Как бывший царский банкир сделал блестящую карьеру в СССР
Смирнов – одна из самых распространенных русских фамилий. Но герой этого рассказа Алексей Михайлович Смирнов родился в Польше. Впрочем, тогда, в 1884 году, никакой Польши не было – местом рождения была указана Люблинская губерния Российской империи. Окончив с золотой медалью гимназию в Люблине, Алексей Смирнов отправился в имперскую столицу, где с успехом отучился сразу на двух факультетах – экономическом Политехнического института и юридическом Петербургского университета.
В роковом для страны августе 1914-го, когда началась Первая мировая война, Алексей Смирнов стал чиновником особых поручений в Государственном банке Российской империи. К тому времени у него уже опубликованы первые научные монографии – «Подоходный налог во Франции» и «Фондовые биржи в Великобритании».
По воспоминаниям современников, этот родившийся в Польше внук православного священника отличался не только фундаментальным образованием, но и поистине немецкой педантичностью. Накануне крушения монархии, в феврале 1917-го, Алексей Смирнов уже возглавлял весь секретариат Госбанка. Накануне следующей революции, в октябре 1917 года, занимал в Госбанке ответственную в условиях мировой войны должность директора отделения заграничных операций.
Чиновник особых поручений Смирнов стал одним из немногих высокопоставленных менеджеров Госбанка, кто не поддержал направленную против власти большевиков забастовку банковских служащих. Радикальным социалистам он не сочувствовал, от новой власти даже пострадал – 12 из 14 комнат его служебной квартиры большевики сразу конфисковали и вселили туда окрестных пролетариев. Однако Смирнов продолжал исправно выполнять свои должностные обязанности.
Новая власть лояльность добросовестного чиновника оценила: с весны 1918-го Алексей Смирнов возглавил отдел международных расчетов Народного банка советской России. Когда лихолетье Гражданской войны и политика военного коммунизма ликвидировали все банки, бывший царский чиновник Смирнов некоторое время работал финансовым ревизором Петроградского совета.
По окончании Гражданской войны для Алексея Смирнова начинается новый этап карьеры. «Хороший специалист и очень хороший сотрудник» – так охарактеризует его в 1921 году один из близких Ленину высокопоставленных большевиков по итогам работы Смирнова советником по экономическим вопросам первого посольства социалистической России в Финляндии.
В 1922 году Смирнов принимает участие в знаменитой Генуэзской конференции как эксперт по финансовым вопросам нашей делегации. Работает бок о бок с первыми лицами Советской России – Красиным и Чичериным. В том же году советское правительство, еще официально не признанное, пытаясь прорвать финансовую блокаду, выкупает Svenska Ekonomiaktiebolaget, небольшой банк в Стокгольме. На следующие шесть лет Алексей Смирнов становится его управляющим и увеличивает обороты банка в 60 раз!
Последний иностранный банк в СССР: как червонец вытеснил иену из Приморья
Вернувшись в СССР, Смирнов по приглашению уже сталинского наркома Микояна работает финансовым экспертом в наркомате внешней торговли. Роковые события того века семью чиновника особых поручений все же не миновали – его старший сын был арестован в 1938-м и надолго оказался в знаменитой «шарашке» авиаконструктора Туполева, а младший сын погиб в 1942-м в боях под Сталинградом.
На исходе Второй мировой войны, в 1943–1944 годах, Алексей Смирнов участвует в эпохальной Бреттон-Вудской конференции. В тот момент Советский Союз глазами именно этого бывшего царского чиновника присматривался к возможности участия в Международном валютном фонде и Международном банке реконструкции и развития.
Выйдя на пенсию, Алексей Михайлович Смирнов, автор массы специфических учебников, таких как «Международные расчеты и кредитные отношения во внешней торговле СССР», до конца жизни оставался профессором-консультантом МГИМО. Бывший чиновник особых поручений ушел из жизни в 1962 году.
Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".