23 апреля 2024
USD 93.25 -0.19 EUR 99.36 -0.21
  1. Главная страница
  2. Статья
  3. Здоровье бедным не по карману
Общество

Здоровье бедным не по карману

Медицинские счета в США можно зачитывать вместо анекдотов: «Доставка в соседнюю амбулаторную клинику: 1800 долларов». «Ночь в больнице под врачебным присмотром: 4000 долларов». Когда к нам в почтовый ящик бросили первый такой счет, мне было непросто понять его комичность.

В Бостоне нашей дочери понадобилось сделать простой тест на аллергию. С два десятка микроукольчиков в области предплечья и плеча, 20 минут ожидания, оценка интенсивности покраснения кожи и площади волдырей. Ничего особенного, думали мы. Пока не пришел счет: врач запросил за обследование 1 104 долларов. И, будто этого мало, через несколько дней нам доставили счет еще и от самой клиники: 1 421 долларов дополнительно. Добро пожаловать в Америку.

Я не встречал никого, кто бы считал такие цены доступными для понимания. Даже в самой клинике объяснить природу ценообразования не смог никто. «Мы все проверили, счет был выставлен надлежащим образом», — вот единственный ответ на наш запрос «адвокату пациентов». Похоже, сами американцы привыкли воспринимать счета из больниц как стихийное бедствие, которое нельзя ни понять, ни предотвратить. Суммы, которые предлагается уплатить, они акцептируют с той формой юмора, которую порождает бессилие. Во всяком случае, так поступают те, кто при деньгах, ведь у них хотя бы есть страховка.

Космические цены

Но что делают те, кто не застрахован? Если простой тест на аллергены стоит, как двухнедельный отпуск на Карибских островах по системе «все включено», сколько запросят за серьезное лечение? Кто выдумывает космические цены, выставляемые врачами и клиниками? И как вообще в таких условиях система здравоохранения может выполнять свои функции?

Да никак, — она их и не выполняет. Американцы содержат однозначно самую дорогую систему здравоохранения в мире — с сомнительным результатом: младенческая смертность там постыдно высока, а средняя продолжительность жизни ниже чем, пожалуй, в любой другой индустриальной стране.
Практически в отсутствие регулирования на рынке здравоохранения разрастаются джунгли ценового произвола и диктата. О том, кто должен нести все эти расходы, ведутся жаркие споры. Но дискуссии о причинах таких расходов больничное лобби попросту избегает.

«Почему счета за услуги врачей нас убивают», — такой репортаж журнал Time опубликовал в феврале 2013 года. Целый номер был посвящен 36-страничному «отчету» о системе здравоохранения, подготовленному журналистом Стивеном Бриллом. Брилл скрупулезно препарировал отдельные счета и обнаружил абсурдные цифры даже при минимальных суммах. Так, одна таблетка ацетаминофена стоила пациенту полтора доллара. В интернет-аптеке Amazon за эти деньги можно купить сто таких таблеток. Еще печальнее, что в другом счете 88 тест-полосок для диабетиков оцениваются в 18 долларов за штуку (цена на сайте Amazon: 55 центов), а 19 таблеток никотиновой кислоты — в 24 долларов за штуку (аптечная цена: около 5 центов) — притом, что это лечение, которое, по всей видимости, не входит в плату за пребывание в отделении интенсивное терапии, которая составляет 13 225 долларов в день. Итог – 902 452 долларов, которые предлагается уплатить женщине, только что лишившейся мужа. Он умер от рака легких.

Трудно сохранять самообладание, когда сталкиваешься с такими тарифами. В каждой клинике действует собственный прайс-лист. Все эти прейскуранты вместе взятые свидетельствуют об одном: мысль, будто рынок может регулировать сферу здравоохранения, в Америке с треском провалилась. Система, при которой медицинские учреждения и врачи произвольно могут устанавливать расценки, не имеет с рыночной экономикой ничего общего. Какой пациент решится восстать против своего врача — тем более, если речь идет о смертельно опасном заболевании?

Насколько ошибочна вера в силу саморегулирования частной экономики, видно хотя бы уже по тому, что участники государственной системы медицинского страхования Medicare (для пожилых) и Medicaid (для бедных) обслуживаются на совершенно других условиях. Нередко тарифы, которые, согласно закону, должны устанавливаться с учетом фактических расходов, составляют одну десятую или даже одну пятнадцатую от прейскуранта. Частным страховым компаниям намного труднее договориться о скидках. Как правило, им удается сбить примерно вдвое авантюрные цены по прейскуранту, но коренным образом это ситуацию не меняет.

Из среднего класса в нищету

Но хуже всего приходится незастрахованным. Те, кто может позволить себе меньше всего, вынуждены сполна оплачивать бессовестные счета. Причем это касается не только самых бедных. Подчас человек, мнивший себя представителем среднего класса, после неожиданной и серьезной болезни скатывается в нищету. Многие договора предусматривают покрытие расходов до какой-то максимальной суммы.

Для крушения иллюзий о системе здравоохранения, регулируемой рынком, символичны два показателя: 62% всех случае личного банкротства в США являются следствием болезни и сопряженных с ней счетов врачей и клиник. Больше двух третей разорившихся таким образом пациентов пребывали в уверенности, что они застрахованы.

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «Профиль».