16 апреля 2024
USD 93.59 +0.15 EUR 99.79 +0.07
  1. Главная страница
  2. Статья
  3. Без перекуров
Общество

Без перекуров

Несмотря на широкомасштабные «боевые пиар-действия» табачных корпораций, с 1 июня в России запрещены открытая продажа сигарет в магазинах, продажа табака в ларьках и курение в любых общественных местах, включая кафе и рестораны. У курильщиков начинается новая, трудная жизнь. Но не только у них.

Алексей несколько лет назад переехал с семьей из Перми в Москву и открыл здесь три ларька. Теперь он очень переживает за свой бизнес. Поскольку с 1 июня продажа сигарет в киосках запрещена (для этого по закону торговая точка должна быть переоборудована в павильон, а витрина с сигаретами должна быть закрыта), он не уверен, что сможет и дальше заниматься мелкой торговлей. «Сигареты и легкий алкоголь были основным товаром маленьких точек, в обороте моих киосков они занимали не меньше 70%, — рассказывает Алексей. — Потом ужесточили правила торговли алкоголем, и оборот резко упал. Но за счет продажи сигарет удалось удержаться на плаву. Сейчас с трех точек после вычета налогов, зарплаты продавцам и других расходов ежемесячный доход составляет 100—200 тыс. рублей в зависимости от сезонности. То есть уровень обычной московской зарплаты менеджера среднего звена».

Но с запретом продажи сигарет в киосках даже о таких деньгах можно будет забыть. Можно было бы переформатировать ларьки в павильоны, но это требует инвестиций в их перестройку и — самое главное — получения разрешения властей. По словам Алексея, лично он не смог добыть необходимых разрешений для переформатирования точек в павильоны. «Я, конечно, понимаю, что курение — это вредная привычка, но властям надо думать и о том, что будет с мелким бизнесом — людьми, которые занимали себя сами и давали работу продавцам», — говорит предприниматель. По его словам, если летом ларечникам, не сумевшим получить разрешения, еще как-то можно будет выкрутиться, продавая холодную воду, напитки и мороженое, то затяжной холодный период, когда резко снижается потребление сезонных продуктов и люди меньше выходят из дома, «похоронит» много мелких точек.

Федеральный закон «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» ужесточает также правила продажи сигарет и в розничных магазинах. Если раньше сигареты можно было взять на прилавке или витрине, установленной у кассы, то теперь они должны быть закрыты от взгляда покупателей.

Как отметили все опрошенные «Профилем» представители крупнейших розничных сетей, магазины подготовились к нововведениям задолго до 1 июня. Некоторые уже какое-то время обкатывают продажи с закрытых прикассовых витрин. И, по словам директора по внешним связям ГК «Дикси» Екатерины Куманиной, никаких «значимых изменений в продаже табака» не произошло. «Дело в том, что, по отраслевой статистике, 80% покупателей покупают сигареты не путем изучения витрины, а «с голоса», то есть просто просят кассира продать им привычную марку», — отмечает Екатерина Куманина.

Судя по опросу, ритейлеров не очень беспокоит то обстоятельство, что требования антитабачного закона могут повлиять на выручку. «Сигареты — это сопутствующий, а не основной товар. В среднем в розничных сетях продажа табака составляет около 2% (в сети «Пятерочка», к примеру, — 5%, в «Дикси» — 3,5%. — «Профиль»). Кроме того, сигареты всегда продавались в отдельной зоне или у кассы, и сейчас, по сути, ничего не изменится, кроме визуализации продукции. И затраты на переоборудование сигаретных диспенсеров копеечные — их просто заклеивают пленкой», — комментирует ситуацию исполнительный директор Ассоциации компаний розничной торговли Андрей Карпов.

Представители розницы полагают, что катастрофой ограничения на продажу сигарет не станут. «Мы не ожидаем снижения оборота. Напротив, возможен незначительный рост трафика за счет покупателей, раньше приобретавших сигареты в нестационарных объектах торговли, которые не смогут продавать табачный ассортимент с июня. Но опыт подсказывает, что от начала действия ограничения до первых результатов проходит до нескольких месяцев», — говорит Екатерина Куманина.

Начальник управления по связям с общественностью X5 Retail Group N.V. Владимир Русанов тоже смотрит в будущее с оптимизмом и даже прогнозирует рост товарооборота сетей на 10% на фоне «роста акцизов и перетока покупателей-курильщиков в магазины из киосков».

А вот ресторанному бизнесу, в отличие от ритейла, может «поплохеть» от запрета на курение в общественных местах. По неофициальной статистике, более 60% посетителей кафе и ресторанов — курильщики. И ограничение возможностей покурить за чашкой кофе потенциально может повлиять на решение человека — идти или не идти в кафе или ресторан. «Новый закон, конечно, принесет определенные неудобства для наших гостей-курильщиков. Необходимо будет время, чтобы привыкнуть», — говорит Алексей Волков, генеральный директор компании Ginza Project, управляющей несколькими десятками ресторанов в России и за рубежом.

По мнению директора по корпоративным коммуникациям компании «Росинтер» (сети Il Patio, «Планета суши», «Ростик’с») Елены Мазур, чтобы курильщики привыкли к новым условиям посещения ресторанов, нужно как минимум 2—3 месяца.

По оценкам табачных компаний, в первое время после начала действия запрета точки общепита могут потерять больше 30% потока посетителей. Однако сами рестораторы хоть и согласны, что поток может сократиться, не склонны сгущать краски и в частных беседах говорят о 10- или 15-процентном снижении. «По опыту других стран в первые месяцы после вступления антитабачного закона в силу наблюдается снижение транзакций, однако ситуация нормализуется достаточно быстро. Возможно, запрет на курение станет проверкой на лояльность гостей для рестораторов. Мы думаем, что сумеем удержать гостей и даже привлечь новую, некурящую аудиторию», — говорит Елена Мазур и приводит пример ряда ресторанов группы «Росинтер»: «У нас есть опыт запрета курения в ресторанах: например, в TGI Fridays в «Атриуме» и в Il Patio на Таганке полностью некурящие залы, а в кофейнях Costa Coffee курение было запрещено всегда, однако наши гости с удовольствием посещают эти заведения».

Алексей Волков рассказывает, что и у Ginza Project есть свои изначально «некурящие» проекты («МариВанна», Uilliam’s, сеть кафе-пекарен Paul), которые не испытывают недостатка в гостях. Правда, как отмечает Алексей Волков, на данный момент в новом законе есть еще много белых пятен и невыясненных моментов: «Например, не очень понятно, можно ли в ресторанах выделить специальные комнаты для курения. Управляющие заведений теряются в догадках, позволено ли курить в отдельных местах на летних верандах. Также в настоящий момент мы ищем альтернативу кальянам, к которым привыкли гости многих ресторанов».

Эксперты потребрынка считают, что новые правила могут породить и новые форматы общественных заведений — курительные комнаты или сигарные бары. Однако при нынешнем варианте антитабачного закона это невозможно, и пока существующие тенденции говорят лишь о дальнейшем ужесточении регулирования в этом плане. К примеру, в рамках Петербургского экономического форума от министра здравоохранения Вероники Скворцовой даже поступило предложение установить минимальную цену за пачку сигарет 220 рублей, однако, по ее же словам, сделать это быстро не получится. Тогда же депутаты Госдумы предложили определить этот минимум на уровне 55 рублей за пачку, который будет действовать с 1 апреля 2015 года. Сейчас табачные корпорации сами устанавливают цену и рассматривают этот фактор как единственную возможность конкурировать в условиях запрета на рекламу. Табачники уже забили очередную тревогу, ведь сейчас сигареты дешевле 55 рублей занимают 65% рынка в России, а в регионах этот показатель доходит до 80%. Впрочем, глядя на пример Испании или Италии, где, несмотря на строгие запреты и цену пачки сигарет 5 евро, курят все и повсеместно, за бизнес табачников нет повода волноваться сильнее, чем за здоровье курильщиков.

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «Профиль».