19 апреля 2024
USD 94.09 -0.23 EUR 100.53 +0.25
  1. Главная страница
  2. Статья
  3. К хостелу через автомойку
Общество

К хостелу через автомойку

Создав сеть безводных автомобильных моек Fast & Shine и доведя годовую выручку компании до 250 млн рублей, ее основатели вложились в несколько побочных бизнесов. Среди них были и хостелы, которые даже в самые жаркие туристические дни стояли полупустыми. В то же время на мойках не хватало рабочих рук. Тогда основатели соединили оба бизнеса одним социальным началом. Проект Step to Moscow обеспечил приезжающих на заработки из регионов России работой и жильем, а предпринимателям помог решить проблемы в обеих компаниях.

Ручная работа

Идею сухой автомобильной мойки Олег Герасимов подсмотрел в 2009 году в Америке, во время стажировки по программе Work & Travel USA. Сухой эта технология называется потому, что для нее не нужна вода, в отличие от традиционной мойки автомобилей. Моют машину специальными химическими средствами, не опасными для окружающей среды и не вредными для покрытия авто, распыляя их из пульверизатора и полируя кузов тряпками из микроволокна.

Сухая мойка появилась в засушливых штатах в конце 80-х годов, но даже там этот бизнес был «местечковым» — технология применялась в основном для мойки самолетов. В России же о мойке без воды на тот момент никто не слышал. Учась на третьем курсе, Герасимов вместе с однокурсником по физическому факультету МГУ Аркадием Хохловым запустил первую сухую мойку в России. Олег на тот момент уже успел попробовать себя в разных частных проектах, самым успешным из которых оказалась клининговая компания. На доходы этого небольшого бизнеса в 2010 году и была основана компания Fast & Shine. Предпринимателям удалось избежать самых затратных статей автомоечного бизнеса: аренды земли, покупки недвижимости и установки очистных сооружений, поэтому сумма стартовых вложений составила около 100 тыс. рублей.

Фото: «Профиль» / Сергей Авдуевский
©Фото: «Профиль» / Сергей Авдуевский

Сначала Герасимов и Хохлов работали вдвоем. «Первый рабочий день прошел не очень воодушевляюще», — вспоминает Аркадий. «Мы вооружились банками с автомобильной химией, тряпками и безо всяких коммерческих предложений пошли в администрацию торговых центров. После нескольких отказов нам все же дали добро на работу на одной из парковок». В тот день студенты вдвоем помыли 17 машин, но чистая прибыль составила всего 850 рублей — обработка одной машины американским средством, которое они использовали, обходилась в среднем в 200 рублей.

Первыми сотрудниками компании Fast & Shine были друзья и однокурсники основателей, которым тоже понравилась эта бизнес-идея. Но с ростом заказов в штат стали набирать профессиональных мойщиков. С каждой неделей росло количество парковок, на которых работала компания, и химию для мойки нужно было закупать оптом. Найти ее можно было только в Европе или Америке по космическим для начинающей компании ценам. Бизнесмены понимали, что поднимать стоимость мойки выше 400 рублей бессмысленно — компания бы просто не выдержала конкуренции — и весь первый год работали на грани рентабельности. Чтобы как-то сократить издержки, Герасимов и Хохлов предлагали заинтересованным в регионах предпринимателям работать под брендом Fast & Shine по партнерской программе. Желающих набралось около 30 человек в разных регионах страны. Это была еще не классическая франчайзи-история: партнеры оставались отдельными юридическими лицами, за пользование брендом отчисляли головной компании небольшую нефиксированную сумму, а зарубежную химию вместе с московским офисом покупали в складчину — затраты на нее сокращались за счет больших объемов закупок.

В 2011 году Fast & Shine решила запустить собственное производство. Основатели-физики принесли американский образец друзьям с химического факультета МГУ, которые воссоздали приспособленный под условия суровых российских зим аналог зарубежного средства. Производство, перенесенное в подмосковную лабораторию, в разы сократило себестоимость мойки. Сейчас она составляет 10–20 рублей.

Фото: «Профиль» / Сергей Авдуевский
©Фото: «Профиль» / Сергей Авдуевский

План захвата

В том же 2011 году компания запустила полноценную франчайзинговую систему. Сейчас она работает в 80 регионах России и СНГ. Паушальный взнос (одноразовый платеж, который новый владелец торговой точки платит владельцу бизнеса. — «Профиль») сначала составлял 139 тыс. рублей, а к концу 2013 года вырос до 219 тыс. рублей. За эти деньги франчайзи получает право использовать бренд компании, полный набор химических средств и расходных материалов, тексты коммерческих предложений и макеты рекламных материалов. Ежемесячные отчисления в головной офис составляют символические 4 тыс. рублей. По словам Олега Герасимова, региональное отделение Fast & Shine окупается, как правило, за 2–3 месяца. «Основной доход мы получаем от работы московского отделения, а региональные представительства работают скорее на расширение сети и узнаваемость бренда», — объясняет Герасимов. «Мы занимаем 80% рынка сухих моек в России — в таких условиях составить нам конкуренцию будет очень сложно: намного выгоднее стать нашим партнером или работать по нашей же франшизе, чем с нуля строить аналогичную компанию», — считает основатель. По его словам, все иллюзорные конкуренты, которых можно найти в сети, занимаются только продажами франшиз в регионы, не работая при этом самостоятельно.

Поисковый запрос действительно выдает несколько подобных компаний. «Профилю» удалось связаться с одной из них. Компания Ecodux с 2008 года специализируется на производстве и продаже средств для сухой мойки, но сама автомобили не обрабатывает. В 2011 году основатели Ecodux разработали собственное средство, которое теперь продают в 200 городах России и за рубежом. «Де-юре Fast & Shine — это наш конкурент, де-факто — нам не тесно в этом бизнесе», — комментирует коммерческий директор Ecodux Геннадий Фирсов. «Основная миссия этой компании — продажа франшизы. Наши задачи несколько другие», — загадочен Фирсов. Впрочем, основатели Fast & Shine и не скрывают своего желания подмять под себя весь рынок безводных моек, чтобы оградиться от конкурентов и контролировать качество услуг в этом сегменте. Ценовая политика обеих компаний в плане продажи средств для мойки практически одинакова: например, за 500 мл морозоустойчивого средства Fast & Shine просит 250 рублей, за аналогичную жидкость производства Ecodux придется отдать 300 рублей.

С 2012 года мойщики Fast & Shine не только предлагают свои услуги автовладельцам на парковках, но и выполняют частные заказы с выездом в удобное для клиента место. Заказ можно оформить на сайте или по телефону. Помимо стоимости самой мойки, клиенту придется оплатить расходы на дорогу мойщика к его дому, офису или даче — в среднем это дополнительно 300–500 рублей. Для этих целей у компании есть небольшой собственный автопарк — около 30 машин, а в южных регионах, где нет суровых зим, мойщики Fast & Shine доезжают до места на мотороллерах. «Если заказывать услугу совместо с коллегами или соседями, стоимость дороги можно разделить на количество заказчиков. Для наших клиентов выгоднее потратить дополнительные 400 рублей, но сэкономить при этом два часа на ожидание своей очереди на классическую мойку. Ведь это время можно провести на работе, финансово отбив сэкономленные часы. В конце концов, сберегая для клиента 1–2 часа в неделю, мы в конечном итоге продлеваем его жизнь на несколько лет», — патетичен Аркадий Хохлов.

Сейчас в системе доходов компании преобладает B2B-сегмент — работа на парковках, согласованная с торговыми и бизнес-центрами. Сегмент частных заказов на стадии формирования: сейчас компания получает по 300–500 заказов в сутки, но к 2018 году планирует довести этот показатель до 15–18 тысяч. Цена за мойку на стационарной точке колеблется в зависимости от класса автомобиля. Например, в бизнес-центре на Арбате, где на парковках в основном автомобили люксового сегмента, стоимость мойки начинается от 800 рублей. На парковке «Ашана» ценовая политика другая — там авто можно помыть за 350 рублей и выше.

Фото: «Профиль» / Сергей Авдуевский
©Фото: «Профиль» / Сергей Авдуевский

В августе 2014 года Fast & Shine заключила договор с Московским паркингом об обслуживании 370 муниципальных парковок. По прогнозам основателей этот контракт будет приносить компании более 100 млн рублей ежегодно. Сейчас компания предоставляет и дополнительные услуги: по заказу клиента можно организовать сухую чистку салона или обработать кузов защитным керамическим покрытием, которое защищает машину от сколов и дольше сохраняет ее чистой. Эта услуга обойдется заказчику в 24 тыс. рублей. Такие операции компания также проводит в автомобильных шоу-румах и на выставках. На время Олимпиады в Сочи Fast & Shine заключил контракт с олимпийским оргкомитетом на обслуживание брендированных автомобилей, а с 2014-го начал масштабные поставки химических средств в ОАЭ, где местные предприниматели создали системы сухих моек, но вместо химии заливали в пульверизаторы обычную воду.

В первые месяцы после открытия компания постоянно конфликтовала с представителями закона. В Москве действует постановление о запрете на мойку автомобилей на улице. Но предприниматели отстаивают свою правоту: нарушением считается попадание воды на асфальт в процессе мойки, а технология Fast & Shine позволяет оставить дорожное покрытие под машиной сухим и чистым.

Убить двух зайцев

Когда компания стала приносить стабильный доход, бизнесмены решили диверсифицировать свои риски и вложиться в проекты других отраслей. Так у Герасимова и Хохлова появилась компания по профессиональному уходу за автомобилем Fast Detailing, рекламное агентство BrightAdvert, пекарня SimplyBread, клининговая компания Fast & Shine. Последняя, например, создавалась из-за потребности сократить расходы на стирку тряпок, используемых в процессе мойки. В обычных прачечных либо вовсе отказывались выводить такие сложные пятна, либо брали за эту услугу повышенную цену.

В качестве одного из таких побочных проектов в октябре 2013 года у Fast & Shine появилось два хостела. В это время в России случился бум гостиничного бизнеса в недорогом сегменте, и основатели моек тоже попали в эту волну. Но довольно быстро поняли, что это не совсем их сфера: даже в горячие периоды заполняемость хостелов не превышала 80%. Однако в это же время компания столкнулась с проблемой подбора кадров из-за роста сети моек. Решив одним выстрелом убить двух зайцев, основатели запустили проект Step to Moscow.

Задача проекта — одновременно решить проблему кадров в Fast & Shine, полностью заселить пустующие хостелы и заодно реализовать социальную миссию компании. Те, кто хочет и может работать в Москве, но боится попробовать, может пойти работать в мойку Fast & Shine и жить в одном из хостелов, принадлежащих группе компаний. Специальная стоимость проживания в пятиместной комнате — 300 рублей в сутки (для остальных гостей хостела — 1000 рублей) будет вычитаться из зарплаты сотрудников каждый месяц.

Сегодня в рамках проекта Step to Moscow основатели Fast & Shine трудоустроили около 500 человек. Это не аутстаффинговая компания, которая занимается трудоустройством гастарбайтеров за отдельную плату, подчеркивает Хохлов. Для работников Fast & Shine участие в проекте по переезду в столицу бесплатное. Если сотрудник, устроившийся на работу через Step to Moscow, понимает, что хочет сменить место работы, удерживать насильно его не будут: он может подать заявление об уходе и при этом остаться в хостеле, но уже на обычных для гостиницы условиях.

Самыми подходящими кандидатами на работу в Fast & Shine оказались приезжие из регионов России. «Многие молодые люди из разных городов страны хотят попытать счастья в Москве, мечтают, как герои очередного фильма, покорить столицу, но — боятся. Боятся прежде всего неизвестности», — объясняет нехватку в Москве региональных кадров Хохлов. «Ведь есть несметное количество страшилок о том, что в первый же день искателя сладкой жизни обворуют на вокзале и обманут, не предоставив квартиру с видом на Красную площадь за баснословные 8 тыс. рублей в месяц», — рассказывает он.

Чтобы стать кандидатом на должность в Fast & Shine, нужно оставить завку на сайте, заполнив стандартную форму, и пройти минимальное собеседование по телефону. Первая ступень для всех кандидатов — работа мойщиком, но некоторые одаренные работники, по словам основателей, получают статус менеджера уже после трех недель работы. На сайте Fast & Shine висит подробнейшее описание дороги от любого московского вокзала до хостела, в котором будет жить новоиспеченный москвич, и около 50 фото маршрута со схемой движения по метро и цветом двери нужного подъезда. Заполнив собственные общежития приезжими работниками, Герасимов и Хохлов заключили договоры с другими крупными сетями хостелов, которые, впрочем, раскрывать своих имен не хотят: опасаются бунта постояльцев, которым проживание обходится в разы дороже, чем приезжим работникам сухих моек.

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «Профиль».