду множества покупателей.

Далеко ли до полного разрыва России с Западом

Судите сами. Дмитрий Медведев по поводу новых американских санкций заявил: «Мы просто вернемся в 80-е годы в отношениях с государствами, которые такие санкции вводят. Если цель наших партнеров в этом, то она будет скоро достигнута». В том же духе высказался и президент России. По словам Владимира Путина, новые санкции загоняют отношения России с США в тупик.

В те самые 1980-е холодная война достигла своего апогея. Аккурат после того, как в 1983 году советские военные сбили южнокорейский Боинг у берегов Сахалина. И вот снова Боинг — на это раз малайзийский. В Киеве утверждают, что дело явно не обошлось без российской военно-технической помощи сепаратистам в виде поставок систем ПВО. Если выяснится, что лайнер, рухнувший на шахтерские окраины города Торез в Донецкой области, сбили ополченцы, да еще и с российской помощью, очень скоро мы увидим намного более масштабные санкции.

Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".