19 апреля 2024
USD 94.09 -0.23 EUR 100.53 +0.25
  1. Главная страница
  2. Статья
  3. Победа на эконом-классе
Общество

Победа на эконом-классе

Компания S7, попытавшаяся взимать плату за багаж, который пассажиры сдают в специальный отсек, признана нарушителем. Ранее перевозчикам уже запрещали брать деньги с пассажиров за ручную кладь. Авиакомпании и эксперты говорят, что это не позволит российскому рынку лоукостеров развиваться, ведь компании будут нести дополнительные расходы.

9-й арбитражный апелляционный суд Москвы признал законными предписания Ространснадзора о нормах провоза багажа. Согласно им, авиакомпании обязаны включать в стоимость билета в эконом-классе бесплатный провоз багажа весом до 20 килограммов для средне- и дальнемагистральных самолетов и до десяти килограммов — для легких. В бизнес-классе норма багажа на одного человека составляет 30 килограммов. Также пассажир имеет право пронести в салон личные вещи весом не больше десяти килограммов при условии, что они подпадают под один из 18 видов, среди которых дамская сумочка, портфель, папка для бумаг, зонт, трость и костыли.

Истцом по делу выступила авиакомпания «Сибирь» (владеет брендом S7). В декабре 2015 года она ввела на своих рейсах новый тариф «Базовый эконом», позволяющий бесплатно провозить до десяти килограммов ручной клади, но предусматривающий дополнительную плату за провоз багажа в отсеке весом до 23 килограммов (2000 рублей) и выбор места в салоне (300 рублей). В августе Арбитражный суд Москвы признал такие условия противоречащими закону, и вот теперь его решение подтвердила апелляционная инстанция.

За последнее время сразу несколько аналогичных судебных разбирательств происходило с участием единственного в стране лоукостера — «Победы». В феврале Ространснадзор отреагировал на жалобу пассажира компании, летевшего по маршруту Чебоксары-Москва. Ведомство провело проверку и выяснило, что стандартный билет на этом маршруте стоит 2200 рублей. При этом истец, захотевший провезти ручную кладь весом в три килограмма, вынужден был дополнительно заплатить 4500 рублей. Ространснадзор предписал перевозчику устранить нарушения и привести свои правила в соответствие с законом. В июле с ним согласился суд.

В феврале Ространснадзор также инициировал проверку по заявлению депутата Госдумы Алены Аршиновой. Она пыталась пронести на борт самолета «Победы» рюкзак, но столкнулась с требованием сотрудников компании доплатить за это 2000 рублей. Ведомство признало это нарушением, но авиакомпания опять не захотела менять внутренние правила и оспорила решение в суде. На заседании в июле представитель Ространснадзора настаивал на том, что федеральные правила регламентируют только вид личных вещей, которые можно проносить в салон самолета, но не их вес и размер. Однако судья Екатерина Аксенова указала на положение в правилах, согласно которому перевозимый в салоне багаж не может весить больше десяти килограммов. Рюкзак Аршининой весил девять килограммов. В то же время, представитель «Победы» указывал, что правила разрешают провозить дамскую сумку и портфель, но не рюкзак. Судья назвала различие между дамской сумкой и рюкзаком «игрой формулировок», а ограничения, которые лоукостер вводит на своих рейсах, — «неправильными даже с обывательской точки зрения».

Этот случай наглядно иллюстрирует ситуацию, возникшую в сфере авиационных правил и их трактовки. Даже представитель Ространснадзора не был в курсе всех требований регламента. Многие эксперты указывают на это и говорят о необходимости навести порядок в нормах закона. «Здесь много общих мест, а некоторые вопросы вообще не прописаны. Клиенты сами запутались в том, что можно провозить, а что нельзя. Больше половины путешественников не знают, что включено в их тариф, а около 30% приходится платить за багаж уже в аэропорту, где они узнают о существующих лимитах», — отметил пиар-директор билетного агрегатора Aviasales Янис Дзенис.

Еще один спорный вопрос — право пассажиров на выбор места. По правилам «Победы», это является дополнительной услугой и стоит от 149 до 1000 рублей. В июле семейная пара, летевшая из Милана в Москву вместе с ребенком, самостоятельно села на соседние места, хотя не оплатила это заранее. Пассажиры утверждали, что им надо было срочно успокоить ребенка, и не подчинились требованию стюардессы, а потом и пилота, вернуться на свои места. В авиакомпании их действия назвали дебошем и по прилету в Москву вызвали к трапу полицию. В итоге семья провела некоторое время в отделении, где на них составили протокол. В пресс-релизе «Победы» говорилось, что «нарушение гораздо серьезнее, чем невыполнение правил перевозки авиакомпании — своим поведением мать могла причинить вред своему здоровью и здоровью ребенка».

После этого случая Ространснадзор предписал перевозчику бесплатно сажать родителей вместе с детьми. «Победа» сначала оспорила это решение в суде, но потом предпочла выполнить требования государства. Еще одна претензия Ространснадзора к «Победе» заключаются в отсутствии бесплатного питания и напитков на борту. В лоукостере в ответ говорят, что это разрешено федеральными авиационными правилами, если пассажир был уведомлен до покупки билета.

До недавнего времени российское законодательство предъявляло еще более строгие требования к авиакомпаниям. Во многом из-за этого в России долго не появлялось собственного лоукостера. Власти пообещали изменить ситуацию три года назад, когда на рынок низкобюджетных перевозок собрался выйти «Аэрофлот». В преддверии этого события был принят целый ряд законов: разрешены невозвратные билеты, взимание платы за багаж и отсутствие питания во время полета. Впрочем, пока все эти нормы, кроме невозвратных билетов, вызывают множество конфликтных ситуаций на рынке.

Первый проект «Аэрофлота» — «Добролет» — прососуществовал всего несколько месяцев из-за санкций со стороны ЕС. На смену ему пришла «Победа», которая с самого начала рекламировала перелеты от 999 рублей. Такая ценовая политика вынудила конкурентов тоже снижать стоимость билетов. Так, S7 ввела уже упоминавшийся тариф «Базовый эконом» (который теперь признан не соответствующим закону), «Уральские авиалинии» и «Ютэйр» разработали собственные «безбагажные» тарифы «Промо» и Light. Причем в отличие от «Победы» все они предпочитают взимать плату за багаж не в салоне, а в багажном отсеке. Так компании пытаются привлечь деловых пассажиров.

Многие участники рынка называют норму об обязательной бесплатной перевозке багажа и ручной клади устаревшей и призывают ее отменить. Генеральный директор «Победы» Андрей Калмыков в начале ноября назвал правила своей компании по перевозке багажа самыми либеральными в мире. «Нас можно во многом обвинять, но точно не в завышенных тарифах. Кто обвиняет нас в завышении, просто не видел тарифы других перевозчиков, — говорил он. — Мы попросили Ространснадзор самостоятельно устанавливать собственные правила провоза ручной клади. Поймите, ни одна компания идиотских правил провоза багажа не установит — мы же работаем на высококонкурентном рынке. Если вы хотите взять на борт рюкзак, 999 рублей вам в помощь. Иногда хочется и зарабатывать».

Претензии к правилам провоза багажа в «Победе» Калмыков объяснил несовершенством российских законов. По его словам, европейские лоукостеры, летающие в Россию, получают преимущество, поскольку подчиняются правилам ЕС. Гендиректор «Победы» предложил вовсе отменить минимальные нормы бесплатного провоза багажа. Если это произойдет, компании смогут предлагать клиентам более выгодные тарифы — сама «Победа» в этом случае будет выделять каждому пассажиру по два места в ручной клади.

Пока же, утверждает Калмыков, у властей недостаточно рычагов влияния на перевозчиков. «Мы оспаривали предписание Ространснадзора, который требовал привести правила перевозки багажа в соответствие с законом. Арбитражный суд нам отказал. Но это не значит, что нас заставили что-то возить бесплатно. Мы просто запятые поменяли в правилах перевозки и исполнили требования», — заключил он.

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «Профиль».