27 октября 2024
USD 96.67 -0.07 EUR 104.81 +0.3
  1. Главная страница
  2. Статьи
  3. Игорь Огородников: «В экодоме важным элементом является выращивание почвы»
дома интервью Наука и Технологии экология

Игорь Огородников: «В экодоме важным элементом является выращивание почвы»

Что такое «природоподобные» технологии, почему выгоднее жить в своем доме и когда Россия войдет в пятый технологический уклад, «Профилю» рассказал сотрудник Института теплофизики СО РАН имени Кутателадзе Игорь Огородников, который 35 лет изучал проблемы экодомов.

Сотрудник Института теплофизики СО РАН имени Кутателадзе Игорь Огородников

©из личного архива

Могут ли экодома в России быть массовыми и бюджетными? Сотрудник Института теплофизики СО РАН имени Кутателадзе Игорь Огородников в этом твердо убежден. По его мнению, такое строительство позволит не только экономить на энергоресурсах, но и выращивать натуральные, экологически чистые овощи, одновременно восстанавливая природную среду.

– Игорь Александрович, вы уже 35 лет занимаетесь темой развития строительства экодомов. Каждый это понятие трактует по-своему. Какой смысл в это слово вкладываете вы?

– Смысл экодома в том, чтобы вписать человеческое жилье в экосистему. Его строительство и эксплуатация должны оставлять положительный экологический след в окружающей среде. Речь идет не только об энергосбережении, утеплении, замене системы управления, счетчиках и т. д. Задача состоит не только в этом. Экодом – это концепция, когда жизнедеятельность человека преобразована в систему замкнутого цикла, естественно вписанную в природную среду. То есть ресурсы используются с максимальной пользой, а количество отходов минимально.

– Что изменилось в концепции за 35 лет?

– Общая концепция не изменилась, но новые технические решения, оборудование и материалы позволяют принципиально любой дом сделать экодомом. Человечество за последние тысячелетия уничтожило более половины имеющейся на Земле почвы. Поэтому в концепции «экодом» важным элементом является выращивание почвы из всех органических отходов жизнедеятельности. Современные технологии позволяют восстанавливать почву в сто раз быстрее, чем это происходит в природе, как минимум в сто раз. Кстати, концепция экодома применима и к многоквартирным домам в городах. Мы долго отслеживали развитие отечественных мини-ТЭЦ в России, рассчитанных на несколько многоквартирных домов. И хотя они используют невозобновляемое топливо, их экологические параметры уже достаточно высоки. На их основе сейчас рассматривается пример реализации концепции экодома для одного из многоквартирных домов в Томске.

– Что это за технологии?

– Для примера. Наш президент часто использует такой термин, как природоподобные технологии. На самом деле это не искусственно созданные технологии, а природные процессы, для которых созданы оптимальные условия. Разработанных технологий море, и многие известны еще с XIX века, а сейчас усовершенствованы. Например, можно добиться увеличения производства помидоров при помощи той или иной химии. Но это не совсем правильные помидоры. Если помидор вырастает за месяц, а потом не гниет два месяца, то автоматически мы тоже быстрее живем и дольше не гнием, когда нас похоронят. Но можно выращивать здоровую почву, которая уже как следствие даст хороший урожай помидоров правильного качества. Умный выращивает помидоры, а мудрый выращивает землю, как сказал кто-то из древних.

– Почему это так важно?

– Наше население строит индивидуальное жилье на один триллион рублей в год. А еды производят они на 2,5 трлн рублей. Это не только садоводы-любители, но и люди в мелких деревнях, занимающиеся товарным производством. А съедаем мы пищи на 9 трлн рублей. Половину мы покупаем за рубежом, то есть на 4,5 трлн рублей. А остальное – тоже примерно 2,5 трлн – производят агрофирмы. Для справки: бюджет, которым распоряжается правительство, – примерно 18 трлн рублей. Технологии, которыми пользуются современные агрофирмы, – мировая практика. Они производят те самые неправильные помидоры. Стараясь улучшить производство, они используют технологический подход со стороны химии, а не со стороны природных агротехнологий. А агротехнологии описывал еще Василий Докучаев (русский геолог и почвовед, живший в конце XIX века. – «Профиль»), когда изучал воронежские черноземы. При использовании природоподобных агротехнологий и развитии индивидуального жилья по экологическим принципам мы можем увеличить производство натуральной еды и запустить массовое восстановление природной среды. Следствием будет повышение здоровья и иммунитета людей, о чем постоянно говорят медики. Особенно в последнее время в связи с коронавирусом.

– Кажется, ранее вы упоминали, что регистрировали название «Экодом» в качестве товарного знака?

– Был у меня такой товарный знак, срок закончился, и его надо было продлевать. Я не стал этого делать. Потому что считаю, что практическая информация об экологизации образа жизни должна быть общечеловеческим знанием. Отдельные технические решения, конечно, будут патентоваться. Нужно знать, как строить экодома, и эти знания должны быть общедоступными. Поэтому мы в институте, используя научно-практические конференции, подбираем людей – создателей технологий, решений, которые соответствуют нашим мировоззренческим принципам и нужной квалификации, издаем сборники.

– Сколько проектов вам удалось реализовать за эти 35 лет?

– Мы проконсультировали или выполнили около 20 проектов. В фазу коммерциализации это входит только сейчас. Все предыдущие годы работали энтузиасты. Но наши реализованные проекты – это не полностью экодома в нашем понимании. Потому что заказчики пугаются многих новых решений. Хотя в туалете, использующем процессы компостирования внутри дома, вроде ничего нового нет. Но у людей есть предубеждения. Поэтому в некоторых проектах ставится обычный смывной туалет. Потом, что касается солнечных коллекторов, – они должны быть расположены на южном фасаде дома, но заказчикам хочется иметь там, например, веранду – и хоть ты застрелись. Но тогда нет места для солнечных коллекторов.

– Расскажите про один из ваших проектов.

– Наш последний проект – дом для молодой семьи в Новосибирске. Очень простой. Ванна, совмещенная с туалетом, – шесть квадратных метров. Хотя обычно мы ванны не рекомендуем, предлагаем душ простейшей конструкции. Причем не душевую кабину, потому что она в эксплуатации не очень удобна, ее промывать сложно. Мы делаем пространство, которое просто прячется, например, за шторку. Спальня – 13 квадратов. Вторая комната – 17 квадратов, она может быть либо жилой, либо гостиной. Кухня – 10 квадратов. Довольно большая прихожая. Общая площадь – 54 квадратных метра.

Сейчас это технологический проект. Дом должен быть очень красивый, но над дизайном будем работать после проработки технологических решений. Прототип такого домика построен в Иркутске. За 30 лет, которые я занимаюсь индивидуальным жильем, я пришел к выводу, что это самые оптимальные габариты для такого класса жилья с точки зрения «цена–качество». Это жизненная практика показала. Можно сделать маленькую прихожую, но увеличить кухню. Можно сделать студию. Хороший аналог двухкомнатной квартиры с одним преимуществом – это свой отдельный домик и рядом земля, которая вас будет кормить, если не лениться. Дом каркасный или монолитный и допускает увеличение жилой площади. На втором этаже можно сделать еще две комнаты по 12 метров, когда у семьи появятся дети. Дом энергоэффективный, он правильно утеплен, а в южный фасад встроены солнечные воздушный и жидкостный коллекторы. Они сократят эксплуатационные затраты на обогрев примерно на 40%. В минимальной комплектации по стоимости этот домик вписывается в сумму около миллиона рублей.

©Shutterstock / Fotodom

– Для Москвы довольно бюджетно.

– Бюджетным его делает BIM-технология – информационное моделирование дома, которое мы применяем. Она точно прописывает технологию строительства, гарантирует, что точность исполненной сметы и точность расчетной сметы не будут отличаться более чем на несколько процентов. В стандартных, ныне применяемых методах проектирования и строительства расхождение в расчетных и фактически затраченных на строительство средствах на 30-40% больше, чем обычно указано в проекте. Это типичная ситуация во всем строительстве. BIM-технология позволяет иметь полную картину строительного процесса и полный список материалов. В программе вы можете этот дом разбить на детали, и каждая деталь будет иметь свою номенклатуру, размер, цену установки и стоимость доставки. Строить тоже можно поэтапно, по мере появления средств.

Так, эту технологию применили для строительства олимпийского городка в Великобритании для Олимпиады 2012 года. Один из руководителей этого проекта услышал про трехмерное BIM-проектирование и уговорил Олимпийский комитет сделать конкурс по этой технологии. Все крупные фирмы, с которыми были предварительные договоренности, отказались. Несколько молодых парней быстро изучили BIM и выставили ценник. И они на 30% сбили исходную цену. Сейчас в Великобритании этим широко пользуются. Теперь человек на стройке работает не с чертежами, а с планшетом. И когда ему нужно прибить балку, он точно знает ее размер, находит ее и прибивает к определенному месту. Это сильно сокращает сроки, а значит, экономит деньги.

Эту технологию применяют при строительстве аэропортов, вокзалов и других крупных объектов, но мало кто применяет ее к обычным индивидуальным домам. Наша цель – чтобы экодомики стали массовым процессом. Массовость обеспечивает дешевизну и удобство. Молодая семья сможет получить ипотеку и построить минимальный стандарт. А дальше, если захочет, расширит площадь. Недавно нам в институт пришло письмо из Минстроя, в котором, в частности, говорилось о проведении научно-исследовательской работы по внедрению BIM в проектирование. А мы уже больше 10 лет это делаем.

– От чего зависит массовая реализация проекта экодомов?

– Она зависит от власти. В прошлом году Минстрой разработал программу развития индивидуального жилищного строительства. ИЖС занимает примерно 40% от вводимого сейчас жилья. Но оно выведено за пределы всех законов. То есть новое строительство многоквартирных домов должно вестись в соответствии с нормативной базой. А индивидуальное – нет. Наконец-то его начинают стандартизировать.

– Что препятствует работе в этом направлении?

– Два года назад президент поручил утвердить комплекс мер, направленных на развитие природоподобных технологий. На базе Института теплофизики СО РАН мы ежегодно или раз в два года проводим научно-технические конференции. Мы приглашаем туда людей, способных решить конкретные практические задачи в области природоподобных технологий. Благодаря конференциям мы уже отобрали набор технологий, которые сейчас развиваются как бизнес-процессы. Но в чем проблема.

Про циклы Кондратьева слышали? Циклы Кондратьева описывают технологические уклады. Первый уклад – это когда вместо веретена появились ткацкие фабрики. Мелкие производители лишились работы, начались бунты. Это изобретение привело к качественному изменению экономики. Второй технологический уклад связан с появлением паровой машины. Товар стали возить не на лошадях, а по рельсам. Это тоже привело к качественному изменению – некоторые продукты стали доступнее. Третий технологический уклад связан с появлением электричества. Четвертый – с появлением массового производства автомобилей, самолетов и т. д. Это тот уклад, в котором Россия сейчас живет. И мышление большинства людей и людей, которые нами управляют, соответствует этому уровню.

Пятый технологический уклад – это информационные технологии и нанотехнологии и др. В экономике нашей страны присутствует пятый технологический уклад, но незначительно. Принадлежность страны к тому или иному технологическому укладу обусловлена тем, что внутри страны эти технологии придуманы, внутри страны они реализованы и внутри страны запущены в экономический механизм, и с этим они выходят на международный рынок. А если ты пользуешься всеми этими, например, гаджетами, сделанными в другой стране, то это не определяет уровень технологического развития твоей страны. И наконец, последний, шестой технологический уклад – это как раз генная инженерия, роботизация и многое другое в этом роде. Но там уже присутствуют так называемые природоподобные технологии. Смысл этих технологий, я повторю, в организации для природных процессов таких условий, в которых они производят больше, чем в естественных условиях.

Экодом – это очень просто. Четыре теплые стены, греющая за счет солнца стенка, правильно организованный процесс компостирования – все это известно. Что тут сложного? За городом люди этим пользуются. Но вот ты собрал все в одну систему и предлагаешь как технологический процесс, относящийся к шестому технологическому укладу, а правительство сидит в четвертом. Так было до недавнего времени. Это было похоже на ситуацию, в которой пятиклассник, выучивший таблицу умножения, пытается объяснить десятикласснику, как ему решать задачи. В итоге мы стали говорить на языке четвертого технологического уклада – что такой-то утеплитель лучше, а вот эта печка более функциональна. Пришло новое правительство, и это обнадеживает. По биографиям министров и их выступлениям создается ощущение, что часть из них участвовала в подготовке указа президента о национальных целях и у них есть понимание, что собой представляют пятый и шестой технологические уклады.

Подписывайтесь на все публикации журнала "Профиль" в Дзен, читайте наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль