- Главная страница
- Статьи
- "Ангара" летит с "Амура": почему предстоящий ракетный запуск важен для российской космонавтики
"Ангара" летит с "Амура": почему предстоящий ракетный запуск важен для российской космонавтики
В ближайшие дни должен состояться запуск ракеты-носителя «Ангара-А5» с космодрома Восточный. По предварительным данным, он запланирован на 9-е число, но в целом ранее называлось стартовое окно с 6 по 10 апреля. Очевидно, «Роскосмос» хочет приурочить событие ко Дню космонавтики, и это отнюдь не рядовой старт. Для России он важен сразу по двум причинам: из-за места запуска и из-за его объекта.
- Примет эстафету тяжеловозов
- «Амур» на «Восточном»
- Как спасать космонавтов
- Такая разная «Ангара»
- Еще один стартовый комплекс
Примет эстафету тяжеловозов
Внимание к «Ангаре» было приковано по крайней мере последние 10 лет. В 2014-м «Роскосмос» начал испытательные полеты обеих рабочих модификаций этого семейства: легкой «Ангары-1.2» и тяжелой «Ангары-А5». Средний класс ракет, в том числе пилотируемых, сегодня полностью закрывается «Союзами». Штатные запуски легкой ракеты начались (и пока закончились) в 2022 году, когда «Роскосмос» вывел на орбиту два спутника по заказу Минобороны.
Обратно за лунной водой: "Луна-25" летит проводить перспективные исследования
Теперь же все внимание приковано к «пятерке» – ракете, которая должна сменить «Протон» в роли единственного грузового тяжеловоза в России. О закрытии этого проекта Дмитрий Рогозин (тогда глава «Роскосмоса») говорил еще в 2018-м, а официально об окончании эксплуатации «Протонов» в 2025 году было объявлено ровно год назад. Причина – токсичность гептилового топлива, на котором летает «Протон». «Ангара-А5» заправляется керосиновым, что намного более щадяще для экологии. Но вероятно также, что разработанная еще в середине прошлого века и модифицированная до «Протона-М» более 20 лет назад ракета попросту устарела.
Для России сегодня как никогда критично не терять темпы «тяжелых» запусков. Их заказчиками традиционно выступают не только военный, но и гражданский сегменты. В частности, именно тяжелыми «Протонами» на орбиту выводились модули «Мира» и МКС, включая запущенную в 2021 году «Науку».
«Ангаре-А5» предстоит принять эстафету. С 2027 года «Роскосмос» рассчитывает начать выводить новую Российскую орбитальную станцию (эскиз РОС был согласован корпорацией аккурат перед демонстрационным запуском ракеты). Все перспективные полеты к Луне, Марсу и другие заметные космические миссии тоже лягут на плечи «Ангары-А5» и ее будущих модификаций.
Планы по запуску РОС на «Ангаре-А5» через три года весьма амбициозны: столько же времени (чуть меньше) отделяет сегодняшний день от предыдущего запуска ракеты. В прошлый раз она стартовала в конце 2021-го, а всего ракету запускали трижды: вначале в 2014-м и затем в 2020-м. Во всех случаях «Ангара-А5» летала без полезной нагрузки, поскольку это были летные испытания. Все пуски были успешными, один – частично, из-за некорректно сработавшего разгонного блока (сама ракета отработала на 100%). Предстоящий полет тоже станет тестовым и демонстрационным, но что важно: в отличие от предыдущих запусков, он будет осуществляться с совершенно новой площадки.
«Амур» на «Восточном»
Все три запуска «Ангары-А5» (как и все старты легкой «Ангары-1.2») проводились с космодрома Плесецк. «Протоны», в свою очередь, вылетают с Байконура: актуальный договор аренды с Казахстаном у России действует до 2050 года. Казалось бы, уже есть площадки для российских тяжелых запусков – зачем еще одна?
Что касается Байконура, то здесь все просто: что бы там ни было с арендой, это все же территория другого государства. Даже несмотря на созданную инфраструктуру (включая сложную логистическую), сейчас идет явная консолидация всех стратегически значимых направлений внутри страны – насколько это возможно. А значит, для России важно выходить в космос со своей территории, как, например, это делают США, Китай и Индия.
Что ж, внутри страны есть Плесецк, откуда уже успешно и неоднократно запускалась тяжелая «Ангара», – почему бы не ограничиться им? Есть как минимум две веские причины. Первая – это военный космодром, а значит, служит военным задачам. Конечно, Минобороны остается одним из заказчиков тяжелых запусков и заинтересован в «Ангаре-А5», однако о стартах в интересах гражданского сектора (особенно иностранного, если речь о перспективе сотрудничества с другими государствами) говорить не приходится.
Но даже если бы этот аспект можно было проработать, с географическими реалиями тоже придется считаться. В отличие от Восточного, Плесецк расположен в стороне от экватора – линии, откуда эффективнее всего запускать ракеты за счет использования вращения Земли. Запуски с Восточного будут и дешевле, и позволят использовать меньше топлива, за счет этого повышая полезную нагрузку.
Космический ракетный комплекс (КРК) для запуска тяжелых ракет строится на Восточном в рамках второй очереди с середины 2019 года. Он изначально заточен под «Ангару» и до недавнего времени носил то же название. Но в последних пресс-релизах «Роскосмоса» уже фигурирует название КРК «Амур». Можно было бы предположить, что это сделано во избежание путаницы, но и тут неувязочка. Параллельно сейчас разрабатывается возвращаемая ракета «Амур-СПГ», которая по плану уже в конце десятилетия должна запускаться также с Восточного.
Как бы то ни было, в последние полгода на космодроме ведется активная подготовка площадки к первому запуску. В ноябре 2023-го для проверки систем КРК «Амур» на старт был вывезен макет ракеты – «Ангара-НЖ» (наземная жидкостная). По результату была начата подготовка к полноценному запуску, и под конец года туда привезли рабочую «Ангару-А5». Сейчас она уже собрана и на стартовом столе проходит последние этапы подготовки.
Как спасать космонавтов
Следующим логичным шагом в развитии Восточного и «Ангары» будет перенос пилотируемых полетов. Сейчас все российские запуски космонавтов и астронавтов проводятся ракетами средней тяжести «Союз-2.1а». Технически перенести их на уже работающих стартовый стол Восточного, откуда также запускаются «Союзы», несложно, но дорого.
Удивительное вероятное: какие технологические и научные открытия нас ждут в 2024 году
Все дело в системе аварийного спасения (САС), которая устанавливается на пилотируемые корабли. В случае аварии она выхватывает капсулу с космонавтами и уносит подальше от ракеты, после чего аккуратно приземляет на парашютах. На Байконуре посадка происходит в степи, где провести спасательную операцию можно сравнительно легко и быстро. А вот после запуска с Восточного велика вероятность приводнения в Тихий океан. Значит, для постоянного контроля пилотируемых пусков потребуется поддержание не только летной, но и водной команды.
Соответственно, причина переносить пилотируемые запуски на восток России должна быть весомой. Этой причиной может являться «Орел» – разрабатываемый РКК «Энергия» уже 15 лет многоразовый корабль, который должен открыть новое поколение российской пилотируемой космонавтики. Он создается как раз под «Ангару», а значит, запускаться точно будет с Восточного. Но произойдет это еще минимум лет через пять – по последним сообщениям от «Роскосмоса» (от прошлого ноября), первые летные испытания перенесены на 2028–2029 годы.
Такая разная «Ангара»
Планируется, что у тяжелой «Ангары» будет несколько модификаций. Первая и, судя по всему, основная для большинства запусков – А5М (модифицированная). У нее усовершенствованные по сравнению с текущим поколением двигатели, позволяющие повысить грузоподъемность на несколько тонн. Вторая – А5П (пилотируемая), которая как раз и будет запускать космонавтов на «Орле».
Куда летим дальше: в условиях санкций России придется сменить приоритеты в космосе
Наконец, «Ангара-А5В» (водородная), которая сейчас находится в разработке. Поскольку в концепцию «Ангары» заложена модульная конструкция, разгонные блоки в ней могут быть взаимозаменяемыми. И эта версия ракеты предполагает замену одного керосинного разгонного блока на водородный. Это позволит повысить грузоподъемность ракеты примерно на 10 тонн и таким образом сделать ее альтернативой сверхтяжелым носителям. Что тоже важно, поскольку разработка «Енисея» (единственной российской ракеты этого класса в постсоветский период), которая была инициирована в 2017 году, с 2021-го заморожена из-за недостаточного финансирования.
Также на рубеже 2010–2020-х для «Ангары» разрабатывался концепт возвращаемого ускорителя. Проект предусматривал возможность возвращения первых ступеней ракеты (одной в случае с легкой «Ангарой-1.2» и четырех – с А5) на землю для повторного использования. В отличие от SpaceX, которые сажают свои ускорители вертикально за счет тех же реактивных двигателей, проект «Байкал-Ангара» предусматривал развертывание крыла на ускорителе и его возвращение и посадку по принципу самолета.
Еще один стартовый комплекс
Вероятно, проект возвращаемых ускорителей «Ангары» был заморожен, но сейчас ведется разработка альтернативы и заодно прямого конкурента американским возвращаемым ракетам SpaceX Falcon. Речь идет об «Амур-СПГ» (аббревиатура расшифровывается как «сжиженный природный газ», такое топливо будет применяться в ракете) – новом поколении ракет, которое должно сменить «Союзы».
Из сообщений руководства «Роскосмоса» следует, что работа над проектом активно ведется. Глава корпорации Юрий Борисов в интервью в феврале говорил, что РКЦ «Прогресс» занимается проектированием новой ракеты, а строительство стартовой площадки для нее «в ближайшее время перейдет в практическую плоскость».
Это будет уже третья очередь Восточного. Сейчас, как в конце марта рассказал гендиректор Центра эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры (ЦЭНКИ, профильное предприятие «Роскосмоса») Николай Нестечук, РКЦ «Прогресс» разрабатывает технический проект на создание стартового комплекса. В ноябре этого года этап планирования должен быть завершен, после чего будет выбрано место строительства. Вариантов два, и один из них предполагает частичное пересечение инфраструктуры со вторым стартовым комплексом, откуда полетит «Ангара-А5». Работы, если все пойдет по плану, начнутся в 2026 году.
Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".