13 мая 2024
USD 91.82 +0.7 EUR 98.95 +0.64
  1. Главная страница
  2. Статьи
  3. Держи дистанцию: сталкерам в России могут запретить преследовать жертву
законодательство Общество Россия

Держи дистанцию: сталкерам в России могут запретить преследовать жертву

Навязчивое внимание, перерастающее в преследование, со стороны бывшего партнера или незнакомца может серьезно испортить человеку жизнь. Ощущение постоянной слежки выматывает. Существует даже специальное определение такому преследованию – сталкинг. Но наказания за него в России нет. Первым шагом к защите жертв сталкинга может стать появление судебного запрета на приближение к конкретному человеку. Соответствующая инициатива внесена на обсуждение Госдумы.

Сталкер

©Shutterstock/FOTODOM

Содержание:

Что такое сталкинг

Сталкинг (от английского to stalk – преследовать) – это назойливое внимание к другому человеку против его воли. Оно может сопровождаться слежкой, как физической, так и с помощью различных трекеров и программ, многочисленными звонками и сообщениями в мессенджерах, соцсетях, а также преследованием, приставаниями, угрозами и т. д.

«Сталкинг может проявляться по-разному. Например, сталкер может взломать электронную почту, личную страницу в социальных сетях жертвы. Или же предпринимать активные действия, следить за жертвой, передавать подарки через других лиц, подходить на улице и угрожать здоровью жертвы», – перечисляет адвокат, старший юрист BGP Litigation Елизавета Сайкина.

Мимо СИЗО: бизнесменов хотят реже заключать под стражу за экономические преступления

Обычно в роли сталкера выступают бывшие партнеры – муж или жена, подростки, которых отвергли, а также бывшие коллеги и фанаты. К примеру, Королевская прокурорская служба Великобритании в 2020 году выяснила, что большинство правонарушений, связанных с преследованием, было совершено бывшими партнерами, причем три четверти респондентов сообщили о наличии домашнего насилия уже во время отношений.

Но иногда навязывать свое общение жертве может и незнакомец. Преследовать человека сталкер может как офлайн, так и исключительно онлайн. В последнем случае принято говорить о киберсталкинге.

Эксперты призывают не романтизировать образ сталкера, не представлять его исключительно как страдающего от неразделенной любви и красиво добивающегося взаимности.

Мотив сталкера – владеть, контролировать, захватывать жертву, считает директор Центра психологического консультирования НИУ ВШЭ Ирина Макарова. «Оправдывать их поведение неразделенными любовными чувствами – это большая ошибка, так как они живут в специфическом мире с особыми способами проживания любви, где другие люди видятся исключительно как объекты, призванные удовлетворять потребности», – уверена она.

Запрет на приближение

В ряде стран сталкинг наказуем, а жертва может получить охранный ордер, запрещающий сталкеру вступать с ней в контакт, приближаться на определенное расстояние или появляться в определенных местах. За нарушение этих ограничений предусматривается ответственность.

«По законам Великобритании, для квалификации поведения как сталкинга достаточно двух инцидентов при условии, что сталкеру известно о нежелательности его действий. Это могут быть два телефонных звонка незнакомому человеку, два подарка, один случай физического следования за жертвой и один телефонный звонок и т. п.», – объясняет юрист юридической группы «Гришин, Павлова и партнеры» Татьяна Обухова. А в Германии под сталкингом понимается нежелательный поиск близости или дистанционного контакта с другим человеком, в значительной степени влияющих на его жизнь.

В нашей стране наказания непосредственно за сталкинг не существует. Не могут жертвы и добиться запрета на приближение к ним преследователя – в законодательстве такие опции не предусмотрены. «Действия, направленные на преследование человека в целях формирования у преследуемого чувств тревоги, беспокойства, опасения за свою жизнь и т. д., в России не являются уголовно или административно наказуемым деянием при отсутствии иного состава преступления», – говорит Татьяна Обухова.

В РФ могут появиться «охранные ордера»

В Госдуме задумались о введении аналога зарубежных охранных ордеров и в России. Депутаты фракции «Новые люди» Владислав Даванков, Сардана Авксентьева и Ксения Горячева предложили дать людям возможность запрещать потенциальным обидчикам приближаться к себе, а также контактировать иными способами.

Согласно внесенному в Госдуму законопроекту, граждане смогут обращаться в суд за установлением соответствующих ограничений на коммуникацию с ними. И «при наличии оснований» суд сможет «установить запрет приближаться и (или) запрет на осуществление других контактов нарушителя с гражданином». Соответствующие дополнения предлагается внести в Гражданский кодекс РФ.

Исправление наказания: кому нужна гуманизация уголовного законодательства

«Установление законодательного запрета на приближение нарушителя к гражданину необходимо в целях обеспечения безопасности и защиты прав потерпевшего от возможного насилия или повторных преступных действий», – объясняют авторы свою инициативу. Они подчеркивают, что навязчивое преследование вызывает стресс и тревогу, а запрет на приближение даст потерпевшему возможность чувствовать себя защищенным и в безопасности.

Юристы поддерживают инициативу, хотя и обращают внимание на недостаточность предлагаемых изменений в законодательство.

Елизавета Сайкина в целом позитивно оценивает законопроект: «В случае установления определенных запретов преследователь будет осознавать, что может понести наказание». Юрист подчеркивает, что соответствующие решения судов должны быть подробно изложены и исполняться немедленно.

Ответственность за нарушение такого запрета на взаимодействие с жертвой законопроектом не предусмотрена, обращает внимание Татьяна Обухова. По ее мнению, необходимы корректировки также в Гражданский процессуальный кодекс РФ, Закон об исполнительном производстве, а возможно, и в Уголовный кодекс РФ.

Как привлечь к ответственности сталкера

Хотя в российском законодательстве пока нет ответственности за сталкинг, это не значит, что у жертвы отсутствуют способы себя защитить. Отдельные действия в ходе преследования могут квалифицироваться как самостоятельные правонарушения, за которые есть ответственность, напоминают юристы. Главное – быть внимательными и фиксировать их. В качестве доказательств могут быть использованы записи телефонных разговоров, скриншоты смс-сообщений, показания свидетелей.

Сталкер нередко пытается узнать как можно больше информации о своей жертве: где она бывает, с кем общается, о чем разговаривает по телефону или переписывается в мессенджерах, соцсетях. В ход могут идти различные шпионские программы на гаджеты, взлом почты и профилей в соцсетях, трекеры для отслеживания перемещения и т. д.

В таких случаях жертва может указывать на нарушение неприкосновенности ее частной жизни, нарушение тайны переписки, телефонных переговоров. А это по российскому Уголовному кодексу – преступления. «Под незаконным сбором сведений, составляющих личную или семейную тайну, уголовный закон понимает получение выписки из истории болезни, личное наблюдение, фотографирование, подслушивание, ознакомление с материалами, их похищение, копирование без согласия потерпевшего, получение доступа к переписке», – объясняет Елизавета Сайкина.

Распространение заведомо ложных сведений о жертве, порочащих ее честь и достоинство или подрывающих ее репутацию, расценивается российскими правоохранителями как клевета, за которую также предусмотрена уголовная ответственность. А за оскорбления – административная ответственность.

Как распознать сталкера

Внимательнее относиться к происходящему и своим ощущениям рекомендуют не только юристы, но и психологи. «И если возникают даже слабые сигналы, что что-то идет не так, что это как-то странно, – обращать на это внимание, фиксировать и обозначать эти моменты и ощущения, – советует директор Центра психологического консультирования НИУ ВШЭ Ирина Макарова. – Одновременно важно отмечать движения своих мыслей, направленных на оправдание поведения сталкера. Было бы очень полезно поговорить об этом с кем-то близким, но эмоционально нейтральным по отношению к данной ситуации, может быть, обратиться к специалисту».

Однако распознать сталкера, как говорится, на берегу возможно далеко не всегда. «Подавляющее большинство людей, попавших в подобные ситуации, говорят о том, что первоначально, входя в отношения, они не предчувствовали, не предвидели, что этот человек готов и способен на такое», – говорит Ирина Макарова.

По ее словам, проблема сталкинга в том и состоит, что в начале общения трудно себе представить и подумать о том, что в дальнейшем будет разворачиваться такой процесс. Для большинства жертв сталкинга это появляется абсолютно неожиданно. И трудно сказать, являются ли подобные действия специфической особенностью сталкинга или любого проявления жесткого и агрессивного преследования и насилия, отмечает Ирина Макарова.

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «Профиль».