Интересное кино: что повлечет за собой бум компактных и бюджетных кинокамер
«Из всех искусств для нас важнейшим является кино». Спустя сто лет эта легендарная ленинская фраза обретает новое звучание: кино становится почти народным творчеством. Этой весной в России стартовали продажи Sony FX3 – полнокадровой кинокамеры в форм-факторе фотоаппарата. Эта модель и ряд ее конкурентов знаменуют новый виток миниатюризации и удешевления технологий профессионального кинопроизводства.
Как рассказали «Профилю» эксперты, фото- и видеоиндустрия все больше ориентируется на создателей сериалов и рекламных клипов. Съемка роликов с «киношной картинкой» для стриминговых платформ становится золотой жилой, так что стабильный спрос на технику гарантирован.
Правда, к настоящему киноискусству все это имеет опосредованное отношение. Снять шедевр сегодня может каждый. Но снимает ли?
Карманная революция
В XX веке оборудование для кино- и телестудий было крайне массивным. Требовался целый комплекс аппаратов: отдельно камерная головка с объективом, отдельно камерный канал для обработки цветовых сигналов, отдельно аналоговое записывающее устройство (магнитофон). К примеру, классическая телекамера RCA TK-41 в полном обмундировании весила до полутонны. В 1980-х головку, канал и магнитофон удалось совместить в одном корпусе – так появились моноблочные камкордеры, которые оператору по силам нести на плече. Первые профессиональные камкордеры Sony BVP-3 весили около 11 кг.
С тех пор сменилось несколько поколений носителей: видеокассеты, магнитные ленты, компакт-диски, DVD, флэш-накопители, жесткие диски. Однако габариты плечевых камкордеров принципиально не изменились. Возьмем современные кинокамеры с крупными матрицами (Super 35 и full frame) и необходимыми оператору «обвесами»: Panasonic VariCam 35 – до 5 кг, Sony FX9 – 4,8 кг, ARRI Amira Live – 5–6 кг. Стоят такие камеры порядка $20–60 тыс.
Правда, в последние годы производители создают их облегченные варианты: в пример можно привести Panasonic EVA1 (1,2–2 кг в разной комплектации, $6 тыс. в среднем по рынку) и Sony FX6 (0,9–2 кг, $6 тыс.). И все же это другая лига по сравнению с полнокадровыми беззеркалками (до 1 кг, $2–3 тыс.).
Как в XXI веке изменится фотография и ее восприятие в обществе
Но вскоре этот разрыв будет ликвидирован. Новый тренд на рынке – компактные кинокамеры, по размеру и внешнему виду неотличимые от фотоаппарата. Первый эксперимент в этом направлении провела не слишком известная австралийская компания Blackmagic Design, в середине 2010-х выпустившая камеры с говорящими названиями Pocket («Карманная») и Micro Studio («Микростудия»). Несмотря на баснословную дешевизну (менее $1,5 тыс.), хитами они не стали: виной тому недоработанность ряда функций и, главное, небольшая матрица (формат Micro 4/3). Ведь именно размер матрицы позволяет добиться кинематографического изображения, которое не спутаешь с домашней видеосъемкой.
Теперь этот фактор учтен. С конца 2020 года на рынке появляются столь же «карманные» устройства, но уже с профессиональными матрицами: Blackmagic Pocket 6K Pro (Super 35, 1,2 кг, $2,5 тыс.), Canon Cinema EOS C70 (Super 35, $5,5 тыс., 1,2 кг), Freefly Wave (Super 35, 0,6 кг, $10 тыс.). А в апреле на прилавки поступила первая full frame-камера в этом классе Sony FX3 (0,7 кг, $4 тыс.).
И это, похоже, только начало. Canon к 2022 году запустит на рынок R5c, кинооператорскую версию полнокадровой беззеркалки R5 (буква «c» в названии означает cinema). По такому же пути идет Panasonic: в прошлом году сообщалось о разработке камеры S1V, видеоверсии беззеркалки S1Н. Задумались о создании кинокамеры и в Fujifilm – единственной компании из числа лидеров рынка, выпускающей среднеформатные фотоаппараты (т. е. с матрицей еще крупнее, чем full frame).
«Небольшие камеры с легкой системой стабилизации позволят операторам работать в труднодоступных локациях, – комментирует «Профилю» основатель проекта Fototips.ru Игорь Скрынников. – Знаю фотографов, которые серьезно занялись видео и с беззеркалок Sony и Panasonic перешли на Blackmagic. Теперь и Sony хочет собрать вокруг себя профессионалов видеорынка. Никогда раньше такие мощные инструменты не были массово доступны. Да, в России с нынешним курсом рубля они выглядят дорогими. Но, например, в США это копейки по меркам бюджетов киностудий».
До чего техника дошла
По каким критериям оценивается видеотехника? Самый ходовой маркетинговый параметр – разрешение, то есть количество пикселей в кадре (HD, FullHD, 2K, 4K, 6K, 8K). На втором месте частота кадров в секунду (24–120fps): чем она выше, тем плавнее движения и больше возможностей для эффекта замедленной съемки. Обычно эти параметры находятся в обратной зависимости, в меню можно выбирать между режимами, например: 8K 24fps, 6K 30fps, 4K 60fps, FullHD 120fps.
Впрочем, все это не имеет отношения к художественным достоинствам картинки. На нее в первую очередь влияет размер матрицы. Исторически в видеоиндустрии сложилось большое разнообразие матриц, и в среднем они меньше, чем в фотоаппаратах. Профессиональный уровень обеспечивают матрицы Super 35 и full frame.
Также ряд параметров отвечает за точность передачи оттенков: глубина цвета (8, 10, 12 или 14 бит) и наличие «плоских» форматов, сохраняющих максимум деталей в кадре (S-log, V-log, F-log, ProResRAW) для последующей цветокоррекции.
Помимо этого, профессиональную видеокамеру отличает особая эргономика: разъемы для присоединения штативов, клеток, рукояток, микрофонов, видоискателей, внешнего питания и управления, слоты для вместительных карт памяти. Мощный процессор и принудительное охлаждение также обязательны. «Видеокамера – это как спорткар, у которого быстрый разгон, удобное переключение передач под рулем и тому подобное. Хотя общий принцип работы такой же, как у семейного автомобиля», – объясняет Игорь Скрынников.
Чем отличается кинокамера от видеокамеры? У первой можно менять оптику, у второй – несъемный зум-объектив. А фотокамера имеет еще одно ограничение: съемка в видеорежиме не может превышать 30 минут. Это связано с особенностями международной сертификации электронных устройств.
Игра в «кубики»
Есть и альтернативный путь «сжатия» киноаппаратуры: модульные камеры. Здесь в качестве основного блока продается небольшой «кубик», к которому по мере необходимости докупаются дополнительные приспособления (в классической кинокамере они уже присоединены, что и увеличивает ее габариты). В общем, что-то похожее на принцип авиакомпании-лоукостера, уменьшающей цену билета за счет отказа от второстепенных услуг.
С прошлого года подобные устройства выходят одно за другим. Так, в модели Panasonic BGH1, «модульной беззеркальной кинокамере и камере для прямых трансляций», размеры «кубика» составляют всего 9х9х8 см, вес – 545 граммов. Почти ее близнецом выглядит китайская камера Z Cam E2: 9х10х9 см, вес – 757 граммов. Немногим крупнее новинка RED Komodo: 10х10х10 см, вес – 900 граммов. Внутри этого класса камер есть сегментация по размеру матриц и бюджету: у BGH1 – матрица Micro 4/3 и цена $2 тыс., у Komodo – Super 35 и $6 тыс., Z Cam предлагает линейку моделей от Micro 4/3 до полнокадровых за $2–6 тыс.
В ближайшие месяцы ньюсмейкером на рынке «кубиков» станет Canon, который по традиции бьет по всем фронтам. Теперь компания принялась активно развивать семейство модульных камер Cinema EOS: анонсированы модели C50, C300S, C700DR и другие. Также в видеоиндустрии приковано внимание к будущей камере Octopus Cinema 8K, где впечатляют как характеристики (процессор Intel i7), так и доведенная до предела идея модульности (сменной будет даже матрица).
«В минималистичных камерах-коробках есть только процессор, датчик изображения и байонет, – объясняет исследователь фототехнологий, автор Youtube-канала про тенденции рынка Михаил Топтыгин. – Это новый шаг в индустрии. Все остальное пользователь комплектует по своему усмотрению – можно собрать как компактный сетап, так и полную конфигурацию. Правда, во втором случае размер снова неизбежно раздувается».
Разрабатываются и экстремальные разновидности камер. Например, высокоскоростные Phantom, снимающие до 1 млн кадров в секунду. Или недавно анонсированная мини-кинокамера Achtel: снимает видео 18K в RAW-формате, умещается на ладони. «Если провести аналогию с автомобилями, то у автоконцернов тоже есть удивительные концепт-кары, но массовым продуктом они не становятся, – говорит Скрынников. – Да, характеристики подобных камер выглядят дерзко, но практического смысла в них нет. Миллион кадров в секунду предполагает крайне низкое разрешение. А видео 18К теоретически можно реализовать даже в айфоне на мощных процессорах Apple. Но потребуются гигантские объемы памяти плюс высокоточная оптика».
Киноискусство или видеоконтент?
Во многом новые поколения камер ориентированы на индустрию сериального производства. Ее рост, в свою очередь, подогревается развитием стриминговых платформ (Netflix, Apple TV+, Disney+, HBO Max, Amazon Prime Video). Известно, например, что камера Blackmagic Pocket 6K Pro использовалась при съемке сериала «Сокол и Зимний солдат» для Disney+. А Netflix составила для киностудий официальный список одобренных камер. В него вошли, в частности, Canon EOS C70, Panasonic S1H и BGH1, RED Komodo.
Как онлайн-сериалы завладевают умами зрителей и меняют кино- и телеиндустрию
«Сейчас вполне реально построить бизнес на рынке сериалов и различных видеопроектов, – отмечает Топтыгин. – Ведь появилась даже специальная профессия – переводчик сериалов, этим занимаются высококлассные команды. Что касается визуальной части, то главной фишкой стала так называемая киношная картинка. То есть любое видео должно выглядеть по-взрослому, «как в фильме». На самом деле киношной картинки не существует, так как в хорошем, авторском кино она везде своя. Но на массовом уровне это стало удачным маркетинговым ходом».
Тренд на киношную картинку проявился и на ТВ. Так, спортивные события в последние месяцы освещаются с помощью камер с большими матрицами, создающими художественный эффект размытия заднего плана (боке). На турнирах MMA, в чемпионате Испании по футболу и американской лиге NFL используются беззеркалки Sony, а на поединках футбольной Лиги чемпионов работает кинокамера ARRI. Любопытно, что на подобные эксперименты телевещатели пустились во время пандемии: матчи проходят без зрителей, а размытие позволяет элегантно скрыть пустые трибуны.
Впрочем, в данном случае речь идет о чисто утилитарных задачах. А как насчет авторского кино?
«Оно де-факто доступно широким массам уже лет 20, с тех пор как отпала необходимость проявлять кинопленку, – считает Игорь Скрынников. – Сейчас принципиальных изменений не происходит: давно можно снимать FullHD-видео, бюджетный ноутбук монтирует несколько видеопотоков. Дальнейшая гонка технологий выглядит все более бессмысленной. Они будто дразнят нас: ты можешь сделать все что угодно!».
«Но в народ это все равно не уходит, – продолжает собеседник. – Неверно думать, что при наличии возможностей все пойдут заниматься сложным творчеством. Еще Стив Джобс обжегся на этом, когда в 1980-х купил Pixar и хотел продавать компьютеры для 3D-моделирования: рынок их не принял. Если последить за людьми, которые сдают квартиры и живут в режиме постоянного отпуска где-нибудь на Бали, то они в лучшем случае начинают готовить еду, то есть загружают себя монотонным бытовым трудом, чтобы не бездельничать. Как показывает история, настоящие художники творят не благодаря, а вопреки обстоятельствам. Можете представить себе Высоцкого, который не пьет, не курит и пишет стихи строго по расписанию?»
Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".