Сбежать от разорения
Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) в Страсбурге определил сумму компенсации по иску «ЮКОС против России». Нашей стране придется заплатить бывшим акционерам нефтяной компании 1,87 миллиардов евро (2,4 млрд. долларов).
Процесс, продолжавшийся 10 лет, по странному стечению обстоятельства дошел до логического конца через три дня после того, как Постоянный арбитражный суд в Гааге — также по иску совладельцев ЮКОСа — решил взыскать с России более 50 миллиардов долларов. Хватает и других совпадений для того, чтобы эксперты пришли к выводу: России придется разорвать отношения с правовой системой Европы. Иначе — не избежать разорения.
Истцы
Жалоба от лица тогда еще существовавшей компании ЮКОС была подана в апреле 2004 года британским адвокатом Пирсом Гарднером. Также в числе истцов оказались три дочерние компании ЮКОСа: Yukos UK Limited (Великобритания), Yukos CIS Investments Limited (Армения) и Yukos Finance BV (Нидерланды). Несмотря на то, что ровно 8 лет назад — 1 августа 2006 года — в России было вынесено судебное решение о признании компании Михаила Ходорковского банкротом, а впоследствии она была официально ликвидирована, ЕСПЧ постановил, что это нисколько не мешает рассмотрению иска, поданного «призраком».
Несмотря на разные юрлица, фигурирующие в бумагах Страсбургского суда и арбитража в Гааге, обе эти инстанции постановили выплатить миллиардные компенсации одним и тем же лицам физическим. За множеством офшорных фирм стоит Группа «Менатеп», зарегистрированная в Гибралтаре. На сегодняшний день ее основной акционер – Леонид Невзлин, которому Михаил Ходорковский, находившийся под арестом в России, передал свои акции. Другими совладельцами бывшего ЮКОСа являются его бывшие топ-менеджеры, большинство из которых давно выехали за границу. В России остается только Платон Лебедев, недавно освобожденный вместе с Ходорковским, и приговоренный к пожизненному заключению за организацию серии заказных убийств бывший начальник службы безопасности ЮКОСа Алексей Пичугин.
Судьи
Иск ЮКОСа в Страсбурге рассматривали семь судей во главе с греком Христосом Розакисом. Россию в этой коллегии представлял заведующий кафедрой коммерческого права Санкт-Петербургского университета Андрей Бушев.
Только в конце января 2009 года Страсбургский суд признал жалобу акционеров ЮКОСа частично приемлемой и приступил к ее рассмотрению по существу. В отличие от Постоянного арбитражного суда в Гааге, который разбирал коммерческий спор на основании Европейской энергетической хартии, ЕСПЧ нашел в деле о банкротстве ЮКОСа нарушения прав человека. Суд пришел к выводу, что в России был попран принцип неприкосновенности частной собственности, закрепленный в Европейской конвенции по правам человека. В сентябре 2011 года ЕСПЧ вынес вердикт, согласно которому при доначислении налогов и банкротстве компании были также нарушены права ее акционеров и менеджеров на справедливое рассмотрение их дел российскими судами. При этом в Страсбурге не усмотрели в действиях российских властей политической подоплеки и признали обоснованной часть налоговых претензий к ЮКОСу. Что касается денежной компенсации, то с определением ее размера суд взял паузу, затянувшуюся почти на три года.
Суммы
В Страсбурге истцы требовали от России 81 млрд. евро (более 108 млрд. долларов по текущему курсу). Совладельцы ЮКОСа смогут получить по решению суда лишь чуть более 2% от этой суммы. Однако в любом случае почти 2,5 млрд. долларов — беспрецедентная компенсация за всю историю Страсбургского суда. Она примерно в 20 раз больше самой крупной суммы, когда-либо присуждавшейся по его решению.
До дела ЮКОСа самый большой штраф был потребован с Турции. В мае этого года ЕСПЧ постановил взыскать с нее 90 млн. евро в качестве компенсации за оккупацию Северного Кипра в 1974 году. Также для сравнения: сумма, которую выплачивает в среднем за год Россия по делам, проигранным ее в Страсбургском суде, составляет лишь 3 миллиона евро.
Расстаться почти с 2 миллиардами евро должен российский Минфин. Деньги придется изыскивать в бюджете. После вступления решения ЕСПЧ в законную силу на выплату компенсации дается полгода, По расчетам экспертов, расплата должна состояться до середины мая 2015 года. Если, конечно, России не удастся добиться пересмотра решения Страсбургского суда. Или же, если она просто не откажется платить.
Последствия
Как заявили «Профилю» источники в судебном сообществе, велика вероятность того, что Москва не станет выполнять данное решение Европейского суда по правам человека. На это косвенно указывает официальное заявление российского Минюста, возмутившегося тем, что «ЕСПЧ посчитал возможным присудить «компенсацию» даже тем бывшим акционерам ОАО «НК «ЮКОС», кто непосредственно участвовал в использовании противоправных налоговых схем, получая от этого незаконную прибыль».
Россия, очевидно, подаст апелляцию в так называемую Большую палату Страсбургского суда. Будет сформирована коллегия из пяти судей, которые решат, принимать ли эту апелляцию к рассмотрению. В случае положительного решения Большая палата может повторно разбирать дело сколь угодно долго. Однако практика ЕСПЧ свидетельствует: апелляционная инстанция работает быстро и практически всегда подтверждает прежний вердикт. В лучшем случае, Россия смогла бы несколько снизить сумму компенсации.
Так что легальным путем избежать выплат нереально. Как говорят источники в судейском корпусе, российское руководство, скорее всего, инициирует процесс выхода нашей страны из Совета Европы, судебной инстанцией которого является ЕСПЧ. Россия 20 лет является членом этой организации, но в последнее время разногласия между Москвой и Страсбургом явно обострились. Примечательно, что в конце прошлого года Конституционный суд России предоставил себе право рассматривать вердикты ЕСПЧ на предмет их соответствия российской Конституции. Очевидно, что это сделано как раз для таких случаев, когда выполнять решение Страсбургского суда никак нельзя. Естественно Совет Европы воспримет такой шаг России как нарушение Европейской конвенции по правам человека, которую наша страна подписала и ратифицировала еще в 90-е годы. Будет запущен механизм добровольного или принудительного исключения России из Совета Европы.
Сценарий весьма вероятный, потому что решения ЕСПЧ и Гаагского арбитража по искам акционеров ЮКОСа создают прецеденты взыскания многомиллиардных компенсаций в пользу бывших владельцев собственности, изъятой властями России. Достаточно вспомнить, что совсем недавно Россия изъяла у собственника (Украины) целый полуостров с кучей пляжей, портов, предприятий, недвижимости, сельхозугодий и прочая, и прочая. В ЕСПЧ уже поступил иск Украины к России на сумму в 1,2 трлн. гривен (примерно 100 млрд. долларов) за собственность, утраченную в Крыму. И это без учета земли и полезных ископаемых. Общую сумму ущерба в Киеве все еще подсчитывают. По оценкам экспертов, итоговая сумма претензий потянет на многие сотни миллиардов, если не на триллионы долларов. Помимо Страсбургского суда, украинские иски поступят в европейские арбитражи, например, тот же гаагский. Не приходится сомневаться, что в нынешней политической ситуации надежд добиться отклонения этих претензий у России практически нет. Остается лишь выйти из европейского правового поля, которое грозит нам разорением.
Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".