Наверх
5 августа 2021

Интересное кино: что повлечет за собой бум компактных и бюджетных кинокамер

Panasonic S5

©Panasonic Corporation

«Из всех искусств для нас важнейшим является кино». Спустя сто лет эта легендарная ленинская фраза обретает новое звучание: кино становится почти народным творчеством. Этой весной в России стартовали продажи Sony FX3 – полнокадровой кинокамеры в форм-факторе фотоаппарата. Эта модель и ряд ее конкурентов знаменуют новый виток миниатюризации и удешевления технологий профессионального кинопроизводства.

Как рассказали «Профилю» эксперты, фото- и видеоиндустрия все больше ориентируется на создателей сериалов и рекламных клипов. Съемка роликов с «киношной картинкой» для стриминговых платформ становится золотой жилой, так что стабильный спрос на технику гарантирован.

Правда, к настоящему киноискусству все это имеет опосредованное отношение. Снять шедевр сегодня может каждый. Но снимает ли?

Sony FX3

Sony Corporation

Карманная революция

В XX веке оборудование для кино- и телестудий было крайне массивным. Требовался целый комплекс аппаратов: отдельно камерная головка с объективом, отдельно камерный канал для обработки цветовых сигналов, отдельно аналоговое записывающее устройство (магнитофон). К примеру, классическая телекамера RCA TK-41 в полном обмундировании весила до полутонны. В 1980-х головку, канал и магнитофон удалось совместить в одном корпусе – так появились моноблочные камкордеры, которые оператору по силам нести на плече. Первые профессиональные камкордеры Sony BVP-3 весили около 11 кг.

На смену массивному профессиональному оборудованию, которым много десятилетий пользовались теле- и кинооператоры, сегодня приходят компактные кинокамеры

Aime Dartus/Ina/AFP/East News

С тех пор сменилось несколько поколений носителей: видеокассеты, магнитные ленты, компакт-диски, DVD, флэш-накопители, жесткие диски. Однако габариты плечевых камкордеров принципиально не изменились. Возьмем современные кинокамеры с крупными матрицами (Super 35 и full frame) и необходимыми оператору «обвесами»: Panasonic VariCam 35 – до 5 кг, Sony FX9 – 4,8 кг, ARRI Amira Live – 5–6 кг. Стоят такие камеры порядка $20–60 тыс.

Правда, в последние годы производители создают их облегченные варианты: в пример можно привести Panasonic EVA1 (1,2–2 кг в разной комплектации, $6 тыс. в среднем по рынку) и Sony FX6 (0,9–2 кг, $6 тыс.). И все же это другая лига по сравнению с полнокадровыми беззеркалками (до 1 кг, $2–3 тыс.).

Как в XXI веке изменится фотография и ее восприятие в обществе

Но вскоре этот разрыв будет ликвидирован. Новый тренд на рынке – компактные кинокамеры, по размеру и внешнему виду неотличимые от фотоаппарата. Первый эксперимент в этом направлении провела не слишком известная австралийская компания Blackmagic Design, в середине 2010-х выпустившая камеры с говорящими названиями Pocket («Карманная») и Micro Studio («Микростудия»). Несмотря на баснословную дешевизну (менее $1,5 тыс.), хитами они не стали: виной тому недоработанность ряда функций и, главное, небольшая матрица (формат Micro 4/3). Ведь именно размер матрицы позволяет добиться кинематографического изображения, которое не спутаешь с домашней видеосъемкой.

Теперь этот фактор учтен. С конца 2020 года на рынке появляются столь же «карманные» устройства, но уже с профессиональными матрицами: Blackmagic Pocket 6K Pro (Super 35, 1,2 кг, $2,5 тыс.), Canon Cinema EOS C70 (Super 35, $5,5 тыс., 1,2 кг), Freefly Wave (Super 35, 0,6 кг, $10 тыс.). А в апреле на прилавки поступила первая full frame-камера в этом классе Sony FX3 (0,7 кг, $4 тыс.).

И это, похоже, только начало. Canon к 2022 году запустит на рынок R5c, кинооператорскую версию полнокадровой беззеркалки R5 (буква «c» в названии означает cinema). По такому же пути идет Panasonic: в прошлом году сообщалось о разработке камеры S1V, видеоверсии беззеркалки S1Н. Задумались о создании кинокамеры и в Fujifilm – единственной компании из числа лидеров рынка, выпускающей среднеформатные фотоаппараты (т. е. с матрицей еще крупнее, чем full frame).

«Небольшие камеры с легкой системой стабилизации позволят операторам работать в труднодоступных локациях, – комментирует «Профилю» основатель проекта Fototips.ru Игорь Скрынников. – Знаю фотографов, которые серьезно занялись видео и с беззеркалок Sony и Panasonic перешли на Blackmagic. Теперь и Sony хочет собрать вокруг себя профессионалов видеорынка. Никогда раньше такие мощные инструменты не были массово доступны. Да, в России с нынешним курсом рубля они выглядят дорогими. Но, например, в США это копейки по меркам бюджетов киностудий».

Blackmagic Pocket 6K Pro

Blackmagic Design Pty

До чего техника дошла

По каким критериям оценивается видеотехника? Самый ходовой маркетинговый параметр – разрешение, то есть количество пикселей в кадре (HD, FullHD, 2K, 4K, 6K, 8K). На втором месте частота кадров в секунду (24–120fps): чем она выше, тем плавнее движения и больше возможностей для эффекта замедленной съемки. Обычно эти параметры находятся в обратной зависимости, в меню можно выбирать между режимами, например: 8K 24fps, 6K 30fps, 4K 60fps, FullHD 120fps.

Впрочем, все это не имеет отношения к художественным достоинствам картинки. На нее в первую очередь влияет размер матрицы. Исторически в видеоиндустрии сложилось большое разнообразие матриц, и в среднем они меньше, чем в фотоаппаратах. Профессиональный уровень обеспечивают матрицы Super 35 и full frame.

Также ряд параметров отвечает за точность передачи оттенков: глубина цвета (8, 10, 12 или 14 бит) и наличие «плоских» форматов, сохраняющих максимум деталей в кадре (S-log, V-log, F-log, ProResRAW) для последующей цветокоррекции.

Помимо этого, профессиональную видеокамеру отличает особая эргономика: разъемы для присоединения штативов, клеток, рукояток, микрофонов, видоискателей, внешнего питания и управления, слоты для вместительных карт памяти. Мощный процессор и принудительное охлаждение также обязательны. «Видеокамера – это как спорткар, у которого быстрый разгон, удобное переключение передач под рулем и тому подобное. Хотя общий принцип работы такой же, как у семейного автомобиля», – объясняет Игорь Скрынников.

Чем отличается кинокамера от видеокамеры? У первой можно менять оптику, у второй – несъемный зум-объектив. А фотокамера имеет еще одно ограничение: съемка в видеорежиме не может превышать 30 минут. Это связано с особенностями международной сертификации электронных устройств.


Игра в «кубики»

Есть и альтернативный путь «сжатия» киноаппаратуры: модульные камеры. Здесь в качестве основного блока продается небольшой «кубик», к которому по мере необходимости докупаются дополнительные приспособления (в классической кинокамере они уже присоединены, что и увеличивает ее габариты). В общем, что-то похожее на принцип авиакомпании-лоукостера, уменьшающей цену билета за счет отказа от второстепенных услуг.

RED Komodo

RED Digital Cinema

С прошлого года подобные устройства выходят одно за другим. Так, в модели Panasonic BGH1, «модульной беззеркальной кинокамере и камере для прямых трансляций», размеры «кубика» составляют всего 9х9х8 см, вес – 545 граммов. Почти ее близнецом выглядит китайская камера Z Cam E2: 9х10х9 см, вес – 757 граммов. Немногим крупнее новинка RED Komodo: 10х10х10 см, вес – 900 граммов. Внутри этого класса камер есть сегментация по размеру матриц и бюджету: у BGH1 – матрица Micro 4/3 и цена $2 тыс., у Komodo – Super 35 и $6 тыс., Z Cam предлагает линейку моделей от Micro 4/3 до полнокадровых за $2–6 тыс.

В ближайшие месяцы ньюсмейкером на рынке «кубиков» станет Canon, который по традиции бьет по всем фронтам. Теперь компания принялась активно развивать семейство модульных камер Cinema EOS: анонсированы модели C50, C300S, C700DR и другие. Также в видеоиндустрии приковано внимание к будущей камере Octopus Cinema 8K, где впечатляют как характеристики (процессор Intel i7), так и доведенная до предела идея модульности (сменной будет даже матрица).

«В минималистичных камерах-коробках есть только процессор, датчик изображения и байонет, – объясняет исследователь фототехнологий, автор Youtube-канала про тенденции рынка Михаил Топтыгин. – Это новый шаг в индустрии. Все остальное пользователь комплектует по своему усмотрению – можно собрать как компактный сетап, так и полную конфигурацию. Правда, во втором случае размер снова неизбежно раздувается».

Разрабатываются и экстремальные разновидности камер. Например, высокоскоростные Phantom, снимающие до 1 млн кадров в секунду. Или недавно анонсированная мини-кинокамера Achtel: снимает видео 18K в RAW-формате, умещается на ладони. «Если провести аналогию с автомобилями, то у автоконцернов тоже есть удивительные концепт-кары, но массовым продуктом они не становятся, – говорит Скрынников. – Да, характеристики подобных камер выглядят дерзко, но практического смысла в них нет. Миллион кадров в секунду предполагает крайне низкое разрешение. А видео 18К теоретически можно реализовать даже в айфоне на мощных процессорах Apple. Но потребуются гигантские объемы памяти плюс высокоточная оптика».

Phantom

Vision Research Inc

Киноискусство или видеоконтент?

Во многом новые поколения камер ориентированы на индустрию сериального производства. Ее рост, в свою очередь, подогревается развитием стриминговых платформ (Netflix, Apple TV+, Disney+, HBO Max, Amazon Prime Video). Известно, например, что камера Blackmagic Pocket 6K Pro использовалась при съемке сериала «Сокол и Зимний солдат» для Disney+. А Netflix составила для киностудий официальный список одобренных камер. В него вошли, в частности, Canon EOS C70, Panasonic S1H и BGH1, RED Komodo.

Как онлайн-сериалы завладевают умами зрителей и меняют кино- и телеиндустрию

«Сейчас вполне реально построить бизнес на рынке сериалов и различных видеопроектов, – отмечает Топтыгин. – Ведь появилась даже специальная профессия – переводчик сериалов, этим занимаются высококлассные команды. Что касается визуальной части, то главной фишкой стала так называемая киношная картинка. То есть любое видео должно выглядеть по-взрослому, «как в фильме». На самом деле киношной картинки не существует, так как в хорошем, авторском кино она везде своя. Но на массовом уровне это стало удачным маркетинговым ходом».

Тренд на киношную картинку проявился и на ТВ. Так, спортивные события в последние месяцы освещаются с помощью камер с большими матрицами, создающими художественный эффект размытия заднего плана (боке). На турнирах MMA, в чемпионате Испании по футболу и американской лиге NFL используются беззеркалки Sony, а на поединках футбольной Лиги чемпионов работает кинокамера ARRI. Любопытно, что на подобные эксперименты телевещатели пустились во время пандемии: матчи проходят без зрителей, а размытие позволяет элегантно скрыть пустые трибуны.

Впрочем, в данном случае речь идет о чисто утилитарных задачах. А как насчет авторского кино?

«Оно де-факто доступно широким массам уже лет 20, с тех пор как отпала необходимость проявлять кинопленку, – считает Игорь Скрынников. – Сейчас принципиальных изменений не происходит: давно можно снимать FullHD-видео, бюджетный ноутбук монтирует несколько видеопотоков. Дальнейшая гонка технологий выглядит все более бессмысленной. Они будто дразнят нас: ты можешь сделать все что угодно!».

«Но в народ это все равно не уходит, – продолжает собеседник. – Неверно думать, что при наличии возможностей все пойдут заниматься сложным творчеством. Еще Стив Джобс обжегся на этом, когда в 1980-х купил Pixar и хотел продавать компьютеры для 3D-моделирования: рынок их не принял. Если последить за людьми, которые сдают квартиры и живут в режиме постоянного отпуска где-нибудь на Бали, то они в лучшем случае начинают готовить еду, то есть загружают себя монотонным бытовым трудом, чтобы не бездельничать. Как показывает история, настоящие художники творят не благодаря, а вопреки обстоятельствам. Можете представить себе Высоцкого, который не пьет, не курит и пишет стихи строго по расписанию?»

Читать полностью (время чтения 7 минут )
Избранные статьи в telegram-канале ProfileJournal
Больше интересного на канале Дзен-Профиль
Самое читаемое
05.08.2021