19 марта 2024
USD 91.98 +0.11 EUR 100.24 +0.27
  1. Главная страница
  2. Статья
  3. Межвидовая борьба в мире гаджетов
Гаджеты планшеты

Межвидовая борьба в мире гаджетов

Некогда популярные и модные планшеты исчезают из нашей жизни, и это тревожный симптом для всей индустрии электроники

Компания TCL, владеющая брендами Blackberry и Alcatel, 25 октября представила необычный планшет со складывающимся в двух местах дисплеем. Этот шаг можно рассматривать как отчаянную попытку не дать умереть рынку планшетов, который медленно, но верно сокращается с 2014 года.

©Paul Sakuma / AP / TASS

Очередное падение зафиксировано в текущем году: производители выпустили на полтора миллиона меньше планшетов, чем за аналогичный период 2018‑го. В чем причина кризиса некогда популярного гаджета? Ответ кроется в особенностях его развития. На начальном этапе, в 1990‑х и начале 2000‑х, Apple и Samsung выпускали далекие от идеала портативные компьютеры, прощупывая спрос и набивая шишки. Затем был выработан, казалось, идеальный рецепт планшета, позволивший ему завоевать свое место в IT-мире.

Но «золотой век» продлился всего четыре года. Затем вендоры принялись усложнять устройства и растеряли аудиторию. Теперь они надеются, что новое дыхание в рынок планшетов вдохнут складные устройства. Но и они едва ли станут массовыми. «Профиль» проследил историю самого неоднозначного гаджета и разобрался, какие планшеты сегодня стоит подбирать для профессиональных и любительских задач.

©Shutterstock / Fotodom

До нашей эры

Эпоху современных планшетов принято отсчитывать с 2010 года, когда Стив Джобс представил миру первый Apple iPad – устройство, по формату находящееся между смартфоном и ноутбуком. Но на самом деле айпад не стал первопроходцем. Самые ранние проекты портативных персональных компьютеров датируются второй половиной 1980‑х. Тогда был создан стартап Hindsight, основатели которого готовили так и не увидевший свет планшет Letterbug. Экспериментировала с форматом крупная на тот момент компания по производству электроники и софта Atari.

Тогда же стартовала разработка первого планшета Apple (Джобс в это время находился в изгнании и руководил другой своей компанией, NeXT). Он увидел свет в 1992 году и назывался MessagePad, или Newton. Этот гаджет по праву можно считать первым полноценным планшетным компьютером в мире. В течение шести лет устройство выпускалось в нескольких версиях, имело мощный по тем временам процессор StrongARM, от 4 до 8 МБ встроенной памяти и монохромный сенсорный дисплей. Он позволял управлять девайсом с помощью стилуса, причем имелась и функция распознавания рукописного ввода текста.

Рейтинг: лучшие планшеты 2019 года по версии «Профиля»

В том же 1992 году компания Samsung выпустила Pen Master 386SL/20. Это одно из первых устройств с сенсорным управлением, для которых Microsoft адаптировал свою операционную систему, назвав ее Windows for Pen Edition («Версия для рукописного ввода»).

У планшетов 1990‑х годов был ряд недостатков. Они не могли полностью заменить настольные ПК, поскольку электроника в те годы была слабее и компактность девайса накладывала существенные ограничения на его производительность. При этом работавшие на Windows модели не были по-настоящему портативны, так как весили больше килограмма (к Apple MessagePad это не относится: он весил 410 граммов против 680 граммов у iPad образца 2010 года). Наконец, те устройства были не всем по карману: MessagePad стоил в районе $1000, планшет Samsung – от $4000. В текущих ценах их стоимость составила бы вдвое больше.

В итоге планшеты на Windows не снискали большого успеха. Apple сработала удачнее, за шесть лет продав около 50 000 устройств: аппарат пользовался спросом в американской бизнес-среде. Тем не менее Стив Джобс, вернувшись в руководство Apple, в 1998 году прекратил производство этих аппаратов, сосредоточившись на компьютерах различных видов: настольных станциях, моноблоках, ноутбуках. Microsoft, в свою очередь, не забрасывала планшетное направление, и в начале 2000‑х партнерам компании была доступна Windows XP в версии для сенсорных устройств (Tablet PC Edition).

На этой операционной системе работали компьютеры HP Compaq Tablet PC TC1000 и TC1100. Они уже больше напоминают современные планшеты: цветной сенсорный дисплей, поддержка стилуса для рукописного ввода и рисования, возможность «пристегнуть» физическую клавиатуру, беспроводные интерфейсы для подключения к Сети. Но инициативу на рынке электроники перехватили КПК, или «наладонники» – портативные компьютеры с мобильной операционной системой (преимущественно Windows Mobile). Казалось, у планшетов нет будущего, пока в 2010‑м Стив Джобс не объяснил, зачем действительно нужны такие устройства и как они должны выглядеть.

Плитка для приятного досуга

Чтобы устройства, позиционирующие себя между смартфоном и ноутбуком, имели право на жизнь, они должны намного лучше выполнять ряд задач, сказал Джобс на презентации Apple iPad в январе 2010 года. И назвал следующие сценарии: веб-серфинг, работа с электронной почтой, просмотр фото и видео, прослушивание музыки, игры и чтение электронных книг. Дизайн аппарата напоминал увеличенный iPhone: прямоугольник со скругленными углами и минимальным набором кнопок.

За первый год Apple продала свыше 7 млн iPad, что стало веским доказательством правоты Джобса. Как выяснилось, планшеты не должны заменять компьютер как инструмент для работы. Их стихия – развлечения, досуг и общение. И разумеется, планшеты должны быть минималистичными: как iPhone изменил облик мобильных телефонов, так iPad превратил громоздкие, даже нелепые девайсы девяностых и нулевых в изящные «плитки» без лишних клавиш и разъемов.

До середины 2010‑х планшетный рынок активно рос, но все равно не подобрался к стационарным ПК и смартфонам. Наибольшая популярность планшетов, по данным StatCounter, пришлась на август 2014 года – 6,78% рынка личных компьютеров против 28,57% у смартфонов и 64,65% у настольных систем и ноутбуков.

При этом пик популярности устройствам обеспечила не Apple, а другие компании. Любопытно, что в третьем квартале 2014 года айпады продемонстрировали худший результат за все время продаж – 22,1% рынка, по данным Statista. К Apple вплотную приблизился Samsung с долей 17,4%, другие вендоры тоже показали уверенный рост. Дело в том, что именно тогда Google выпустила удобную и быстро работающую планшетную версию своей ОС Android, а производители стали выпускать недорогие, но при этом вполне работоспособные устройства.

Были и необычные гибриды. С 2011 года компания ASUS экспериментировала с планшетами с «пристегиваемой» клавиатурой (так получался ноутбук), смартфонами с док-станцией (получался планшет). Они завоевали некоторую популярность, но в конечном итоге исчезли с рынка из-за ограниченности функционала мобильной ОС Android. А вот эксперимент Microsoft, стартовавший в 2012 году, оказался более успешным: линейка Surface с «настольной» ОС Windows (читай: планшет, который полноценно заменяет ПК) существует по сей день. Согласно отчету компании, за три финансовых квартала 2019‑го продажи Surface принесли $1,33 млрд, что на 21% выше аналогичного показателя за 2018‑й.

Apple тем временем снова начала менять курс. Видение Тима Кука, ставшего во главе компании после смерти Стива Джобса в 2011‑м, было кардинально иным. Для начала под его руководством компания в 2012 году выпустила компактную версию iPad Mini. В 2015‑м дебютировал iPad Pro, заявленный как устройство для работы в сфере фото и видео, дизайна, компьютерной графики. Таким образом, планшеты снова устремились в сферу профессиональных IT-инструментов.

Планшеты начала двухтысячных были громоздкими и предназначались для профессиональных задач. Сегодняшние флагманские модели похожи на них во всем, кроме наличия физических кнопок

Yoshikazu Tsuno / AFP / East News

Новые поиски

Сегодня на рынке планшетов доминируют три компании: Apple (38,1% рынка во втором квартале 2019‑го), Samsung (15,2%) и быстрорастущий китайский Huawei (10,3%). Все остальные, хоть и занимают в сумме треть продаж, далеко позади.

Флагманом Apple является линейка iPad Pro. Устройства поддерживают работу со стилусом Apple Pencil, имеют интерфейс для подключения клавиатуры, камер, карт памяти и другой периферии, а также выпускаются в двух размерах – с дисплеем на 11 и 12,9 дюйма. Вдобавок компания в 2019 году обновила iPad Mini, а на осенней презентации выпустила новый iPad в классическом дизайне с увеличенным дисплеем. Отметим: все эти вариации при жизни критиковал и на корню пресекал Стив Джобс, который и обеспечил популярность современным планшетам.

Huawei пытается повторить стратегию Apple, выпуская планшеты MediaPad с похожей модельной фрагментацией. Китайские аппараты имеют аналогичные функции, но стоят в разы дешевле. Цена флагманского Huawei MediaPad M5 начинается от 25 тысяч рублей, тогда как минимальная стоимость iPad Pro – 67 тысяч.

Недотягивают по цене до «яблочных» планшетов и модели Samsung. Корейцы тоже предлагают несколько устройств в разных категориях – «для работы и учебы» и «для развлечений». При этом флагманский Samsung Galaxy Tab S6 обладает интересным режимом DeX, в котором к аппарату можно подключить внешний монитор, клавиатуру и мышку и превратить в полноценный компьютер. У Apple здесь другая стратегия: iPad Pro подключается к «макинтошам» и может служить для них вспомогательным экраном.

Что же случилось с теми сценариями, о которых говорил Джобс: серфинг в Сети, музыка, видео и так далее? Оказалось, для этого достаточно смартфонов. Поначалу они были не слишком удобны из-за «тесных» дисплеев, но из года в год производители увеличивали диагональ: с 3,5 дюйма (первые модели iPhone) устройства выросли до 6,5 дюйма и даже больше.

Неудивительно, что с 2014 года доля планшетов в мировом парке гаджетов сократилась почти вдвое, составив 3,65% в сентябре 2019‑го. Более того, возросшая универсальность смартфонов даже позволила им год назад обойти настольные компьютеры: сегодня смартфоны занимают 51,78% рынка электроники, ПК – 44,57%.

Дальнейшее увеличение смартфонов окончательно ликвидировало бы разницу между ними и планшетами. Но тогда смартфон лишится своего главного козыря – компактности (уже сегодня флагманские модели с трудом помещаются в ладонь или карман). С этим связано желание брендов освоить производство складных гаджетов. Samsung в этом году выпустила в продажу Galaxy Fold стоимостью $2000, который из относительно компактной «трубки» раскладывается в небольшой квадратный планшет. Продажи Huawei Mate X, также со складным дисплеем, ожидаются в ноябре.

Недавно к этим проектам добавился прототип устройства DragonHinge от TCL, который складывается не вдвое, а втрое, а в раскрытом виде представляет собой 10‑дюймовый планшет. Даже Microsoft не осталась в стороне от тренда и анонсировала собственный раскладной смартфон. Правда, у него не один дисплей, а два, соединенных шарниром.
В некоторой степени можно считать эти устройства новой инкарнацией планшетов. Вместе с тем они вряд ли займут значительную долю рынка: слишком уж дорогие и сложные в производстве, слишком громоздкие и ненадежные. Планшеты для профессионалов тоже едва ли станут массовыми: большинству пользователей их впечатляющие возможности попросту ни к чему.

Таким образом, сегодняшняя ситуация на рынке гаджетов напоминает многочисленные и не слишком удачные эксперименты рубежа веков. Но тогда это было закономерно, ведь производители создавали новый рынок, прокладывая путь вслепую. Сегодня же в метаниях разработчиков сквозят растерянность и непонимание, чем еще угодить рядовому пользователю, и так обвешанному электроникой с ног до головы. Очевидно, индустрии не хватает визионера наподобие Стива Джобса, который вышел бы на сцену и внятно рассказал, какого еще девайса нам не хватает для полного счастья.

Русский след в первом планшете

Главной особенностью Apple MessagePad 1992 года стала способность распознавать рукописный ввод текста. Эта программная разработка была куплена у российской компании «ПараГраф», основанной в 1988 году братьями Степаном и Георгием Пачиковыми и Антоном Чижовым. Контракт на использование российского софта в компьютере Apple был подписан в 1991 году.

Несмотря на происхождение, система Apple MessagePad не могла распознавать русский текст – только английский. Точность распознавания оставляла желать лучшего, что неудивительно: с такой задачей более-менее хорошо могут справиться только нейросети. Но их начали массово использовать в мобильных устройствах только в 2017 году.
В 2008 году Степан Пачиков представил свою новую разработку, которая станет всемирно известной, – облачный сервис для создания, хранения и обмена заметками Evernote. Сегодня им пользуются 225 млн человек по всему миру.

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «Профиль».

Метки: планшеты
Реклама
Реклама
Реклама