21 ноября 2024
USD 100.22 +0.18 EUR 105.81 +0.08
  1. Главная страница
  2. Статьи
  3. Города без границ: каких размеров достигнут мегаполисы с воздушными трассами
аэротакси беспилотный транспорт Наука и Технологии стоимость

Города без границ: каких размеров достигнут мегаполисы с воздушными трассами

В мировых столицах грядет транспортная революция: 160 тысяч пассажирских дронов и конвертопланов станут частью городских транспортных систем к 2050 году, а объем рынка перевозок составит $80 млрд. Такой прогноз содержится в июльском обзоре eVTOL-индустрии (Electric vertical take-off and landing – вертикальный взлет и посадка на электрической тяге) от консалтинговой компании Roland Berger.

©Shutterstock / Fotodom

Если перевозки по воздуху станут массовыми, окружающая среда может подвергнуться серьезной перестройке. По словам экспертов «Профиля», главным итогом станет резкое расширение городов – вплоть до слияния с окрестными регионами и создания агломераций протяженностью в сотни километров.

Полет экономклассом

Воздушное такси есть и сегодня. Однако стоимость короткого полета на вертолете составляет от $50 и выше (в Москве аренда вертолета на трех пассажиров обойдется в 30 тыс. рублей в час), что автоматически делает его элитным видом передвижения.

Мне бы в небо: сколько стоит личный аэромобиль

Смогут ли дроны кардинально удешевить подобные перевозки? Пока таких примеров нет: те же 15 минут полета на дроне Hexa от LIFT Aircraft обойдутся уже в $249. Но есть надежда на воздушные «маршрутки» на базе многоместных конвертопланов: чем больше пассажиров можно взять на борт, тем дешевле полет для каждого.

Главным апологетом этой бизнес-модели выступает компания Uber, обещающая уравнять воздушное такси по цене с обычным: ее подробности планировалось раскрыть на Expo-2020 в Дубае, перенесенном на 2021 год из-за коронавируса. А вот компания Bell Helicopters, являющаяся одним из разработчиков Uber Elevate, на выставке CES 2020 представила собственный конвертоплан Bell Nexus 4EX и заодно поделилась бизнес-планом. Согласно расчетам, четырехместный аппарат будет окупать себя при средней дальности полетов 24–40 км и загрузке порядка 2000 часов в год (то есть он должен находиться в воздухе каждую четвертую минуту).

Обнадеживают планы Airbus: четырехместный дрон City Airbus планируется ввести в Париже к Олимпийским играм 2024 года, при этом, по расчетам парижских экспертов, цена полета на 1 км составит 1–2 евро. А компания Lilium к 2025 году хочет организовать аэротакси в Нью-Йорке с вызовом через мобильное приложение: шестиминутный полет из центра города в аэропорт Кеннеди обойдется в $70.

«Аэротакси должны прижиться: в отличие от летающих ранцев и других фантастических технологий, это история с понятной экономикой, – говорит в беседе с «Профилем» амбассадор Singularity University, эксперт по инновациям Евгений Кузнецов. – Пожалуй, паритета с ценой обычного такси не будет, но если, скажем, в "Шереметьево" такси стоит 700–1000 рублей, а коптер полетит за 1500–2000 рублей, то для многих это станет привлекательной альтернативой».

По словам футуролога Кирилла Игнатьева, на первых порах дроны заменят легкие пассажирские вертолеты, особенно в Северной и Южной Америках и Юго-Восточной Азии, где вертолетные перевозки хорошо развиты. «Дроны по цене легковых автомобилей? Это перспектива лет 30, не меньше, – сообщил эксперт «Профилю». – Ведь даже Tesla потребовалось 10 лет, чтобы выйти на относительно массовые продажи. Но к середине века легкая авиатехника, скорее всего, сравняется по доступности с автомобилями премиум-класса».

При этом, как утверждает Игнатьев, подобные аппараты найдут применение не только в качестве такси, но и как личное средство передвижения. 2Не соглашусь, что шеринг- и убер-модели целиком вытеснят владение транспортными средствами, – говорит он. – Односторонний взгляд всегда неверен. Ведь сейчас развивается и тренд на кастомизацию товаров. Раньше это называлось тюнингом, а скоро превратится в полноценный индивидуальный дизайн и выпуск продукции под заказ. Если беспилотный шеринг – это практичное решение на каждый день, то личная техника станет средством самовыражения, примерно как пленочная фотография. Впрочем, все будет зависеть от местного законодательства: статус дронов может отличаться от страны к стране».

Вместо электричек

Запуск аэротакси предполагает масштабное обновление инфраструктуры. Это следует из проектов «скайпортов» или «вертипортов» – взлетно-посадочных площадок для eVTOL-девайсов. Так, согласно рендерам Uber, для одного «скайпорта» потребуется 12 тыс. кв. метров – примерно половина Красной площади. В Париже планируется сооружение «вертипортов» для дронов Airbus (на каждый уйдет по $11,4 млн), а в Сингапуре уже строят площадки для Volocopter VC200.

Разрешение на взлет: когда в мировых столицах появятся аэротакси

«Логистика – важный вопрос, – говорит Евгений Кузнецов. – Чуть по-другому организуй, и меняется вся концепция. К примеру, на посадочных площадках должны быть места для зарядки аккумуляторов. Будет ли это скоростная зарядка? Если да, то можно запускаться уже с нынешними маломощными дронами. "Прыгнул" за 20 минут через полгорода, "залился" на стоянке за 5 минут, "прыгнул" еще раз – и так можно далеко улететь. Как следствие, аппараты можно делать небольшие, стоянки будут частыми, а маршруты – очень разнообразными, что выглядит перспективно. Значительная часть перевозок уйдет в воздух, а на освободившихся городских улицах можно, во-первых, оборудовать стоянки, а во-вторых, разбить парки и сады. Но если зарядка будет занимать долгое время, то мы приходим к небольшому числу крупных площадок и конвертопланам с фиксированными маршрутами».

Кирилл Игнатьев считает, что победит самый консервативный подход: «Изменение городов – это инерционный процесс, требующий больших затрат. Поэтому коптерам придется подстраиваться под существующую урбанистическую модель». При этом оба эксперта согласны, что речи о вытеснении автотранспорта не идет: аэротакси станет дополнительной опцией в городском меню – вроде канатной дороги или скоростного трамвая. «Земля и воздух займут свои ниши в системе интермодальности, – объясняет Игнатьев. – Люди должны будут добраться на колесах до некой точки, например, до дорожного знака "Взлет разрешен", а оттуда смогут подняться в небо. Скорее всего, Uber предложит такие комбинации с одной пересадкой».

При этом в подобных сочетаниях эксперты отводят аэросервисам функцию пригородного сообщения. Ведь чем дальше полет, тем выше энергоэффективность: меньший процент батареи «съедают» взлет и посадка. Показательно, что Bell Helicopters, начав с городского Bell Nexus 4EX, задумал и загородную версию на гибридной тяге: она будет громче, зато дальность полета достигнет 240 км.

Здесь нелишне вспомнить, что в XX веке автомобилизация способствовала резкому расширению городов, стирая границы между городом и субурбией. Внедрение аэротакси приведет к следующему витку этого процесса, уверен Евгений Кузнецов: «Чтобы конкурировать за таланты и капитал, мегаполисы вынуждены постоянно расти, повышая связность с соседними городами. Неудивительно, что Ehang развивается в агломерации Гуанчжоу, Гонконга и Макао – кластере с населением почти 100 млн человек. Если нужно съездить из одного города в другой на переговоры, конечно, это удобнее сделать на дроне. То же самое в Кремниевой долине в Калифорнии, которую на автомобиле пересекать крайне тяжело. Воздушный транспорт "взорвет" скорость жизни, сделок, инвестиций. Плюс изменит цены на недвижимость: сейчас много земли не используется из-за плохой доступности, а в будущем можно будет строить везде. Города станут безразмерными, и это совершенно новая конкурентная среда».

Пандемия им поможет

Какие коррективы внесет в этот процесс пандемия COVID-19? Судя по последним новостям, eVTOL-проекты переживают не лучшие времена: активность на заводах снизилась, инвесторы предпочитают не рисковать, технологические выставки отменяются.

Беспилотные помощники: какую роль дроны играют в борьбе с коронавирусом

Но, по мнению экспертов, в долгосрочной перспективе пандемия только подтвердила востребованность аэротакси. «Во-первых, нужна летающая скорая помощь: на пике заболеваемости ее крайне не хватало, – поясняет Кузнецов. – Точнее, она есть, но на вертолетах плохо реализуется, в должном формате ее обеспечат как раз дроны. Во-вторых, пандемия вызвала недоверие к массовым форматам, в том числе к общественному транспорту индустриальной эпохи. Количество и разнообразие индивидуализированных транспортных средств – такси, каршеринг, велопрокаты, электросамокаты – будет расти».

«Многие за время самоизоляции освоили формат дачной жизни с удаленной работой, – добавляет Игнатьев. – Это часть общего тренда: чем выше степень урбанизации, тем сильнее будут выражены центробежные тенденции, осознана ценность природы, экологически чистой жизни. А благодаря аэротакси эта жизнь станет доступнее».

Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".