- Главная страница
- Статьи
- Андрей Гулидин: "Банки и их клиенты выигрывают от перехода на отечественное ПО"
Андрей Гулидин: "Банки и их клиенты выигрывают от перехода на отечественное ПО"
ИТ-импортозамещение в финсекторе: актуальное состояние и тренды рынка
Один из приоритетов российского ИТ-бизнеса – импортозамещение программного обеспечения (ПО). Отечественные разработчики предлагают перспективные решения для финансовых организаций. Как идет работа в этом направлении, рассказал «Профилю» заместитель генерального директора, директор по развитию бизнеса Группы «Иннотех» (Холдинг Т1) Андрей Гулидин.
– До 1 января 2025 года объекты критической инфраструктуры должны перейти на российское ПО. Как происходит импортозамещение в финансовом секторе?
– Российский финтех-рынок начал подготовку к переходу на отечественный софт еще до подписания соответствующего указа. Положительно сказались такие факторы, как уход западных вендоров, который привел к снижению конкуренции, а также государственные меры по снижению налоговой нагрузки с отечественных ИТ-компаний. Это открыло возможности для наших разработчиков и во многом ускорило процесс импортозамещения ПО. По ряду направлений удалось оперативно создать и внедрить аналоги зарубежных продуктов. По нашим оценкам, к концу 2023 года в ведущих банках доля российских разработок достигла около 80%. Во многих организациях уровень импортозамещения интеграционного ПО сегодня составляет 90%, систем управления базами данных – 66%, серверных операционных систем – 45%.
В этом году главная задача состоит не только в разработке продуктов, но и в обеспечении полноценной миграции организаций финсектора на российские решения. Цель амбициозная, она требует значительных финансовых вложений, а также эффективного обучения кадров.
– Говорят, банки в ряде случаев все-таки отдают предпочтение иностранному ПО. Так ли это?
– Это явление не носит массовый характер. По факту, мы видим готовность как ведущих банков, так и малых и средних финансово-кредитных организаций инвестировать в отечественные ИТ-разработки. Заказчики заинтересованы во внедрении новых российских решений, аналогов которым нет на мировом рынке. Окончательный переход на отечественное ПО – вопрос лишь времени. Взаимодействие бизнеса, государства и отраслевых объединений ускоряет этот процесс.
На фоне дефицита кадров всего ИТ-рынка финсектор тоже столкнулся с нехваткой специалистов, обладающих соответствующей квалификацией. Становятся остро необходимыми время на адаптацию, привлечение сторонних консультантов и переобучение штатных сотрудников, чтобы перейти на российские решения.
– Обсуждая вопросы импортозамещения ПО в сфере финансовых услуг, нельзя забывать о потребителях. Насколько российские ИТ-продукты удобны для населения и бизнеса?
– Отечественные ИТ-продукты в сфере финансовых услуг всегда были удобны в использовании. Не только российские, но и международные аналитические агентства отмечают высокий уровень технологичности российских банковских сервисов. Еще в 2020 году консалтинговое агентство Deloitte (сейчас «Деловые решения и технологии») включило финансовый сектор России в топ-10 наиболее высокотехнологичных. В 2019 году наша страна заняла первое место в мире по проникновению бесконтактных платежей и третье место – по уровню финтех-сервисов.
Свежие исследования показывают, что в 2023 году качество мобильных интернет-банков выросло в среднем на 8% при решении ежедневных задач и на 18% – в части цифрового офиса. Импортозамещение позволяет расширить функциональность, сделать приложения и сервисы еще более удобными для клиентов.
– Как переход банков на отечественное ПО отразится на кибербезопасности?
– Для разработчиков кибербезопасность имеет важное значение. Более того, государство предъявляет к системообразующим банкам особые требования, поскольку они относятся к объектам критической информационной инфраструктуры.
Российские решения в сфере информационной безопасности имеют высокий уровень зрелости, однако свести к минимуму риски можно при соблюдении ряда требований: корректного встраивания в инфраструктуру, настройки средств защиты с последующим техническим сопровождением, наличия организационно-ресурсной базы.
Проникновение искусственного интеллекта (ИИ) в финсектор также требует внимания со стороны специалистов по кибербезопасности. Например, тщательное тестирование и проверка моделей ИИ еще на этапе разработки поможет исключить негативные последствия атак. Соблюдение строгого контроля и постоянный мониторинг таких систем гарантируют надежность киберзащиты.
– Разработка и внедрение российского ПО и расширение сфер применения ИИ – звенья одной цепи?
– Банковская сфера, безусловно, заинтересована в расширении сфер применения ИИ. Такие продукты позволяют оптимизировать работу, снижают вероятность ошибки из-за человеческого фактора, высвобождают ресурсы сотрудников для решения других задач. Более того, развитие ИИ – это одна из ключевых национальных задач, и сейчас в рамках программы «Цифровая экономика» реализуется федеральный проект «Искусственный интеллект». Мы наблюдаем ощутимую поддержку со стороны правительства и готовность поощрять грантами разработку и развитие прикладных ИИ-решений, что, безусловно, положительно сказывается на уровне внедрения технологий.
Банковские сервисы на основе искусственного интеллекта сопровождают почти весь клиентский путь. Помимо базовых функций по оформлению документов и помощи с поиском информации, ИИ берет на себя и более сложные задачи, требующие аналитики, например рассматривает заявки на кредиты.
Нейросети изучают финансовые транзакции клиентов, предсказывая их поведение. На основе этих данных формируют индивидуальные рекомендации по банковским продуктам. Они помогают управлять рисками, фиксировать и предотвращать мошенничество. Популярность набирают персонализированные советники по инвестициям, ИИ-автоматизация и роботизация. Поэтому думаю, что роль технологий искусственного интеллекта в работе банков будет расти.
Подписывайтесь на все публикации журнала "Профиль" в Дзен, читайте наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль