Datsun vs Lada Kalina
В Тольятти стартовало серийное производство автомобилей Datsun. Первым автомобилем японской марки, сошедшим с конвейера «АвтоВАЗа», стал пятиместный седан on-DO. Японcкой машину назвать можно лишь условно — технической базой для нее послужила российская Lada Kalina. При этом продаваться Datsun on-DO и Lada Kalina будут в одной ценовой нише. Начальная стоимость первой будет даже немного ниже — 329 000 рублей против 330 500. В продаже on-DO появится во второй половине июля.
Каким образом будут позиционироваться автомобили на рынке для исключения их «внутреннего каннибализма» — на этот вопрос глава марки Datsun Винсент Кобе и президент «АвтоВАЗа» Бу Инге Андерссон ранее отвечали весьма уклончиво. Однако во время презентации on-DO топ-менеджеры неожиданно разговорились.
— Не сместит ли предпочтения потенциальных покупателей продукции «АвтоВАЗа» появление новой марки?
Андерссон: Да, на рынке мы конкурируем, и я не вижу в этом проблемы. Я выпускал автомобили для Volkswagen. Отличная компания, но было очень понятно при этом, какова роль марок Skoda, Volkswagen, Audi. Здесь все выглядит иначе — побеждает более сильный, и мне так больше нравится. Считаю, что конкуренция между моделями приведет к улучшению качества продукции обеих компаний.
Кобе: Альянс Renault-Nissan сотрудничает с АвтоВАЗом в области технической стороны производства, но когда речь заходит о рынке, ключевым словом является «конкуренция». Мы конкурируем на рынке через наши бренды, через нашу продукцию. Мы с оптимизмом смотрим на ситуацию и считаем, что Datsun принесет на рынок новый конкурентный продукт. Но Lada также будет конкурентоспособной. Все это будет способствовать развитию рынка. Мы просто расширяем предложение в бюджетном классе, предоставляя потребителям дополнительный выбор. Мы считаем, что на российском рынке хватит места для всех. Хотя сейчас он и сокращается, но в долгосрочной перспективе продажи автомобилей в России будут только расти, и расти в основном через конкуренцию между производителями. Вполне возможно, к концу десятилетия объем российского авторынка может достичь четырех миллионов единиц в год.
— Каковы производственные мощности? Сколько машин рассчитываете производить и, соответственно, продавать?
Андерссон: Производственные мощности завода составляют около 1 млн автомобилей в год. А компания выпускает всего около 650 000 машин в год. Такой шаг позволит «АвтоВАЗу» загружать имеющиеся производственные мощности.
Кобе: Пока сборочная линия будет выпускать до 60 машин ежедневно, но уже через два года объем ежегодных продаж Datsun может составить порядка 100 000 автомобилей. Мы в Альянсе считаем, что самым важным в нашей работе всегда является качество. У нас сложился очень позитивный опыт сотрудничества с «АвтоВАЗом» — за четыре года мы прошли большой совместный путь. Процессы на предприятии сейчас абсолютно соответствуют тем требованиям по качеству, которые существуют в нашей компании для производства машины Datsun.
— Помимо загрузки имеющихся производственных мощностей, что дает «АвтоВАзу» сотрудничество с Альянсом?
Кобе: Одна из основных задач, которая стоит сегодня перед «АвтоВАЗом» — говорю это как член совета директоров компании — это отвлечь внимание покупателей от вторичного авторынка. Почти две трети рынка автомобилей — это покупки на вторичном рынке. Поэтому мы пытаемся предложить привлекательную, доступную машину, которая привлечет покупателей к рынку новых автомобилей.
Андерссон: С запуском производства Datsun мы открываем новую главу в истории «АвтоВАЗа». Вчера завод был одним из шести сборочных предприятий Альянса и производил автомобили двух брендов — Renault и Nissan, а сегодня мы служим одним из двух сборочных предприятий, которые будут производить машины трех брендов и свой собственный бренд Lada. Позиции «АвтоВАЗа» сильны целым рядом факторов. У нас есть четкий план возвращения к прибыльности. Мы создали для этого мощности, задействовали собственную локальную базу поставщиков. Сейчас бренд Lada по своему содержанию локализован на 80%. Самое для меня важное — будущее Lada. Потому мы работаем над новыми моделями. Вы уже видели Kalina и Largus Сross, Lada 4x4 Urban. Конечно, это нишевые автомобили, но они демонстрируют наши возможности.
Для «АвтоВАЗа» работать с Datsun и Nissan — это преимущество. Мы получаем полный доступ к знаниям японских экспертов, но при этом наши собственные инженеры сами выполняли всю работу. В цеху по сборке on-DO работают порядка 5 тысяч сотрудников, рабочие проходили курсы обучения под руководством профессионалов из Nissan. Мы работаем в постоянном диалоге — если нашлось разумное инженерное решение для Datsun, мы можем применить его и на Lada.
— То есть часть наработок, полученных в результате производства Datsun, скоро можно будет увидеть в Lada?
Андерссон: Когда мы начинали работу в январе, то выделили десять системных проблем, которые проявляются на Lada Granta и Kalina. Например, трудное закрывание задних дверей, шум коробки передач. В Lada Kalina мы нашли решение для восьми из десяти таких проблем. Затем мы отметили десять проблем, которые могли быть важны для Datsun, и все их решили.
На «АвтоВАЗе» работают очень хорошие люди. Но в случае, когда мы выступаем поставщиком Datsun, их требования оказываются выше. К примеру, шум коробки передач должен составлять не более 10 дБ, и мы этого достигли. Мы постоянно обсуждаем, что можно улучшить в каждой из этих моделей. Мы не говорим об общей панели приборов или схожей передней части, но будем работать в таких направлениях, как улучшение шумоизоляции и тормозной системы.
Но эти модели будут дифференцированы на рынке. Исходя из ожиданий потребителей, цены, запчастей и обслуживания. То, что уникально для Datsun, останется присуще только Datsun. Кроме того, мы продолжим дифференцировать Lada и переходим на систему 100% предзаказа от потребителей. Скоро она будет распространена на все автомобили марки.
— Планируете ли вы создавать отдельную дилерскую сеть для продажи Datsun? Или будете использовать существующую сеть «АвтоВАЗа» или Nissan, например?
Кобе: Прежде, чем мы начнем конкурировать с Lada с географической точки зрения, нам предстоит решить более скромные задачи — развить дилерскую сеть и запустить вторую модель Datsun. Начнем с 25 дилеров. В текущем году мы планируем выйти на отметку 40, а в дальнейшем увеличить их количество до 100. Региональное развитие мы поведем от запада на восток. Бренд Lada является самым большим в России с точки зрения количества точек продаж (386 дилеров — «Профиль»). Datsun же пока вообще не существовал, ведь его производство стартовало только на этой неделе.
Мы хотим, чтобы те инвесторы, которые уже вложили деньги в бренд Nissan, инвестировали и в Datsun. Сейчас у нас около 160 дилеров, все они получили приглашения присоединиться к команде Datsun.
— Раз уж разговор зашел о модельной линейке — сейчас она весьма скромная — один седан... Когда ожидается пополнение?
Кобе: Без подробностей, но еще одна модель Datsun в кузове хетчбек будет представлена на Московском международном автосалоне уже в августе этого года. При этом в истории Datsun известен и как производитель пикапов и грузовиков в азии, спортивных автомобилей в Англии. Просто дайте нам немножко времени.
Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".