3 марта 2025
USD 88.26 +0.56 EUR 91.57 -0.47
  1. Главная страница
  2. Статьи
  3. Лечение в режиме онлайн: что может телемедицина в России?
медицина Наука и Технологии цифровизация

Лечение в режиме онлайн: что может телемедицина в России?

Получить консультацию врача, уточнить диагноз, провести дистанционную диагностику, обеспечить своевременный медицинский консилиум – все это позволяют сегодня возможности телемедицины как в мегаполисах, так и в отдаленных населенных пунктах России.

Телемедицина

©COLLANGES/BSIP/EAST NEWS
Содержание:

Услуга удаленной помощи

Первые медицинские консультации с использованием видеосвязи были проведены в нашей стране еще в 1995-м. Два года спустя началась реализация телемедицинского проекта «Москва – регионы России», объединившего Национальный медицинский исследовательский центр сердечно-сосудистой хирургии им. А. Н. Бакулева, НИИ педиатрии и ряд других центров.

Какими испытаниями обернулась для российской системы здравоохранения пандемия коронавируса

С 2018 года вступили в силу поправки в закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», регламентирующие особенности медицинской помощи, оказываемой с применением телемедицинских технологий. Тогда же Минздрав утвердил порядок и правила организации этих медицинских услуг: какие именно можно предоставлять, как это должно проходить в системе ОМС, как вести учет пациентов и т. д.

Во время пандемии СOVID-19, когда посещение поликлиник было ограничено, а плановые госпитализации приостановлены, спрос на консультации онлайн вырос в несколько раз. Врачи оценивали состояние обратившихся к ним людей по установленным критериям, а также оказывали помощь пациентам с коронавирусом, чьи симптомы позволяли лечиться дома. В Москве, например, департамент здравоохранения в марте 2020-го запустил круглосуточную службу удаленных консультаций по видео- и аудиосвязи. Ежедневно специалисты центра обрабатывали более 6000 обращений.

Получили развитие разнообразные телемедицинские сервисы. Появились электронная форма рецепта, возможность дистанционно продавать и покупать безрецептурные лекарства. Онлайн-консультации уберегли в тот период многих граждан от обострения хронических заболеваний. Сегодня спектр возможностей дистанционной медицины значительно расширился.

Дистанционный доктор

Одним из наиболее востребованных направлений стал формат онлайн-общения пациентов с врачами. По статистике, которую привела недавно вице-премьер Татьяна Голикова, за пять лет, с 2018 по 2023 год, число телемедицинских консультаций «врач–пациент» выросло в стране в 11 раз и достигло 8 млн обращений. В 2024-м только в Московской области было проведено порядка 2 млн дистанционных консультаций, сообщил в январе глава областного минздрава Максим Забелин.

По видеозвонку можно задать вопросы врачам из разных медицинских учреждений и городов, подключенных к Федеральной телемедицинской системе (ФТС). К ней относятся все областные, краевые, республиканские больницы и большинство городских и районных больниц России. Чтобы получить услугу по системе обязательного медицинского страхования (ОМС), нужно записаться на онлайн-прием через портал «Гостелемед».

Почему новый порядок применения клинических рекомендаций вызвал скандал

Отметим, что ставить первичный диагноз в рамках дистанционной консультации врач не имеет права. Но после постановки диагноза в медицинском учреждении пациент может дальше контролировать ход своего лечения, общаясь онлайн с врачом-специалистом, который корректирует график приема лекарств, назначает обследование для более углубленной диагностики и пр.

«Растущая популярность такого способа взаимодействия пациента с врачом обусловлена в том числе удобством формата консультации без потери качества. По нашим данным, 60% вопросов, связанных со здоровьем, можно решить дистанционно», – рассказал «Профилю» исполнительный директор медицинской компании «СберЗдоровье» Александр Андраханов. Особенно актуальна возможность проконсультироваться с врачом онлайн для жителей регионов (в том числе самых отдаленных населенных пунктов страны), которые нуждаются в получении квалифицированной помощи узких специалистов, подчеркивает эксперт.

Дистанционный формат, позволяющий экономить время на дорогу и очереди, удобен для семей с маленькими детьми или с пожилыми родственниками. Подходит он и тем, кто часто ездит за город либо находится в командировке, – в таких обстоятельствах не всегда получается оперативно получить медицинскую помощь. Кроме того, развитие телемедицины способствует сокращению распространения вирусных инфекций, так как уменьшается количество контактов в лечебно-профилактических учреждениях, говорит Андраханов.

Заместитель директора медицинской службы АО «Медицина» (клиника академика Ройтберга) Юлия Батрова обращает внимание, что дистанционное наблюдение за состоянием здоровья также очень эффективно для пациентов с психическими расстройствами (депрессия, тревожные расстройства или ПТСР – посттравматическое стрессовое расстройство), поскольку обеспечивает доступ к психологической поддержке и терапии без необходимости личного присутствия. Актуален такой формат и для онкобольных.

Гаджет быстрого реагирования

Дистанционный мониторинг состояния здоровья – еще одна значимая разновидность телемедицины. Согласно исследованию Минздрава, благодаря ему количество госпитализаций пациентов с сердечно-сосудистыми заболеваниями и вызовов скорой помощи сократилось на 70%, смертность снизилась на 30%, а у 76% наблюдаемых нормализовалось состояние здоровья в течение 1–2 месяцев.

Технологии позволяют отслеживать динамику выбранных показателей (уровень глюкозы в крови, артериальное давление и пр.), накапливать данные в цифровом виде и передавать на расстоянии лечащему врачу. «Это обеспечивает высокую оперативность реагирования на изменение состояния пациента и, соответственно, корректировки тех или иных состояний, – объясняет директор по развитию компании RNC Pharma Николай Беспалов. – В любом случае такой подход более эффективен, чем запись к врачу через неопределенное время с последующим визитом». То есть это не столько инструмент назначения, сколько поддержка и корректировка, подчеркивает он.

Консилиум без границ

Из популярных телесериалов мы знаем, какую важную роль в лечении больного играет консилиум врачей. Но не всегда, особенно в районных больницах или в отдаленных труднодоступных регионах, физически возможно собрать специалистов. И здесь также спасает телемедицина. Онлайн-консультации между врачами помогают решить множество проблем.

Основными целями их проведения являются уточнение диагноза, разработка и корректировка тактики лечения, определение возможности перевода в медицинскую организацию более высокого уровня, получение мнения врача-консультанта о результатах медицинских исследований. С помощью новейших технологий врачи могут экстренно консультироваться друг с другом, пересылать данные о пациенте в режиме реального времени.

В прошлом году при содействии специалистов Федерального центра медицины катастроф (ФЦМК) Минздрава России было проведено более 308 тыс. телемедицинских консультаций врачей с врачами. Из них в экстренной форме (при угрозе жизни больного) – 5,9 тыс., в неотложной форме (при острых заболеваниях и состояниях без явных признаков угрозы жизни больного) – 24 тыс., в плановой форме – 278,2 тыс. Чаще всего запросы на проведение онлайн-консилиумов поступали от специалистов медицинских учреждений Ямало-Ненецкого автономного округа, Башкортостана, Югры, Камчатского края, Удмуртии.

Наиболее востребованы цито-консилиумы (от cito – срочный) в условиях чрезвычайных ситуаций с детскими и взрослыми тяжелыми травмами. Только за 2024 год в стране было проведено 2410 таких экстренных совещаний.

Зоркое око ИИ

Телемедицина обеспечивает врачам-специалистам доступность углубленных обследований. Уже пять лет в столице работает Центр диагностики и телемедицины, одним из подразделений которого является Московский референс-центр лучевой диагностики (МРЦ). Здесь рентгенологи дистанционно в круглосуточном режиме составляют описания соответствующих снимков, выполненных в поликлиниках, травмпунктах и амбулаторных КТ-центрах. Исследования назначают своим пациентам онкологи, кардиологи, неврологи, гинекологи, хирурги и другие врачи-клиницисты при выявлении острых и хронических форм заболеваний.

Как новейшие достижения IT-индустрии меняют медицину

Объединение диагностического оборудования в единую цифровую сеть, создание МРЦ и подключение сервисов искусственного интеллекта позволили существенно сократить среднее время работы. За это время с помощью нейросетей уже обработано более 13 млн лучевых исследований: МРТ, КТ, рентгенографии, флюорографии и маммографии. В прошлом году специалисты Центра диагностики и телемедицины разработали платформу «МосМедИИ». Теперь дистанционный анализ лучевых исследований с помощью искусственного интеллекта доступен для любой медицинской организации страны.

«Это особенно важно для отдаленных районов, где возможности специализированной медицинской помощи могут быть ограничены», – комментирует Юлия Батрова. Далеко не в каждой поликлинике есть штат высококвалифицированных специалистов по всем направлениям диагностики, а такой центр обеспечивает доступ к экспертному мнению независимо от размера и местоположения медучреждения, подчеркивает она.

Эффект присутствия

Тысячи сложнейших операций ежедневно проводят хирурги, но иногда и им требуется оперативный совет более опытного специалиста. Дистанционное присутствие консультанта обеспечивает телемост. Так, например, недавно квалифицированная подсказка понадобилась самарским врачам, проводившим операцию по удалению желчного пузыря тяжелому больному. В какой-то момент нужно было срочно выбрать способ ее продолжения. Своевременный совет опытного петербургского специалиста решил успешный исход хирургического вмешательства. Все закончилось без осложнений, и пациент был вскоре выписан домой.

В подобных случаях используются так называемые умные очки. Устройства оснащены видеокамерой и компактным экраном на уровне глаз хирурга. Изображение выводится на смартфон или компьютер другого врача, который в этот момент может находиться где угодно. При необходимости он делает пометки, которые транслируются на экран хирургу, проводящему операцию. У телемедицинских стоек, которые давно уже стали частью традиционных систем, по отзывам врачей, есть некоторые недостатки, например, перекрытие обзора головой хирурга или отсутствие возможности быстро менять угол зрения на происходящее. Умные же очки дополняют телемедицинскую стойку еще одной камерой, позволяющей показать то, что недоступно стационарной.

***

Сегодня телемедицина перестала быть инновационным экспериментом и заняла прочное место в отечественной системе здравоохранения, обеспечивая качественную и оперативную помощь пациентам независимо от их местонахождения. Однако развитие этого направления в регионах идет не так быстро, как хотелось бы. Техническое обеспечение онлайн-услуг требует внедрения новых технологий, далеко не всегда доступных на региональном уровне. Недостаточно отлажены как телемедицинские системы, так и организация обучения персонала. Впрочем, существует и субъективная причина отставания: естественный консерватизм медиков в отношении новых, непривычных технологий.

Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".